Арктическая эпопея 1995 года. Или, как поправиться

Вячеслав Кисляков 2
  По Енисею до Игарки. ( Из моих дневников). 

  Так начиналась моя береговая жизнь. 25 мая я подал заявление на перевод из должности  капитана  на  должность капитана-наставника Мурманского морского пароходства.

    02.10.1995 г. Сегодня после обеда начальник СБМ Войнов Э.К. сообщил, что мне надо  срочно идти  в арктический рейс ледовым лоцманом на итальянском судне «Си Мартин» - из Мурманска в Игарку и обратно.  Для меня сразу же началась гонка и беготня: надо срочно прописать паспорт моряка, оформить командировку, получить в кассе деньги, собрать свои вещи на рейс и т.д. И все это срочно! Сегодня же! А сейчас уже 15  часов по Москве.  Через два часа заканчивают работу все службы, а дел впереди целая куча. Ведь Войнов знал об этом еще вчера, но тянул до последнего зачем-то. Я еще два дня назад знал, что нужен на это судно ледовый лоцман и заявил свое желание пойти в рейс ледовым лоцманом. Для этого надо было ММП и фрахтователю оформить заранее договор, но финансисты  протянули эти два дня. И только перед самым отходом договор был оформлен и я смог пойти в рейс, дав заработать для ММП 185 тысяч долларов США. После оформления всех документов и сборов дома я выехал на судно в 20.45. Отвез меня до порта мой  сосед мафиози – Толя, а в пароходстве для меня даже машины не нашлось… В 21.30 было оформлено разрешение на плавание в Арктике, и я  вместе с линейным лоцманом вышли из Мурманска на выход из Кольского залива. Линейный лоцман выходил  на судне по Кольскому заливу до Тюва-губы на 3-4 часа, а я – на месяц в Арктику.
 
   Теплоход «Си Мартин» - контейнеровоз, длиной 165 метров. Судно идет на Игарку за лесоматериалами. Весь рейс я должен буду оставаться на борту судна до прихода его в Кольский залив. Рейс рассчитан на 22 дня, а сколько будет фактически – покажет время. Ледовый прогноз на ближайшее время благоприятный, но к концу погрузки Енисей начнет замерзать. Тогда плавание будет затруднено и нам   понадобится атомный ледокол, чтобы форсировать льды Енисея и  Карского моря. Мы будем выходить из Игарки почти последними из тех судов, которые там будут. Ну, с Богом!  Поехали!

    03.10.1995 г. Капитан мне определил каюту, где я буду жить весь рейс - рядом со своей. Капитан – итальянец, 1939 года рождения. Во льдах никогда не плавал и понятия о ледовом плавании не имеет. Всего на судне пять итальянцев, два югослава, поляк, а остальные – филиппинцы, в том числе, третий  штурман. Старпом плавает на судне со своей женой, которая считается стюардессой, а по-нашему – уборщицей. Каюта моя не очень удобная (она совсем  не такая, как на  судне «Рио-Адриатик», где я жил в прошлом рейсе). Тогда я жил в каюте хозяина, а она была даже лучше капитанской. Я это высказал капитану и  старпом пообещал, что уже после обеда  переведет меня в хорошую каюту.

   Утром в 07 утра  меня на завтрак  разбудил кадет (штурманский ученик). Я в это время уже не спал, поэтому сразу же поднялся на мостик. Погода в Баренцевом море была идеальной для этого времени. Приятная погода оживила филиппинцев, которые работали на палубе. На их лицах изображалась радость. Как я уже понял, что  английским языком они владеют слабо, кроме штурманов. Мы шли вдоль берегов Кольского полуострова со скоростью 14, 5 узлов. На вахте  с 04 до 08 утра стоял старпом. Мы с ним поговорили о правилах распорядка на итальянских судах и об особенностях плавания во льдах  в Арктике, о которой он также не имел никакого понятия. В общем, мне придется здесь нести основную нагрузку по управлению судном во льдах.  Надеюсь, что это время наступит только после выхода из Игарки. После того, как старпом сдал вахту третьему помощнику капитана, мы пошли с ним в кают-компанию на завтрак.

   Завтрак состоял из пиццы, яичницы с беконом и кофе с молоком. На наших судах  примерно такое же меню, но в разных вариантах. Повар – филиппинец,  обслуживал нас в обнос. После завтрака я поднялся на мостик и до обеда находился там вместе с капитаном, разговаривая с ним на различные темы и   узнавая в разговорах побольше  друг о  друге. В целом, капитан мне понравился своей разговорчивостью и открытостью. Я не очень люблю общество, где  царит уныние и скрытность, а уж, тем более, когда люди замкнуты, необщительны  и неразговорчивы.  Такие случаи иногда бывают в экипажах судов. Тогда чувствуешь себя, как бы,  не в своей тарелке. Здесь же капитан принес на мостик пару  бутылочек пива и это нас также еще больше сблизило. На мой вопрос, запрещено ли употребление алкоголя на судне, он только рассмеялся.  Вино, мол,  всегда свободно подается  и на обед, и на ужин. Только не филиппинцам, конечно. А итальянцы без вина и макарон  и дня не проводят.  В 12 часов капитан пригласил меня на обед в кают-компанию.

   Обед - без первого блюда. Но обед был очень обилен,  и калориен: макароны с тушеным мясом и сыром, кальмары жареные, натуральный шницель, вино, кофе с пирожными, яблоки. На столах стояли итальянские сухие вина. Обед длился часа полтора. За столом капитана сидел я, старший механик и старпом с женой. Во время обеда капитан и стармех много  курили, разговаривали между собой по-итальянски, шутили, спорили о чем-то  и даже ругались. Старпом с женой в основном молчали, а через час ушли к себе в каюту. Старпом меня предупредил, чтобы после обеда я перебирался в новую каюту, которую для меня приготовила его жена. Я после обеда решил поговорить с одним из югославов, который был хорватом из Риеки, и понимал по-русски. Затем я перебрался с вещами в свою новую каюту, где решил отдохнуть до ужина.  Перед ужином кадет занес мне в каюту ящик пива «Хейнекен» от старпома, а капитан передал еще бутылку джина и по бутылке мартини - «Белого» и «Красного». К моему большому сожалению, сухой мартини для меня противопоказан, как и любой вермут, так как от него у меня  сильная  аллергия.  Ну, что ж! Буду угощать дома друзей!  Итак, мой первый день начался неплохо.

