Круиз 300 лет российскому флоту

Вячеслав Кисляков 2
    Галопом по Европам.

    Ниже я приведу мои дневниковые записи о моем круизном  рейсе по Европе в 1996 году.

    Круизный рейс на теплоходе «Астра», посвященный 300-летию Российского флота по маршруту Испания – Франция – Англия – Голландия – Германия (Кильский канал) – Дания – Россия в период с 23 мая по 05 июня 1996 года.

    В конце апреля  1996 года, на одном из капитанских часов  в ММП,  на котором присутствовало 37 капитанов,   в самом конце нашего совещания, Любовь Николаевна Петрова (профсоюзный лидер ММП) сделала объявление для капитанов: «В честь 300-летия Российского флота руководство департамента морского флота России организует ряд круизных рейсов по Европе для работников морского флота, которые отработали в пароходствах и в системе ММФ более 30 лет. Желающие могут подать ей заявление в ближайшие две недели. Круиз будет бесплатным, т.е. - за счет центральных властей ММФ».

    После этого совещания, когда я после работы  пришел домой, то рассказал о предложении Петровой Л.Н. своей жене, думая, что она будет на это возражать. Но, все оказалось наоборот. Моя дорогая Аленушка сказала мне, чтобы я обязательно подал заявление и сходил в этот круиз, так как за 30 лет работы в ММП, я этого заслужил. Я даже как-то опешил от такой неожиданной развязки нашего разговора, так как я уже приготовился к тому, что жена будет меня от этого отговаривать. Я ведь не знал, кто еще пойдет в этот  круиз из моих знакомых. Первое, что мне пришло в голову, так это то, что я решил сообщить об этом круизе моему товарищу и коллеге по работе Лебедеву Виктору. Вдвоем нам будет веселее. Но жена Лебедева, как только об этом услышала, то сразу же стала на дыбы, а мне сказала, что  она Витю в круиз со мной ни за что не отпустит, потому что там у нас  будет сплошная пьянка, да еще и женщины будут на судне. Всякое может случиться в  круизе! А вдруг Витю  еще отобьют у нее. Вот так! Я  и Алена даже опешили от такого ее ответа.  Ну, да хозяйка  - барыня! Раз так решила, то пусть им  и будет хуже! Но, я  и сам после этого уже засомневался – идти или не идти мне одному в круиз. Но все решилось, как нельзя лучше!

   Дней через десять я в пароходстве случайно встретил Петрову Л.Н., у которой спросил: «Любовь Николаевна, есть ли на сегодня желающие идти в круиз?»  Любовь Николаевна, сказал, что на наше пароходство выделили 10 путевок, но за 10 дней набралось только шесть человек, да и то,  две пары – это муж и жена. Этими парами оказались Войнов Эдуард Кузьмич с женой, да еще Юрий Пилявец – главный механик атомного ледокола «Советский Союз», - тоже со своей  женой. Я спросил у нее, а могу ли я взять в круиз свою жену, на что она тут же дала положительный ответ.  И вот  тут все сразу завертелось.

    Оказывается до вылета в Испанию, откуда начинался круизный рейс, оставалось  четыре дня. Мне надо было срочно проделать множество дел, главное из которых, было то, что Алене надо было срочно оформить и получить заграничный паспорт, которого у нее никогда не было. Наш сын Игорь, у которого была в декабре прободная язва, заболел еще и гепатитом В. Он лежал в бассейновой больнице, а у тети Алены – Нины Михайловны,  была сломана шейка бедра. Она не могла сама передвигаться даже по квартире. Все эти вопросы мне надо было решить  максимум за три дня. Но я уложился в этот срок, приложив для этого такие усилия, что другому человеку на моем месте, не хватило бы  и  целого месяца. С Игорем и тетей Ниной вопрос решили быстро – вызвали в Мурманск нашу дочь Олю, а вот с получением паспорта в такие короткие сроки, были большие проблемы, так как ОВИР мог выдать паспорт только через месяц.  Но и этот вопрос я решил за три дня.

