Теория на практике

Елена Процевская
Альбинка с детства знала, кем будет, когда вырастет. Картавя, она отвечала на вопрос взрослых, что будет «вьячом для кошков и собаков». И даже спустя 10 лет её планы не поменялись — ветеринар, и точка! Поэтому любимым предметом у неё была биология, в которой Альбина разбиралась лучше всех в классе. Учительница биологии Нина Александровна  хвалила её, хотя и задавала дополнительные задания в виде рефератов, докладов, контрольных... Но прямо в первый учебный день завуч Людмила Николаевна  сказала, что первую четверть вместо Нины Александровны биологию будет преподавать практикантка.
И вот сегодня весь 10 «Б»  с нетерпением ожидал её. Прозвенел звонок, и в класс вошла стройная  девушка лет 25.
-Привет, молодёжь! - с улыбкой произнесла она, оглядев своих подопечных.  — Давайте знакомиться, я — Светлана Андреевна, пока что буду замещать Нину Александровну. Надеюсь, всё у нас с вами получится. А теперь я буду называть по журналу фамилии.
В общем, через 10-15 минут все формальности были улажены, и Светлана Андреевна спросила, что им было задано. Валька Белых удивлённо протянула:
-Так сегодня только первый урок... Ещё ничего не задано.
-А, ну тогда вспомним, что вы уже прошли. Итак, что такое биология? «Биология» переводится как наука о жизни, ну то есть о всяких зверушках, белках там, зайцах,- завела практикантка.
Отличники и хорошисты класса недоумённо переглянулись, а признанный комик Андрюха Семёнов громким шёпотом добавил:
-А ещё о черепашках и стрекозках.
Послышалось хихиканье, которое немного привело в себя учительницу. Она обвела взглядом улыбающихся ребят и вдруг... заулыбалась сама:
-Да, это что-то я загнула. Ну, раз вы уже такие взрослые, то давайте изучать всё по-взрослому. Начнём читать самый первый параграф, по абзацу, с первого ряда, с первой парты. Так, Рогова, по-моему?
-Да, - ответила Альбинка.
-Начинай.
Альбинка начала читать вслух. Абзац состоял из семи строчек, поэтому девушка начала второй. И тут же была прервана Светланой Андреевной.
-Рогова, я же сказала, по одному абзацу. Нужно быть повнимательнее, девочка. Сонина, продолжай.
В общем, урок очень отличался от уроков Нины Александровны. Буквально за пару минут до звонка практикантка задала на дом прочитать первый параграф.
-Так мы же его на уроке читали, - резкая на язык хорошистка Катька недовольно дёрнула плечом (она всегда так делала, когда ей что-то не нравилось).
-Екатерина, да? Так вот, Катя, поймите меня правильно, но методы преподавания учителей в возрасте немного устарели. Я придерживаюсь другой системы Вы прочитаете текст дома, в спокойной обстановке, разберётесь... Так будет более конструктивно, и вы сами в этом скоро убедитесь. Ну что же, всем до свидания, следующий урок у нас в среду, послезавтра.
На коротенькой переменке не удалось обсудить нового учителя, но вот на большой почти каждый из 18 учеников успел высказать своё мнение. Все сошлись в том, что новенькая «ничего так, посмотрим, как дальше».
Но к концу первой учебной недели Альбинке стало ясно, что новенькая проигрывает «устарелым» методам Нины Александровны с разгромным счётом. Они прочли два первых параграфа, которые были практически такими же и в учебнике за 9-й класс, и на этом всё. Никаких лабораторных, никаких рефератов, да что там — Светлана Андреевна даже не спрашивала пройденный материал!