    После обильного ужина с макаронами и прочими итальянскими вкусняшками, я смотрел в судовом видеосалоне фильм о захвате американского атомного крейсера «Миссури» террористами. Фильм мне понравился. В 23 часа я поднялся на мостик на вахту третьего штурмана. В это время на небе начало играть различными переливами северное сияние, которое было цветным и играло всеми цветами радуги. Весь небосвод был покрыт  радужного цвета полосами, которые молниеносно извилисто пробегали по всему небосклону, переливаясь от одного цвета радуги к другому. Это явление, превосходящее всякое описание, приводило филиппинцев в величайшее изумление.  Небо было изумительно красивым даже для меня, видевшего северное сияние множество раз.   Все филиппинцы собрались на верхней палубе, где только и были слышны их возгласы: «Аврора! Аврора! Аврора!».  Третий штурман даже забыл про вахту и также,  задрав голову в небо, ликовал вместе с остальными филиппками,  от видимого ими впервые в жизни  северного сияния. Мне пришлось предупредить его, чтобы он лучше нес вахту!

   04.10.1995 г.  Сегодня кадет поднял меня на завтрак  в 07.30. Море спокойное, видимость хорошая. Дал в ММП диспетчерскую сводку о нашем местонахождении и о погоде. Эти сводки я должен в течение рейса давать дважды в сутки, о чем я предупредил капитана. Радио прослушивается плохо, так как идут постоянные помехи, в том числе и от ионизации атмосферы при сильных северных сияниях. Разница по времени с Москвой составляет +2 часа.  Где-то в 14 часов войдем в пролив Карские ворота. Получил РДО от начальника ШМО (штаба морских операций) Николая Бабича, где он сообщил, что лед в районе острова Белый и Енисейского залива ожидается после 15 октября, а в районе
Игарки 24-26 октября. Надо бы уйти из Игарки до этого времени, чтобы не застрять там. Познакомился поближе с женой старпома, когда она делала уборку в моей каюте. Ее звать Джаванной, 1968 года рождения, как и наша Оля. У Джаванны есть дочь, которой 6 лет. Дочь живет на Сицилии у ее родителей, пока она   с мужем ходит  по морям. Нашего радиста, через которого я шлю РДО, зовут Абелем. Видимо, Абель, зашифрованный итальянский разведчик! Шучу. Но, наш капитан, хотя у нас с ним и установились хорошие отношения,  почему-то считает, что я  тоже зашифрованный КГБ-эшник.  Вот так!

   Вчера мы встретили  у себя справа по борту в 3 милях настоящего разведчика – норвежское шпионское судно «Марьята», но оно на мои вызовы ничего не ответило. Шифруется значит!
   Военное судно «F/S Marjata» является третьим специальным кораблем для ведения военной радиотехнической разведки. Судно-шпион «Marjata», как и два других, эксплуатировались норвежским военно-морским флотом. Эти военные суда принадлежат норвежскому научно-исследовательскому институту обороны и считаются самыми современными кораблями такого типа. Военное судно «F/S Marjata» построено 18 декабря 1992 года на судостроительной верфи «Langsten shipyard» являющееся филиалом компании «Aker Yards» («STX Europe»). Его основной базой является порт Киркенес. Судно «Марьята» построено судостроительной компанией  специально для разведывательных целей с таким расчётом, что обеспечивается малая шумность работы механизмов и хода, для того, чтобы не создавалось помех записи измерений, и имеет высокую устойчивость, потому что его датчики могут работать на стабильной платформе. Для достижения высокой стабильности судна  выполнено в форме Ramform.

   Из-за большой ширины, метацентрическая высота судна составляет около 16 метров. Судно может продолжать функционировать даже при значительном повреждении части внутреннего набора. То же самое можно сказать и о длительном воздействии низких температур или больших количествах воды на палубе. Корабль оборудован так, что он может работать в Арктике, и выдерживать большие холода. Операции в северных полярных регионах могут проходить без перерыва в очень длительные периоды времени.

Технические характеристики  научно-исследовательского судна «F/S Marjata» следующие:
Водоизмещение — 7560 тонн;  Длина — 81,5 м;  Ширина — 40 м;  Осадка — 6 м;  Силовая установка — дизель-электрическая два агрегата MTU 16V 396 TE общей мощностью 8160 л. с. и два генератора «Siemens»;  Скорость хода — 15 узлов;  Экипаж — 45 человек (14 моряков и 31 инженер-разведчик). При возможностях электроники, которой оборудована «Марьята» разведку можно вести на расстояниях от 20 до 500 километров - в зависимости от нахождения  от судна необходимой для разведки цели.

   Меня, как и всех капитанов, инструктировали в спецотделе ММП насчет «Марьяты». При ее обнаружении вблизи берегов России мы обязаны шифровкой донести в ММП о месте нахождения  судна-шпиона. Но в данном случае, находясь на иностранном судне, я не мог этого сделать. Поэтому я вызывал командира разведсудна по УКВ-связи  несколько раз, а после того, когда он отозвался на мои вызовы,  я предупредил его, что он находится у берегов России без разрешения властей и должен покинуть воды Карского моря. Он мне ответил, что он находится вне территориальных вод России и спецразрешение  ему для этого не требуется.  Когда мы подходили к Диксону, я передал всю эту информацию  по УКВ-связи начальнику ШМО Бабичу, а тот передал эту информацию срочно в Москву. «Марьята» вынуждена была покинуть воды Карского моря и уйти в Баренцево море через мыс Желания. Таким образом, я внес и свой вклад в дело защиты интересов России. С приходом в Мурманск, из Москвы ко мне приезжали дважды соответствующие работники из органов, которым мне пришлось отвечать на их вопросы.