   В 1994 году я делал круизный рейс по Норвегии с заходом в порт Трондхейм. В рейсе со мной были два заместителя губернатора мурманской области и полковник ФСБ, который как раз курировал вопросы выдачи загранпаспортов вместе с  начальником ОВИРа. Пришлось сначала позвонить заместителю губернатора, а потом – полковнику  в ФСБ, которые быстро решили для меня этот вопрос. В общем, все было сделано вовремя, и после всех этих перипетий, 23 мая в 08.20 самолетом ТУ-154 мы вылетели курсом на испанскую Севилью, где благополучно приземлились в составе группы из 250 человек. От ММП  нас было 10 человек: я и Алена, Войнов Э.К. с женой Людмилой, Пилявец Юра с женой Ольгой,  начальник Атомфлота Тумпаров с женой, глава  морской администрации порта (МАП) Стриж Василий Сергеевич и технический бассейновый инспектор МО -  Панчина Евгения Федоровна, т.е.  в круизе собрались четыре семейные пары и еще два представителя флота.

   В Севилье нам сразу же подали несколько  больших автобусов, на которых мы уехали в портовый город Кадис, где нас ожидало наше круизное судно «Астра». От Севильи до Кадиса мы ехали около двух часов. После нашего размещения по каютам, в 16 часов нас пригласили в ресторан на праздничный обед, а в 20 часов – на ужин. Разместились мы с Аленой в двухместной каюте, так называемой океанской палубы – с видом на море. 

   Теплоход «Астра» был построен в 1965 году, но его еще трижды  обновляли и переоборудовали (в 1971, 1985 и в 1993 гг.). Это было полностью комфортабельное судно,  которое во времена разворовывания пароходств, приобрел бывший  начальник пассажирского флота ЧМП Владлен Петухов. Кстати, он прибрал к рукам  и еще один современнейший круизный лайнер - «Астра -2» на 650 пассажиров и еще несколько судов размером поменьше. Как мне потом рассказывал капитан «Астры», Петухов взял в банках кредиты на выкуп для себя  пассажирских судов, которые вернул во время гиперинфляции буквально за полгода. А сейчас, только за один наш круиз, Петухов получает в свой карман 250 тысяч долларов, а за месяц – полмиллиона. И это только с одной «Астры». Такой была  для разных жуликов от власти и  КПСС  наша морская прихватизация  флота.  Кто был у власти - тот и урвал для  себя куски пожирнее,  к тому же, почти все это было для таких типов практически бесплатно. Так, прихватизаторы по-чубайсовски, становились миллионерами  всего лишь за  год-два.
Впечатления о круизе я оставил в своем дневнике, который вел в течение двух недель.

   24.05.1996 г. Утром, после завтрака, большинство пассажиров «Астры» уехало на целый день на экскурсию в Севилью. Но мы с Аленой и Пилявцы остались на судне, чтобы посмотреть город и порт Кадис. Дело в том, что с вылетом нашего чартера  из Шереметьево в Севилью, большая часть народа начало отмечать начало круиза еще в самолете. Мы тоже приняли в этом активное участие,  а затем были еще праздничные обед и ужин,  в результате чего, многие туристы на экскурсию поехать не захотели, так как надо было провести в автобусах четыре часа, а к тому же, и головкам было бобо! А Севилью мы и так видели, когда выезжали из аэропорта в Кадис. Вот мы и порешили, что лучше побыть на берегу океана и посмотреть этот белоснежный город, чем мотаться взад-вперед на автобусе.

