ГОРЕ

Нина Сондыкова
ГОРЕ

Ночью  Валентина раза четыре вставала и ходила в стайку. Марта  стояла с влажными глазами и в них были  боль и испуг. Валентина гладила корову по теплому огромному боку и старалась понять,  что же творится там, в коровьем чреве, почему крупная, и здоровая корова не может растелиться?  Она перебирала в уме все случаи из практики, пыталась напоить корову укропной водой - ничего не  помогало. 
Корова жалобно мычала и,  казалось, просила помощи.
-Потерпи до утра, милая,- уговаривала Валентина Марту. Утром должен приехать ветеринар. В селе ветеринар  - большая  фигура, и чувствуя свою исключительность, они сами диктуют условия и назначают цены. Зимой  Валентина пятьсот рублей отдала за то, что ветеринар   кастрировал  трехмесячного боровка. Раньше- то дед сам «подлаживал»,а сейчас уж не сладить со скотиной, да и зрение не то.
 Сколько  же он возьмет за Марту?  Корова топталась на месте, тяжело дышала. Было видно, как ей плохо. У Валентины корова – ведерница.   Даже зимой дает  она ведро молока, да какого, жирного.  Из этого молока простоквашу хоть ножом режь: густая. Корова знатная.   Все  соседки обзавидовались. Чтоб не сглазили, привязывала Валентина на рога Марте красные тряпочки, да видно не защитили они Марточку.   В   прошлом году потерялась Марта, так дед двое суток по полям ездил на велосипеде, искал ее.  Испростыл    весь,  а нашел. Зацепилась обрывком веревки за лесину    и стояла. Дед говорит,   как услышала его голос - давай реветь.  Умная.  Так и встретились.  Валентина вышла из стайки во двор. На горизонте начало светлеть
-Только бы дотерпела, милая,- думает  Валентина.
 На дворе холодно.
 Дома Валентина подошла к иконам и обратилась с  просьбой:
-Матерь пресвятая, заступница. Ты помощница в наших скорбях. Помоги ,- тут Валентина задумалась, как сказать, ведь необходимо просить помощи «рабе божьей»,  а Марта-это  скотинка, хоть и умница,  и кормилица. И вдруг,  как будто кто продиктовал, всплыло:
-Кормилице  нашей,  твари божьей Марте...
И так жалко стало Валентине свою корову, что заплакала она. Вспомнила, как возвращается Марта с пастьбы:   придет к воротам и ждет, когда  ворота откроют.  Нет,  повезло Валентине с коровой.
 Еще немного помолившись, Валентина снова направилась в стайку.  Еще возле стайки она почувствовала: что-то изменилось. Рывком открыв дверь,  замерла. Возле Марты лежал теленок,    мертвый…Видно задохнулся при родах. А в глазах у Марты   такая печаль и тоска, какая бывает у людей в горе.
-Марточка,   милая,-  заголосила   Валентина, обняв Марту за шею.  Корова, будто поняв, что хозяйка разделяет с ней ее горе, замычала.
-  Видно, в зиму останемся без мяса,- подумала Валентина.- Надо брать поросенка….
 А корова устало вздыхала и лизала своего теленочка.