   13.00 мск. – обед. Меня заинтересовала итальянская кухня. Уже третий день я ем макароны, но не ем первого блюда. Я это высказал капитану накануне.  Перед обедом я немного задержался, чтобы закончить составление диспетчерских телеграмм. За мной в каюту прибыл стюард, который попросил меня пройти в кают-компанию. На столе у меня стояла большущая тарелка с жаренными королевскими креветками и острым соусом. Появилось и новое вино в литровых пакетах. Вино было сухое, белое. После креветок мне принесли свинину на ребрышках (хорошо прожаренную и очень вкусную). Когда я расправился с ребрышками, запивая их вином, стюард  принес еще и тарелку  какой-то рыбы в тесте (тонкие  кусочки запеченной и зажаренной в масле). Сегодня старпом показал мне, что он тоже настоящий итальянец, так как весь обед тарахтел за разговорами с капитаном и стармехом, как пулемет. Как мне показалось, его слова  намного быстрее опережали его мысли. Но, возможно это потому, что я его просто не понимал его!

    Капитан за обедом часто задавал мне разные вопросы, но говорил очень тихо и я не все понимал. Приходилось его часто переспрашивать. Вчера всех интересовали в основном вопросы о жизни в России, а сегодня - перешли на Арктику и на арктические холода. А какой сейчас холод? Всего лишь за бортом +7. Но для итальянцев и филиппинцев это уже страшный холод. А оказывается, у них и одежды то  соответствующей нет. Они очень волнуются, боясь замерзнуть на русском севере среди белых медведей. Первую вахту, находясь на вахте с третьим штурманом, я рассказывал ему, что в Арктике бывают очень большие холода, доходящие до минус  45 градусов. А штурман все это рассказывал своим коллегам, да еще, видимо, и припугнул их страшными холодами и белыми медведями. Капитан поинтересовался у меня можно ли купить в Игарке теплую одежду и обувь. Я сказал ему, что, если есть наличные деньги, то все сможем достать на месте, когда придем и ошвартуемся к причалу. Капитану особенно понравилась моя шапка из бобра, и  он заинтересовался, можно ли ему приобрести в Игарке для себя  три таких шапки?  Я сказал ему, чтобы он не спешил с вопросами, так как все будем решать на месте. Все эти вопросы  я возьму на себя. Я ведь тоже в Игарке  буду в первый раз! 

   Но особый интерес у капитан проявил к русским девушкам, которых он хотел по приходу в порт иметь сразу же, и,  не меньше чем в трех экземплярах. Оказывается, его жена умерла еще в 1981 году, и он считает себя с тех пор  старым холостяком. Да к тому же, и в рейсе он уже находится давно. Так что девушек ему надо же сразу  по приходу, да и для старшего механика тоже нужны девушки местного разлива. Что мог я ему ответить? На вечерней вахте ко мне насчет девушек начал приставать и третий штурман.  Ему тоже захотелось экзотики и клубнички. Я сказал   филиппку, чтобы он готовился тщательно к встрече местных красавиц, но должен помнить, что   местные сибирские  ребятки могут его за девушек и побить. А что хуже всего то, что  они любят и ногами попинать особо резвых любителей русских девушек.  Так что лучше потерпеть ему с девушками до Европы! Там этого добра много по улицам шатается…

    Сегодня я попросил механиков наладить мне в каюте душ, который плохо работал. Пришел слесарь филиппинец – маленький коротышка, который очень обрадовался, что может мне оказать услугу. Но, из-за своего маленького роста, до душа он дотянуться так и не смог. Никак не мог решить, как мне помочь в этом деле, пока я не поставил ему под душем мусорное ведро. Только тогда он смог открутить какой-то болтик или винт. Я попросил его, чтобы он все сделал для меня  в лучшем виде, а то его лично я оставлю без теплой одежды, и ему всю стоянку придется сидеть на судне, а не бегать по русским красавицам. Он так старался после этого, что мне даже стало совестно, что я такое ему сказал. Интересный факт – за столом в кают-компании филиппинцев нет. Они отдельно питаются в столовой и почти всегда едят рис. Вина им тоже не дают, а может, они и  сами не пьют – вера не позволяет. После того, как с обедом было закончено, капитан куда-то послал стюарда. Тот вскоре появился  и принес какую-то красивую бутылку.

   Оказалось, что это шотландский ликер «Драмбуйе». Очень вкусный!  Оказывается его надо пить с хорошим заваренным кофе. Ликер Drambuie, который на русском языке чаще всего называют «Драмбуйе» или «Драмбуи», является, пожалуй, самым известным ликером, созданным на основе шотландского виски. Этот умеренно сладкий напиток янтарно-золотистого цвета достаточно крепок – крепость «Драмбуйе» составляет 40%. Вкус ликера содержит нотки меда и трав, а аромат обладает богатым букетом с нотами меда, шафрана, мускатного ореха и различных трав. Мне «Драмбуйе», из всех ликеров, которые я пробовал, нравится больше всех других. Разве только еще ликер эстонский  «Вана Таллинн» не плох, если его сравнивать с «Драмбуйе».  Должен сказать, что повар на этом судне, мог бы работать в любом шикарном ресторане! Готовил он каждый день разные блюда   очень вкусно.  После рейса, когда дома я встал на весы, оказалось, что за три недели я прибавил  в весе 9 кило. Вот так! Кстати, капитан весь рейс перед обедом приглашал меня и старшего механика к себе в каюту, где он всегда готовил для меня со старшим механиком большой бокал коктейля, состоящего из   виски или смирновской водки,  ликера «Драмбуйе», «Баккарди» и еще каких-то напитков. Очень даже замечательный коктейль оказался. Я после этого рейса еще года два делал такие же  коктейли для своих  друзей, благо, что капитан меня нагрузил двумя коробками (по 12 бут.) различных хороших спиртных напитков. После полуторачасового обеда, мы еще сидели в кают-компании за крепким кофе целый час.

