3. Золотой мальчик. Vip

Братислав Либертус Прозаик
"ЗОЛОТОЙ МАЛЬЧИК"
(новелла)


Глава 1. СЕМЕЙНЫЙ ФОТОАЛЬБОМ


   В семейном фотоальбоме - серия чёрно-белых любительских фотоснимков. На них изображено много людей. Между ними запись:
   "В доме радость: родился долгожданный сын! Плод большой любви! Нет, - плод ОГРОМНОЙ любви! Поэтому назвали Максимкой.
   В честь этого события, по семейной традиции, на праздник родин собрались почти все родственники. Не приехал только дядя Степан, потому что он сейчас в плавании; и не приехал Коля, - потому что заболел ветрянкой. А так все в сборе: уважительных причин отсутствовать на семейном празднике - нет!"


   Следующая страница того же фотоальбома. Любительский чёрно-белый снимок. На нём счастливые оба родителя держат за ручки прелестного малыша, который учится ходить:
   "Нашему счастью уже десять месяцев! А это - его первые шаги!"


   Следующая страница. Цветная фотокарточка, сделанная в фотоателье. На ней годовалый белокурый карапуз, на руках счастливых обоих родителей:
   "Нашей беспредельной радости - уже год! Спасибо Богу за Максимку, наше счастье!"


   Следующая страница. Снимок, сделанный в фотоателье. Под фотографией нарядно одетого малыша двух лет:
   "Нашему ангелочку Максимке уже два года! Спасибо Богу за это чудо! Нет слов, чтобы выразить Ему всю благодарность за нашего любимого сыночка!"


   Следующая страница. Серия любительских чёрно-белых фотографий праздничного застолья, с множеством людей. Во главе стола - счастливые родители, и между ними малыш:
   "Отмечаем трёхлетие нашего обожаемого Максимки! Три года счастья! Дай Бог и дальше!"


   Следующая страница. Цветная сувенирная фотокарточка на пляже. На ней родители стоят в воде почти у самого берега, а между ними ребёнок. В углу фотокарточки - вензельный оттиск "Евпатория":
   "Отдыхаем на море. Нашему любимому Максимке уже три с половиной."


   Следующая страница. Любительский чёрно-белый снимок в осеннем лесу, у костра:
   "Наш папочка учит Максимку готовить шашлыки. А нашему чуду скоро будет четыре годика! Он такой взрослый!"


   Следующая страница. Цветное фото. На нём рядом с торжественно одетыми родителями - белокурый первоклассник, одетый в парадную школьную форму, с букетом разноцветных астр в руках:
   "Наш ангелочек теперь совсем взрослый! Первый раз в первый класс! Наша гордость, наше чудо!"


   Следующая страница. Фотоснимок табеля успеваемости за первый класс:
   "Наше золото, наша гордость семьи! Так держать, Максимка!"


...


   Ещё спустя несколько страниц. Цветное фото. На нём улыбающийся светловолосый юноша в поднятой вверх руке держит диплом в красной обложке:
   "Наш умница Максимка закончил десятый класс! Ура!"


   Следующее фото, в тот же день. Юноша в окружении своих одноклассниц, и - судя по росту - не только одноклассниц:
   "Наш любимый Максимушка! Наша светлая радость!"


...


   Ещё спустя несколько страниц. Цветная фотокарточка, сделанная в фотоателье. На ней светловолосый молодой человек с ангельскими глазами и блуждающей романтической улыбкой. В углу фотокарточки - вензельная надпись со словом "Курск":
   "Последний экзамен сдан на отлично!"


   Следующая страница - несколько цветных любительских фотоснимков семейного праздничного застолья.
   "Нашему обожаемому Максимке - 25 лет! Нашему счастью - четверть века!"




Глава 2. ХРОНИКА ВОСПОМИНАНИЙ


   Мальчику - полтора года.
   - Максимка! Иди сюда, моя радость. Смотри, видишь игрушки? Надо сложить их на место, вот сюда. Давай, умничка. Молодец.


   Мальчику - четыре с половиной:
   - Максимка, когда тебе что-то надо - то ты без спросу не бери. Надо всегда спрашивать прежде: "Бабушка, можно я вот это возьму?". Ты меня понял? Умничка, золотой.


   Мальчику - восемь:
   - Максимка, ты уроки сделал уже? Умничка. Теперь иди, мой руки, будем ужинать.


   Мальчику - девять с половиной:
   - Максимка, золотой, помоги бабушке.
   - Максимка, сходи к дедушке, спроси, что ему нужно помочь.
   - Максимка, у тёти Маши скоро день рождения. Ты уже придумал, что ей подарить?


   Максимке - тринадцать. В гости зашла соседка. Обращаясь к родителям, с восхищением:
   - Какой у вас золотой ребёнок! Просто ангел! Сколько смотрю на него - не перестаю удивляться: всё делает, что ни попросишь; послушный, предупредительный, вежливый, умный! А рассуждает как не по возрасту мудро! Просто счастье иметь такого ребёнка! Удивительно золотой мальчик! Эх, не то, что мой... Завидую вам по-доброму!


   Максимке - пятнадцать. На семейном застолье по поводу дня рождения Максимки. Из торжественной речи дяди:
   - Максимка - это гордость нашей семьи! Я счастлив иметь такого племянника!


   Максимке - шестнадцать. Семейное торжество по поводу его дня рождения. Из торжественной речи тёти:
   - Золотой наш мальчик! Желаю тебе расти здоровым и счастливым! И пусть твои мечты сбудутся!