Альбинку такое отношение к любимому предмету немного обижало. Ведь учитель должен обучать учеников, а на деле получается, что она, 15-летняя школьница, знает больше, чем дипломированный преподаватель биологии! Школьная жизнь вошла в свой ритм. Были и диктанты, и  самостоятельные, и лабораторные, вот только по биологии они всё читали и читали. Уже и сентябрь заканчивался, и даже концерт ко Дню учителя был показан, а на уроках биологии по-прежнему не задавалось никаких домашних заданий, они всё ещё сидели над вводной частью, попросту лентяйничали. Но большинству Алькиных одноклассников такая методика нравилась. Отъявленный двоечник Олег  Мальков откровенно радовался, а отличница Валька Белых как-то сказала: «Ну ведь биология для ЕГЭ не обязательна, так что можно больше времени уделить русскому и математике».
Алька особыми талантами не блистала, то есть в дневнике были и тройки, и четвёрки, пятёрки тоже изредка попадались. Не хулиганила, как Ирка с параллельного класса, но и не строила из себя слишком уж «правильную» задаваку, в общем, обычная среднестатистическая школьница, каких миллионы по всей стране. Но одного у Альбины было не отнять — она чётко знала свою цель и уверенно шла к её достижению. Через два года ей нужно сдавать и ЭГЕ, и вступительные в вуз, и она не хотела их провалить. Но её слова о том, что биологичка не даёт им никаких знаний, не нашли поддержки у одноклассников.
-Тебе надо, ты и учи, - отрезала Катька.
-Действительно, Аль, во второй четверти придёт Нина Александровна, всё исправит, - попытался смягчить обстановку Андрюха.
Алька вечером обо всём рассказала родителям. Папа, выслушав дочку, дал совет:
-Сходи к Нине Александровне, пусть она с тобой позанимается.
На следующий день на большой перемене Альбина робко вошла в учительскую. Там сидела Валентина Алексеевна, преподаватель географии, полная и добродушная женщина.
-Алечка, здравствуй, что-то хотела?
-Валентина Алексеевна, а вы не знаете адрес Нины Александровны?
-Знаю конечно, улица Зелёная, дом 28, квартира 52. А зачем тебе?
-Да хотела у неё попросить задания факультативные.
-А, понятно. Ну сходи, узнай.
-Спасибо.
После школы Альбинка отправилась к преподавателю. Дом она нашла быстро — уже через полчаса звонила в квартиру. Нина Александровна обрадовалась девочке, хоть и удивилась её приходу. Они прозанимались часа три — учительница объясняла сложные понятия о строении клеток, об их размножении. В общем, не вводную часть про известных учёных, а именно сам предмет. Напоследок порекомендовала тесты, а также дала домашнее задание.
-Альбина, ты работай тогда самостоятельно, контролируй себя, конспектируй, а со второй четверти я за вас всех возьмусь, тем более вторая четверть не за горами.
-Хорошо, Нина Александровна.
Дома она самостоятельно разобралась с двумя новыми параграфами, записала определение цитологии, перерисовала две таблицы по составу клетки и сложила учебники и тетрадки в рюкзак. Ладно, потерпеть ещё две недельки!
Последним уроком сегодня была биология, так что сидящие на задних партах отсыпались под монотонный голос очередного читателя. И вот поэтому голос Людмилы Николаевны прозвучал как гром среди ясного неба. Встрепенувшись, ученики встали для приветствия, но завуч жестом сказала им садиться обратно.
-Светлана Андреевна, вы не против моего присутствия? Я буквально минут на 10-15, посмотреть, как проходить учебный процесс.
-Да-да, конечно, хорошо.
Но и ученики, и сама учительница понимали, что всё отнюдь не хорошо. Ведь толком-то никто ничего не учил, а монотонное чтение про Чарльза Дарвина в памяти не отложилось вовсе.
-Ну, продолжайте урок, Светлана Андреевна. У вас кто-то отвечал, по-моему, я голос слышала...
-Ээээ, дааа, конечно...
И тут Алька, совершенно неожиданно для самой себя, вышла к доске и начала:
-Клетка это элементарная единица всего живого, обладающая всеми функциями организма. Изучением строения клеток занимается цитология...