   Во время обеда я наблюдал часто такую картинку: капитан засыпает в кресле, держа в руке горящую сигарету, которая постепенно сгорает, а пепел падает на пол. А в это время старший механик безумолку что-то постоянно  тараторит на своем итальянском языке, из-за чего капитана и клонило в сон. Позже, когда сигарета начинает жечь капитану пальцы, он  резко просыпался, вскакивал с кресла, что-то орал на стармеха, а затем давал тому по загривку звонкую затрещину.  Между ними моментально начиналась настоящая итальянская перепалка - с криками и воплями. Потом, все это также быстро прекращалось, капитан обнимал стармеха, гладил его по голове и все понемногу начинали расходиться по своим делам. Эту картину за рейс я наблюдал, наверное, раз пять-шесть, но так ничего и не понял.  Видимо, капитан и стармех были большими друзьями,  и их многое связывало по жизни, чего я не знал, хотя стармех был лет на 25 моложе капитана. К концу рейса я начал все же понимать, что их связывало. Это, прежде всего, женщины и хорошая выпивка за счет капитана. Это впоследствии  для меня показала стоянка нашего  судна в Игарке. Там приключений было даже  больше, чем я ожидал.

    Сегодня на улице идет мелкий дождь. В 16 часов встретили идущего нам навстречу тх «Михаил Стрекаловский», который следовал из Дудинки в Мурманск. Капитан сообщил мне, что впереди по курсу везде  чистая вода и льда нет. В Дудинке стоят 3-4 наших судна, в том числе, и атомный лихтеровоз «Севморпуть». Ценная для меня информация.
 Вечером я решил постираться, но лучше бы этого не делал, так как стоки воды в душе забиты, а вода никуда не уходит. Все-таки бардак на судне у этих итальяшек.  Я уже  было обрадовался, что каюта хорошая у меня, но оказывается – нет. Завтра снова дам задание стармеху, чтобы он окончательно привел мою каюту в нормальное состояние, иначе пообещаю его слесаря самого утопить в этой душевой, где ничего не работает нормально.

    Кстати, начал читать очень интересную книгу, которую взял с собой в рейс – «Экспедиция Северного ледовитого океана» доктора Старокодамского – о плавании ледокольных судов «Таймыр» и «Вайгач» с востока на запад в 1910-1911 гг. Очень интересная и поучительная книга по плаванию во льдах.

   05.10.1995 г.  Следуем по Карскому морю. Подъем у меня как всегда в 07.30. Ночью в 02.30 меня вызвали на мостик, так как навстречу нам шло какое-то судно. Для второго штурмана надо было расходиться с ним, но он вызвал для этого  меня. Оказалось, что это идет из Игарки лесовоз-соломбалец из СМП. Второй штурман сообщил мне, что в Игарке уже стоят 9 различных судов: три судна - на отходе,  три – у причала грузятся, а остальные три - стоят  на бриделях в затоке. Погрузка идет быстро – по 2000 тонн в сутки. После трех часов  ночи  я ушел с мостика в свою  каюту спать. Впереди все чисто. Пока находился на мостике,  началось северное сияние, но оно вскоре  прекратилось. Утром, после завтрака, я сказал старшему механику, чтобы навели порядок с водой у меня в каюте, которая стоит в туалете и никуда не уходит. Слесарь пришел быстро, но вместо того, чтобы работать - давай тараторить мне  о своих  семейных проблемах. Пришлось уйти на мостик, предупредив его, чтобы, когда он все сделает в туалете и душе, то позвонит мне на мостик. И предупредил его, чтобы он  меньше языком болтал, а больше работал руками и головой. Сказал также ему, чтобы его  соображалка   работала в постоянном режиме, пока меня нет в каюте! И чтобы в душе не было воды на полу.

   Сегодня нашему внуку Илье день рождения. Ему два года стукнуло. Сообщил об этом еще утром капитана. По этому поводу капитаном  был организован праздничный обед. Повар запек красиво в духовке целого индюка килограммов на 10. Как всегда,  на столе стояли традиционные макароны с острым томатным соусом, различные жареные колбаски, оливки,  капуста брюссельская, консервированные чеснок и лук, огурцы соленые и перец. Примерно через час повар принес  на наш стол еще флорентийский бифштекс, миланское «ризотто»  и  каприйский салат. На второй стол, где сидели югославы и два кадета, в честь дня рождения моего внука, было  выставлено даже вино, которое раньше им не подавали. Меня заинтересовали последние принесенные поваром блюда, и я попросил его поделиться со мной своими  рецептами.

   Оказывается, что бифштекс по-флорентийски – это просто стейк из телятины. Но телятина должна быть обязательно флорентийская! Поданный нам одним куском стейк  был  больше  3 кг. весом и толщиной   в 15 см.  Мне пришлось съесть два больших куска, так как капитан постоянно подливал мне  настоящее тосканское  вино. Узнал я также, что такое миланское ризотто.  У итальянцев, оказывается,  есть поговорка: «Рис рождается в воде, а умирает в вине». И это не случайно. Во многие блюда с рисом в Италии добавляют вино. Одно из таких блюд – ризотто по-милански, возможно, самое знаменитое из всех итальянских рисовых блюд.  Вот такое ризотто было выставлено специально для меня. Хотя есть я уже  не мог,  но капитан упорно настаивал, что он не выпустит меня из-за стола, пока я не попробую знаменитое ризотто. Я сказал ему, что к индюку я уже сегодня даже  не притронусь. Слава богу, что каприйский салат был очень легким блюдом и состоял лишь из помидоров, сыра моцареллы, базилика, масло оливкового, соли и черного перца. Его можно было есть без ограничений. Но это было еще не все. После затянувшегося  почти на 2 часа обеда капитан всем налил еще и  по рюмке «Драмбуйе», а стюард приготовил нам отличное кофе. После такого обильного обеда всех потянуло на сон. Хорошо, что в 16 часов наступала вахта старпома, который был опытным судоводителем.