Глава 3. ЛИЧНЫЙ ДНЕВНИК МАКСИМКИ


 
   Десять с половиной лет:
   "Я очень люблю своих родителей. И бабушек люблю, и дедушек. И всю свою родню. И тётю Катю, и дядю Володю, и тётю Свету, и дядю Мишу, и тётю Машу, и дядю Колю... Всех люблю. И всех двоюродных братьев люблю, и сестёр."



   Одиннадцать лет:
   "У меня столько родственников, что иногда хочется сбежать на край света."



   Одиннадцать с половиной:
   "Когда я вырасту, то мечтаю жить один. И чтобы никого не было. Только я, и пустой дом."


   
   Двенадцать лет:
   "Интересно, если я умру, то что они будут без меня делать? "Максимка, сделай это, Максимка, сделай то...". Я понимаю, конечно, всё. Меня любят, и я нужен..."



   Тринадцать лет:
   "Я никого не люблю. Наверное, это странно для моего возраста. Иногда мне за это стыдно..."



   Четырнадцать лет:
   "Иногда думаю, что у меня сердца совсем нет."



   Четырнадцать с половиной:
   "У меня иногда такое чувство отчего-то возникает, будто меня задушили ещё в раннем детстве. Или забыли родить..."



   Пятнадцать лет:
   "Иногда думаю: если вдруг бабушка и дедушка умрут, то что бы я хотел получить в наследство? И такое чувство, что ничего."



   Семнадцать лет:
   "Мечтаю, что когда-то женюсь и уеду куда-нибудь подальше... Например, в кругосветное путешествие. Навсегда."



   Восемнадцать лет:
   "Скорей бы в Армию. И чтобы меня отправили куда-нибудь на войну и убили."



   Двадцать два года:
   "Я сегодня смотрел, как улыбается моя жена. И вдруг отчётливо понял, что не люблю её..."



...



   Двадцать восемь лет:
   "Я опять влюблён. Кажется..."



   Двадцать девять лет:
   "Мне уже скоро тридцать. И мне уже, наверное, раз десять предлагали снова жениться. А я всё мечтаю о большой любви... Какая-то ирония судьбы..."



   Тридцать с половиной:
   "Когда я умру - то думаю, что о том, что я был, - будет напоминать только надгробие... Завещаю, чтобы на нём высекли слова: "А был ли мальчик?"... Или нет, пусть напишут так: "А был ли мальчик золотой?" Будет смешно... Интересно, хоть кто-нибудь поймёт, в чём юмор? Думаю, что нет... Но я очень хочу жить. Понимаю, что хочу жить. Пока человек дышит - говорят, есть надежда... Я ещё дышу. Значит, надежда должна быть."


   
   Тридцать три года:
   "Я всю жизнь ищу любовь. Мне всегда хотелось большой любви. Читал классику, вникал в книги по психологии... Любовь строится на взаимном уважении, бережном и внимательном отношении друг к другу... И я всю жизнь старался быть внимательным, и относиться бережно и с уважением... Но меня всё равно никто не любил.
 
   Любили, но не так, как мне было нужно. Сходили с ума от любви. Хотели ради меня покончить с собой... Готовы были подарить мне ребёнка. Но было такое чувство, что всем плевать на меня. Просто какое-то отчаяние: почему же моё сердце не бьётся в ответ? Их любовь вызывала во мне чувство усталости...

   Я думал: такое впечатление, что у меня сердца вовсе нет. Думал: я, наверное, не с этой планеты какой-то... Может, я инопланетянин? Почему же я не чувствую ничего? Потом понял: оно просто замерло внутри меня... Или, скорее, завяло, как росток без солнечных лучей... Оно сжато в комок, который всю жизнь не разжимается, даже когда меня очень сильно вроде бы любят...

   Почему чужая любовь не греет? Я только теперь начал догадываться. Потому, что любили не меня самого, а тот образ, который я создал в угоду всем... Я старался быть примерным, правильным, никого не обижать... Старался быть предупредительным, чутким, внимательным... И меня за это любили. И любили ради этого! Чтобы я продолжал оставаться таким же: внимательным, предупредительным, чутким, и выполнял капризы... Они хотят именно такого меня, и без такого меня сходят с ума, теряя надежду встретить идеал своей мечты... "Вокруг одни козлы", а я - их мечта! Воплощение мечты... А как же я?...

   А на меня им плевать. Словно глухие. Всем хорошо со мной. Но мне ни с кем не хорошо по-настоящему. И я чувствую себя так, будто так до сих пор и не родился... Я не живой. Меня нет среди живых. Меня не существует. Есть только фикция, в которую все влюблены, как в праздничный фейерверк... А до меня самого никому дела нет. Меня любят, но любят не меня...

   В итоге моё стремление к добру обернулось для меня тем, что я чувствую себя никому не нужным... В меня влюблены, меня обожают, мной восторгаются, моему примеру хотят следовать, а мне отчаянно хочется умереть...

   Самое грустное, что я действительно хочу оставаться таким же внимательным, чутким... и т.д.. И чтобы меня при этом любили. Именно меня... А не этот идеальный образ, из-за которого сходят с ума.

   А самое обидное - что я им в какой-то мере завидую. Потому что мне тоже хочется в ком-то раствориться, забыться, сойти с ума, и опьянеть... Почувствовать, как бьётся моё сердце... Но чем дольше живу, тем эта мечта кажется недостижимее. Я мёртвый. Потому что тех, кто любит меня, становится всё больше, - отнимая у меня надежду любить и жить. Потому что по-прежнему любят не меня. И моё сердце молчит. А жизнь - тает, струясь как песок сквозь пальцы... И всё дальше уплывает моя мечта о большой любви... Уплывает, как бумажный кораблик, который, промокнув насквозь, вот-вот утонет..."


21.05.2014
Братислав Либертус Прозаик