Светлана Андреевна оторопело смотрела на бойко говорившую Альку, а та продолжала уверенно рассказывать параграф, напоследок она на доске начертила строение клетки и вопросительно посмотрела на преподавательницу.
Та сориентировалась быстро.
-Спасибо, Рогова, садись. Все перерисуйте в тетради с доски эту схему.
Класс дружно бросился копировать клетку, а Катька, сидевшая за соседней с Алькиной партой, прошептала: «Спасибо, выручила всех». Алька, смущённо улыбнувшись, села на своё место.
Людмила Николаевна, поняв, что урок идёт как нужно, сказала:
-Ну, материал вы им даёте в соответствии с программой, значит, на следующий ваш урок в этом классе приду не только я. Посидим, составим своё мнение о вас как о преподавателе.
С этими словами она вышла. В классе воцарилась тишина, а потом вдруг послышался недовольный голос Светланы Андреевны:
-Ну и кто тебя просил вперёд выскакивать? Вот что теперь делать-то?
Альбинка недоумённо поглядела на учительницу, хотя не только Альбинка — весь класс с таким же недоумением смотрел на учительницу. Та не выдержав столь пристального внимания, вышла из кабинета.
Ситуация была действительно очень странной, и тут одноклассники Али потихоньку стали понимать масштаб катастрофы. Ведь следующий урок биологии послезавтра, знаний у них — ноль, что делать?! В этот момент в класс вернулась Светлана Андреевна. Зло посмотрев на Альбину, она продолжила свою гневную тираду:
-Да мне всего-то  оставалось провести с вами открытый урок, я бы даже и не стала вас спрашивать, нужны вы мне, развесила бы схемы, плакаты, получила бы отзыв и всё. Нет же, Роговой нужно было всё испортить! Что, самая умная? Полдоски вон исписала... Дааа, ну и почерк, хотя как раз для врачей, ты же в мед поступать будешь? - уже совсем зло закончила практикантка. Алька оторопела от такого негатива, медленно опустилась на стул и закрыла лицо руками, стараясь не очень громко всхлипывать. В классе воцарилась напряжённая тишина, которую нарушил Андрей. Со своим непередаваемым сарказмом он спросил:
-Светлана Андреевна, а вы уверены, что педагогика — это ваше призвание? Ведь Алька на самом деле нас всех сейчас спасла, а вы на неё наорали почему-то...
-Что?! Ты как разговариваешь? Да я пожалуюсь директору...
-Ага, мы тоже. На вас. Что за два месяца вы не дали нам никаких знаний. Как думаете, кого будут сильнее ругать за поведение? Альбинка намного лучше вас знает биологию...
-Слушайте, а ведь это идея! - вдруг воскликнула Катька. - Аль, ты сможешь нам объяснить поподробнее то, что ты на уроке рассказывала?
Алька убрала ладони от заплаканных глаз и посмотрела на взволнованные лица одноклассников. Затем медленно подошла к доске, ещё раз оглядела девчонок и мальчишек, судорожно вздохнула и тихо начала:
-Клетка состоит из ядра, вакуоли...
Постепенно её голос окреп, и она увлечённо продолжила объяснять.
... На открытом уроке присутствовали завуч, Валентина Алексеевна и физик Александр Анатольевич. Но десятиклассники уверенно отвечали на вопросы, рисовали таблицы, объясняли макеты. После урока завуч похвалила Светлану Андреевну за то, что та так грамотно преподнесла материал. Та победоносно улыбнулась, но заметив насмешливые взгляды учеников, вышла вслед за завучем. А Валентина Алексеевна сказала:
-Молодцы, хвалю!
-Да просто преподаватель попался толковый, - ответила Валька, а затем, повернувшись к Альбине, добавила: - Правда, Аль?
-Да правда, правда, - ответила за неё Катька.
И тут уж весь класс благодарно посмотрел на красную от смущения Альку. А она ещё раз убедилась, какой у них всё-таки дружный и справедливый класс.