    Проинструктировав старпома, я ушел в каюту поспать и переварить все съеденное за обедом. Капитана я попросил не заказывать на вечер  такой же обильный  ужин, а то у меня случится заворот кишок.  Но как я не старался увильнуть от ужина и попоститься, стюард в 19 часов позвал меня в кают-компанию, где уже посередине стола возвышался нетронутый в обед громадный индюк. Также поваром были поданы: легкий овощной суп, жареные кальмары и большие ромштексы. Ну как тут похудеть можно? Я ведь собирался в рейсе скинуть кило семь, а оказалось, что с таким питанием еще на десять кило поправлюсь. Ужас! Капитан, конечно, молодец! Но мне от этого не легче! Ужин продолжался почти  полтора часа, пока капитан не уснул. Потом он резко проснулся, и мы пошли с ним на ходовой  мостик. Обстановка была нормальная, видимость хорошая. Капитан остался на мостике рулить, а я пошел смотреть очередной  фильм. Когда  я  в 22.30. поднялся на мостик еще раз, то увидел встречное судно. Это был теплоход СМП - «Маймакса». Переговорил с капитаном «Маймаксы» и заказал по радио на «Си Мартин» речного лоцмана на 08 часов  утра, который поведет судно через перекаты.  У меня пока обязанности только ледового лоцмана, да еще поглотителя завтраков, обедов и ужинов, так как  по реке до Игарки судно поведут речные лоцмана Игарской гидробазы, а не я.

   06.10.1995 г. Сегодня, наконец-то, целый день нахожусь на мостике. Отрабатываю свои деньги по полной программе. К полуночи погода окончательно испортилась. Ветер значительно усилился. Время от времени,  из низких туч, появлялись осадки, в виде мороси дождя со снегом.  Силу ветра я ощутил, когда захотел выйти на крыло мостика и смело перешагнул комингс открытой двери.Свет от боковых иллюминаторов,  то и дело, выхватывал из темноты пенные гребни волн. Вошли из Енисейского залива в сам Енисей и последовали по Енисею до мыса  Сопочная Карга, где нас ждали речные лоцмана. При крепком ветре от юго-запада, с порывами до 15 м/сек, временным дождем, мы следовали к Соп-Карге. Видимость была умеренной, но вскоре последние створы скрылись в тумане еще до поворота. Хорошо, что две пары буев у Соп-Карги и поворотный буй стояли на своих местах, и мне можно было как-то ориентироваться в тумане. Вскоре дошли до приемного буя, где приняли на борт двух лоцманов, которые поведут дальше судно без моего участия. Заказал у лоцманов омуля для экипажа, но они привезли его совсем немного – килограммов десять. Лоцмана боятся брать  рыбу для других судов, так как  в Игарке  местная таможня свирепствует. Если обнаружат рыбу – могут быть неприятности для капитана и его команды. Тем более, что «Си Мартин» - это первое иностранное судно, заходящее в Игарку после 1964 года.

      Прошли Дудинку. Вполне современный северный город, с  большим развитым портом,  длинными причалами, с множеством портовых кранов, складов и большущих серебристых цилиндров  нефтехранилища. За портом видны  современные многоэтажки. На окраине Дудинки вертолётная площадка. В воздухе завис  Ми-8 с болтающимся на внешней подвеске вагоном. Но вот Дудинка ушла к северу и скрылась за плавным изгибом Енисея.

      До 1964 года  иностранные суда свободно заходили в Игарку. Но, 27 июля 1962 года,  Большой Игарский пожар полностью уничтожил склад готовой продукции комбината и 159,2 тысячи кубометров экспортных пиломатериалов, хранившихся на нем.  В огне пожара, перекинувшегося на город, сгорели 65 жилых и административных зданий, два магазина, контора рыбкоопа, родильный дом, аптека, ясли, два только что отстроенных общежития Северного городка. Сгорел даже деревянный мост через Медвежий лог. Кроме жилья, город понес невосполнимые утраты - огонь уничтожил двухэтажные здания музея и интерклуба.  Тогда обвинили в этом моряков-иностранцев, которые сильно повздорили и даже подрались в интерклубе  с местными мужиками из-за женщин. Убыток был очень большой и Игарку надолго закрыли для посещения ее иностранными судами.  Вот так оказалось, что я стал первым  ледовым лоцманом, который заходил на иностранном судне в Игарку после 1964 года. А что день и год  грядущий нам готовит? Я  пока свободен от управления судном, так как до выхода из Енисея судном будут управлять капитан и два речных лоцмана, которые меняются каждые четыре часа. А что  мне остается делать? Есть, пить и отдыхать! Вот это настоящая жизнь!

    Сегодня на ужин был запеченный в духовке омуль, стейки из свинины и говядины, салаты их овощей и из кальмаров в уксусе и три вида сыров, в том числе, и мой любимый настоящий «Рокфор», которого я не ел уже целую вечность. Не все этот сыр любят из-за его специфического запаха, но только не я. Я лично Рокфор обожаю… Также, сегодня впервые на стол были выставлено какое-то новое вино в маленьких бутылочках, видимо, потому что на борт прибыли новые лоцмана. Но они даже это шикарное вино пить не стали. Бог вам судья! Нам больше останется!  Тем более, что я не на вахте сейчас. Мое плавание сейчас напоминает мне наш арктический круиз для туристов, который мы делали ежегодно на «Клавдии Еланской» в начале 80-х, а не напряженную  работу судоводителя.

    Рокфор (фр. Roquefort) — сорт французского сыра, относящийся к голубым сырам. Рокфор покрыт белой, всегда немного влажной и блестящей корочкой. Внутри — маслянистая мякоть с голубой плесенью, которая образует небольшие полости. Сыр, сделанный вручную, можно отличить по неравномерному распределению плесени внутри. «Рокфор» отличается ярко выраженным вкусом, напоминающим вкус лесных орехов. Аромат, исходящий от «Рокфор», представляет собой сложный букет, основу которого составляют запахи овечьего молока и известнякового грота. Рокфор я запивал разными небольшими бутылочками разных сортов вин, которых опорожнил штук пять. Очень даже приятно времяпровождение в моем  «арктическом  круизе»!

     Наши два речных лоцмана английский язык знают очень плохо. В основном называют  только курсы, на которые надо лечь рулевому матросу, да еще самые примитивные английские команды, типа «Право руля. Лево руля». Ведь иностранные суда сюда долгие годы не ходили и лоцмана, соответственно,  английский язык совсем забыли, а может быть, и не знали его вообще. Капитан много раз спрашивал у меня, почему эти новые лоцмана с ним практически не говорят, а тем более не дают ему никакой информации по плаванию в Енисее и по порту Игарка. Я ему популярно все объяснил и сказал, что при необходимости, я буду для него личным переводчиком, за отдельную плату. Шучу!

    Вечером смотрел новый итальянский фильм «Приятная женщина». Этот фильм, оказывается, я уже раньше смотрел в русском переводе, но все равно просмотрел и  во второй раз с большим удовольствием. После фильма до полуночи общались с капитаном в его каюте, где пили пиво с солеными королевскими креветками, которые нам отварил повар. Коротали с ним время за разговорами. Я рассказал ему про свою морскую жизнь, а он мне – про свою. В полночь поднялись с капитаном на мостик, где немного пообщался с лоцманами на их  смене вахт, а в час ночи ушел в каюту почитать книгу и соснуть до завтрака. Погода стоит хорошая. Не качает, и спешить мне некуда. В общем, отдыхаю!

    07.10.1995 г.  Сегодня в 18 часов прибыли в Игарку и стали на якорь на внешнем рейде. С   Енисея сам город не виден. На сравнительно высоком  берегу прямо под открытым небом лежат громадные  штабеля леса. Аккуратно сложенные светложёлтые  доски, массивныё брусья, горные хребты брёвен круглого леса - сосна, пихта, кедр, ель. За отличной строевой древесиной видны бесконечные поленницы метровых кругляшей  «баланса». Это сырьё для производства целлюлозы. Множество судов наших  и иностранных развозят это богатство  по всему миру.  Деревянные причалы, деревянные дороги,  съезды и переходы. Мимо проносятся длинноногие, похожие на насекомых лесовозки, зажав под брюхом очередной пакет леса.

     Пограничники с комиссией прибыли на борт судна  в 20 часов – всего 8 человек. Я был для всех переводчиком. Комиссию капитан  принимал в нижнем,  специальном помещении для гостей. Вместе с комиссией на судно прибыл представитель турецкого субфрахтователя – бывший  второй помощник капитана из БМП, которого звали Владимиром. Он сообщил капитану, что завтра утром на судно прибудет и сам турецкий паша (представитель фрахтователя), который сейчас находится в гостинице Игарки.  Как сообщил Владимир, судно будет грузиться в Игарке дней десять. К 22 часам комиссия закончила свою работу и убыла с борта судна. Капитан каждому члену комиссии выдал по бутылке бренди «Наполеон» и по блоку сигарет «Мальборо». Все погранцы прямо-таки счастливы были от такой щедрости. От наших капитанов такие презенты вряд ли   получишь! Мне капитан также выделил большую (1,75 л.) бутылку «Смирновской» и два блока «Мальборо». Так сказать, за мою работу переводчика.

    Когда комиссия уезжала с судна,  к его борту на катере прибыл какой-то  местный мореход, якобы для того, чтобы  сторожить судно «от внешних врагов». Он был достаточно пьян, но постоянно хотел завести разговор с экипажем, который его совсем  не понимал. Он видимо ожидал, что ему дадут бутылку или хотя бы  нальют рюмку. Но, ни того, ни другого он не поучил, а  я  отослал его на свой, пришвартованный к судовому трапу, катер. Трап  я приказал поднять над водой, чтобы у него не было желания влезть на борт «Си Мартина». Так он и уснул на своем катере до утра. Но когда я вышел в 8 часов на палубу, катера у борта уже не было.

      Пока мы шли по Енисею в Игарку, я был свободен, поэтому посвятил себя осмотру красивейших мест Енисея, где мы проходили. Места были действительно очень красивые. Есть довольно высокие скалы и  хвойные  деревья, которые покрывали берега реки.

     В ряду великих сибирских рек Енисей занимает особое место. Река делит Россию примерно пополам. И где бы  вы ни пересекали Россию, с востока на запад или наоборот, придется пересечь и реку  Енисей.  Начинается Енисей в республике Тыва у границы с Монголией. Его образуют Большой и Малый Енисей, сливаясь возле Кызыла. В верхнем течении Енисей горная река, которая прорывается сквозь ущелья и изобилует порогами. Места очень красивые, но малопригодные для судоходства. Примерно от Саяногорска и Абакана Енисей становится большой полноводной рекой. Ширина реки увеличивается до нескольких километров, чему дополнительно способствует Красноярское водохранилище. Течение становится спокойнее, берега разбегаются. Следующее значимое изменение возле слияния Енисея с Ангарой. Ангара здесь почти втрое шире Енисея и, он, после слияния, становится просто огромной рекой, полностью оправдывая свое название (эвенк. – «большая вода»). Дальше этот огромный водный поток неторопливо течет к океану, вбирая все новые и новые реки. Ширина реки местами доходит до 15 км. Поскольку река течет по плоскогорью, берега скалистые, часто встречаются порожистые участки. Возле океана Енисей разбивается на рукава, каждый из которых - огромная река, по европейским меркам, но в некоторых местах ширина реки, где мы проходили, составляла 4-5 кабельтовых, но глубины, даже у самого берега были  15-30 метров.
 
     Липатниковский перекат, наиболее труднопроходимое и сложное место на Енисее, так как имеет лимитирующие глубины и извилистый фарватер. В районе Липатниково находится постоянный водомерный пост, который производит по нескольку раз в день замеры уровня глубин на судоходном фарватере переката. Эти данные сообщаются по радио и по УКВ-связи всем  проходящим через перекат судам, какой на данное время уровень воды, чтобы капитаны судов  могли оценить безопасность прохода. Во время нашего прохода через перекат  уровень воды на перекате составлял 799 см. А через десять дней, в связи со льдообразованием на Енисее, уровень может понизиться и до 750 см., а то, и того менее. Капитаны, при погрузке лесоматериалов на борт судна,  должны это всегда учитывать, чтобы не сесть на мель или не отгружать груз с судна, чтобы безопасно пройти через перекат, дно которого очень  скалистое и можно получить пробоину днища.
 
     Завтра нас обещают поставить к причалу под погрузку пиломатериалов.
     08 – 09.10.1995 г. Утром, с грехом пополам, ошвартовались к причалу. Дело в том, что лоцман, который прибыл на судно, был не трезв. Пришлось, чтобы не было простоя судна, все взять в свои руки. Лоцман мне кое-что пояснял, но руководил швартовкой к причалу я сам. После этого прибыла портовая комиссия для осмотра трюмов судна. Осмотрели формально. Капитан дал каждому члену комиссии по бутылке «Наполеона» и по блоку «Мальборо». Пограничники поставили  своих часовых у трапа судна, у кормы и у носа. Начальник пограничников предупредил капитана, чтобы экипаж  на период стоянки судна в Игарке  увольнялся на берег только до 24 часов, а также о запрете посещения борта судна посторонними лицами (имея в виду, прежде всего,  женский пол). А как же быть капитану, стармеху и всем филиппинцам, которые только и хотели поиметь русских девушек? Пришлось мне вмешаться. После некоторых моих усилий капитану было разрешено приводить к себе гостей, но не более двух. Ну, а со стармехом, я думаю, они найдут общий язык. Ночь ведь все-таки  длинная… Хватит обоим. Капитан очень рад такому решению, и от души благодарил меня, что хоть двух женщин он будет иметь.
 
     Я нанял для капитана частного водителя, который обязался каждый день по требованию капитана приезжать за нами на судно, и возить нас столько, сколько потребуется, а капитан будет ему платить за это 100 долларов, если поездка будет больше трех часов. Если меньше, то 50.  После обеда  поехали в город, так как судно стояло от центра довольно далеко. Машина нашего водилы, как оказалось, была старой и разбитой «Волгой», которую после приезда ее к борту  судна, водитель  долго не мог завести. Мы прождали минут 20, после чего капитан психанул и послал этого водилу куда-то слишком далеко, да еще - на чистом итальянском языке! Мы пошли пешком. Пройдя метров 300, мы увидели, что водитель нас догнал и очень просил сесть в машину, обещая, что к следующему разу машину он полностью проверит, и она будет заводиться с полуоборота. Я сказал ему, что за то, что он так подвел капитана, его оплата в будущем будет снижена ровно в два раза. Он на это сразу же согласился. Главная улица Игарки, совершенно не помню ее названия, хотя сама  Игарка произошла от какого-то Егорки, то ли старателя то ли охотника,  но имевшего зимовьё на этом месте. И так улица начинается от речного вокзала и идёт вверх мимо голубого деревянного  здания Интерклуба моряков. Мы поехали на центральную телефонную станцию, чтобы поговорить с домом - со своими родными и близкими. 

    Оказалось, что Игарка уже  настоящий цивилизованный город, так как звонить из него можно было в  любой город мира. Филиппинцы так орали от радости, что в зале ничего не было слышно. Один объяснял семье, что он сейчас звонит прямо чуть ли не с северного полюса, где он наблюдает северную Аврору. Связь иностранцам давали буквально через минуту. А вот мне пришлось дозваниваться домой в Мурманск почти полчаса. Вот такие чудеса! Оказалось, что иностранцев соединяли по спутниковому телефону, а меня по простому! Вот  и вся тут арифметика! После телефонной станции я повел капитана в интерклуб, где нас уже ждали, так как слух по городу прокатился про иностранцев еще до того, как судно пришло в порт. Но, в интерклубе, переодетых в гражданское  КГБ-эшников,  было больше чем женского пола. Как мне позже рассказали, в связи с приходом в Игарку иностранного судна, из Красноярска в Игарку прислали целый взвод чекистов.  Капитан оказался в пролете, тем более что я его припугнул теми нравами, которые царят на северных окраинах России. Хотя в интерклубе  я узнал от заведующей, что есть в ресторане одна женщина - Ольга, у которой имеется свой магазин одежды. Я познакомился с Олей и договорился, что мы завтра приедем к ней с капитаном, чтобы закупить для всего экипажа теплые куртки типа «Аляска», зимник шапки, меховые перчатки и теплые сапоги. Для нее это была очень большая радость, так как местные, редко что-либо покупают. А тут сразу почти полмагазина собираемся скупить. Договорился с Ольгой, что завтра в 10 часов мы  подъедем в ее магазин с капитанов, чтобы заказать там  все, что нам надо, а также сделать ей предоплату долларами, а она затем сама все привезет к нам на судно и капитан  с ней тогда полностью рассчитается. Заодно, на скидку  она и мне перчатки кожаные привезет.

   Вечером погода была следующая: ветер северный, мороз минус 7-10 гр. Это плохо, так как скоро  в Игарке может начаться быстрое  льдообразование.

   Утром 09 октября  на борт прибыли представители фрахтователя – турок и Володя. Целых 4 часа они с капитаном решали вопрос с погрузкой груза. Турки хотят, чтобы на судно, кроме пиломатериалов, погруженных в трюм, капитан взял бы еще и груз на палубу – караван. Но выяснилось, что на судне ничего нет для крепления каравана на палубе, а это – самоубийство для судна и экипажа. В конце октября в Норвежском море начнутся  жестокие шторма, а идти в море с плохо закрепленным грузом на палубе - это просто преступление. Я буду делать все, чтобы капитан не поддался давлению фрахтователей, которые хотят только одного – получить как можно больше денег. Груз у них будет застрахован и им все равно, что потом  случится с судном, капитаном и его экипажем.

    Погрузка, укладка и крепление на палубе лесоматериалов имеют особенности. Лесоматериалы, как правило, занимают всю свободную площадь палубы, их укладывают на высоту от 1/3 до 1/2 высоты трюма. Такой большой объем груза требует особо надежного крепления. Оно обеспечивается стензельными стойками и найтовами.

    Стензельные стойки изготавливают из бревен диаметром не менее 180 мм или из нескольких сложенных вместе досок толщиной 2,5 дюйма. Стойки устанавливают в специальные башмаки, приваренные к палубе вдоль борта судна на расстоянии не более 3 метров один от другого, и закрепляют съемными скобами на планшире фальшборта. Длину стоек выбирают такой, чтобы они выступали над верхним уровнем палубного каравана на 1,2 — 1,5 м.  В качестве найтовов применяют короткозвенные цепи диаметром не менее 19 мм или гибкие стальные тросы диаметром не менее 15 мм при высоте каравана до 3,6 метра и не менее 20 мм. при большей высоте. Тросовые найтовы имеют на коренных концах огоны, посредством которых их закрепляют через такелажные скобы к палубным рымам или обухам вдоль бортов судна, а на ходовых концах — отрезки длиннозвенных цепей, что позволяет регулировать общую длину найтова. До начала погрузки лесоматериалов на палубу найтовы вываливают за борт, а по окончании погрузки выбирают из-за борта и заводят поверх груза. Затем к звеньям отрезков цепи противоположных найтовов правого и левого бортов присоединяют винтовые талрепы, посредством которых найтовы обтягивают  втугую.  Лесоматериалы закрепляют на палубе члены экипажа под непосредственным руководством старшего помощника капитана.

    Ничего из вышеперечисленного на судне не было, а старпом с экипажем практики крепления каравана вообще не имели никогда, так как такой груз они никогда  не возили.
   Кроме всего прочего портовики сообщили мне, что докеры собираются объявить забастовку, так как им больше двух месяцев уже не платят зарплату, а забесплатно они работать не хотят. Не знаю, так ли это или же это политика давления на капитана и фрахтователей. Ведь архангельские лесовозы пока продолжают погрузку, а нам уже объявили о забастовке.  Мне то что? Возьму билет на самолет и улечу домой, а вот что будет делать капитан и  его экипаж – мне непонятно. Все это я сказал капитану, и просил его не поддаваться ни на какие угрозы со стороны фрахтователя и порта, если он хочет нормально вернуться в свою Италию.

   В 16 часов все же подвели к правому борту два плавкрана и открыли трюма, но погрузку докеры не начали, а ушли с судна. Капитан возмущен до предела! Ругается на всех  морских матах, в том числе и на русском! Говорит мне, что с таким отношением встречается в жизни первый раз. Но сделать ничего нельзя. Будем ждать и надеяться.

   Сегодня на ужин повар к традиционным макаронам, салатам и креветкам, приготовил еще и каких-то больших жаренных  марокканских рыб - размером на всю большую тарелку.  Да, забыл еще. На обед сегодня были настоящие шашлыки из баранины. Съел целых два. Особенно вкусным был какой-то  соус к шашлыкам. Раньше я не пробовал такого. Вечером, до полуночи посмотрел два боевика американских и ушел спать.

   10.04.1995 г. Утром меня поднял главный диспетчер порта, так как никто не может   объяснить капитану или  старпому насчет погрузки груза. Английского они не знают, а по русские - иностранцы не понимают. Пришлось мне все объяснять старпому, что и как надо делать. Слава Богу, вчерашние разговоры докеров оказались блефом. Погрузку все же начинают. Капитан при мне сильно  разнес представителя фрахтователя за то, что тот не помогает ему, а только вредит. Перед обедом Ольга привезла из своего магазина заказанные куртки и все, что капитан заказал у нее. Но курток было в наличии только 11 штук. Остальные надо ждать, когда их привезут из Москвы. Пригласили Ольгу и ее подругу Надежду  в кают-компанию на обед. Угостили их итальянским обедом, хорошим вином и ликером «Рамбуйе», что им очень понравилось. Я после обеда лег читать и уснул, а проснулся только перед ужином. Кадет попросил прийти в кают-компанию, где меня уже ждал капитан, чтобы после ужина идти в интерклуб, где будут Ольга и Надя.  Капитану уж очень хочется отметиться в Игарке, тем более что Оля даже очень симпатичная и ей лет 30 всего лишь. Надежда постарше, но тоже неплохо выглядит. Стармех уже успел поужинать и тоже рвется в бой…

   Я сказал капитану, что я  сегодня останусь  на судне, так как не очень хорошо себя чувствую. Народ пошел в интерклуб, а я перекусил в кают-компании, чем бог послал, взял у повара  с собой два копченых омуля и пошел  к себе в каюту попить пивка с омульком. После того, как получил удовольствие от пива с омулем, пошел в видеосалон, где до полуночи смотрели фильмы с двумя югославами. Кстати, югославы даже очень не плохие ребята, хорошие  работяги и очень скромные люди.  Мне они понравились чисто по-человечески. Кстати, капитан и вся компания, часа  через полтора вернулись на судно, так как оказалось, что интерклуб сегодня почему-то не работает.  Погрузка у нас  понемногу двигается, но все остальные суда почему-то стоят и не грузятся. У меня стало холодно в каюте, хотя на улице еще всего лишь минус 5 градусов. У меня есть, правда, второе одеяло, но сплю пока под одним.

   11.10.1995 г. Сегодня занимались с капитаном закупкой овощей и  фруктов для экипажа. Брали прямо в магазинах за наличный расчет – за доллары. Зелень американскую местные предприниматели берут, не глядя, т.к. она здесь в большом  ходу. Все завозиться из Москвы самолетами, а курс рубля постоянно меняется. Для перевозки всего закупленного, я позвонил нанятому нами шоферу - Сергею, и за 20 долларов в час, договорился с ним, что он все доставит нам на судно, а мы  с ним сразу  рассчитаемся.  Все привез без обмана. Отдали ему 60 зеленых. День прошел нормально. Погрузка  наша движется помаленьку.
   
    Игарка — город (с 1931) районного подчинения в Туруханском районе Красноярского края России. Город расположен на берегу Игарской протоки Енисея. Находится заполярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты. Город получил название по Игарской протоке, порт доступен для морских судов из Енисейского залива, есть также аэропорт Игарка, используемый для перевозки грузов и рабочих вахт на нефтяные месторождения. Игарка как морской порт работает с 1928 года. Причалы и пр. построены до 1930-35 годов, потом усовершенствовались, расширялись, бетонировались и т. д. До развала СССР в Игарке за летнюю короткую навигацию обрабатывались до 120—140 морских судов.
 
    В Игарке имеется несколько уникальных достопримечательностей. В городе находится единственный в мире Музей Вечной мерзлоты, созданный на базе подразделения Академии Наук. В этом комплексном учреждении представлено несколько выставок, посвященных истории Игарки и все, что связано с городом. Самым интересным является зал, посвященный вечной мерзлоте. Представляет собой этот зал расположенное под землей помещение, где при температуре – 5 градусов по Цельсию экспонируется почва, лед и остатки деревьев, возраст которых несколько тысяч лет.