   Севилья  — город на юге Испании с населением 700 тысяч жителей. Является столицей автономного сообщества Андалусия и провинции Севилья. Муниципалитет находится в составе района (комарки) Большая Севилья. Согласно легенде, Севилья была основана греческим героем Гераклом. Жители города называются по-испански «севилья;нос».
Севилья является четвертым по количеству населения городом в Испании, крупным промышленным и торговым центром, а также центром туризма. Расположена на плодородной, хорошо освоенной равнине, по обе стороны реки Гвадалквивир, которая судоходна до Севильи также и для морских кораблей. Благодаря множеству башен Севилья со всех сторон представляет собой величественную панораму. Древняя часть города расположена на левом берегу Гвадалквивира

   Севилья — крупный туристический центр. Севильский аэропорт расположен в десяти километрах к северо-востоку от города. Севилья «самый красивый город Испании» после Мадрида. Древняя часть города (Casco Antiguo) состоит из лабиринта узких улочек. Из больших площадей стоит отметить Площадь св. Франциска, Площадь Конституции, Герцогскую площадь, Площадь Воскресения и Музейную площадь. Одной из наиболее популярных улиц является, вьющаяся змеёй Калле до Сьерпес. Среди домов встречаются дворцеподобные здания, построенные в основном в древнеримском стиле и располагающие выложенными мрамором дворами. Кроме того, часто встречается восточная архитектура: у многих домов плоские крыши и максимально два этажа.
 
   После того, как основная часть наших туристов на четырех автобусах убыли в Севилью, мы с Пилявцами пошли знакомиться с белоснежным городом Кадисом.

   Кадис был основан финикийцами около 1100 года до н. э. и претендует на звание старейшего города Европы. Достопримечательностями Кадиса, с которыми мы познакомились во время нашей прогулки-экскурсии  по городу, - были:  Вход в старый город Кадиса,  который  защищался  в свое время Земляными воротами;  Кадисский Новый собор, который  был построен в стиле барокко по проекту испанского архитектора Висенте Асеро; Старый собор Кадиса, а  ныне это церковь Санта-Крус, был построен в XIII веке и сильно пострадал в ходе наступления на Кадис англичан в 1596 году. Важнейший памятник храмовой архитектуры Кадиса — Новый кафедральный собор (Catedral Nuova), названный так потому, что он был построен рядом со старым собором (ныне церковь Санта-Крус, Santa Cruz). Собор Кадиса является одним из самых больших в Испании, он выполнен в стиле барокко и неоклассицизма. Купол собора был возведен архитектором Хуаном Даурой.  В Кадисе жизнь не прекращается ни днем, ни ночью. Особенно популярна у горожан и туристов площадь - Пласа-де-Мина. Здесь толпы народа собираются на Приморском бульваре (Paseo Maritime), а улицу Сорилью (Zorilla) называют улицей пива, где мы обнаружили с Юрой Пилявцом множество уютных баров. В одном из  многочисленных баров  мы с Пилявцами от души попили испанского пива. 
 
  25.05.1996 г  Вчера вечером вышли из  порта Кадис в порт Ла-Корунья. Сегодня весь день идем морем  вокруг Испании и Португалии. Лучше сказать, что идем мы не морем, а Атлантическим океаном и Бискайским заливом. В 11 часов команда «Астры» провела с пассажирами шлюпочную тревогу, как того требует международная конвенция СОЛАС-74. Таких тревог, за свою морскую жизнь, я провел десятки раз. На «Астре» она проходила примерно так же, как и у нас, да и на всех других пассажирских лайнерах мира. Где-то лучше, а где-то хуже. Народ вышел, конечно, не весь. Многие остались в каютах, а кое-кто, вообще продолжал загорать на палубе. Мы с Аленой вышли, как и положено, в спасательных нагрудниках. Сначала в музыкальном салоне пассажирский помощник  рассказал о правилах поведения пассажиров в море, а потом всех  туристов повели к своим шлюпкам, чтобы показать, куда нам надо будет бежать, в случае серьезной аварии с судном или при оставлении судна.

   В 19 часов в музыкальном салоне состоялся капитанский коктейль, а в 20 часов  – встречный ужин, где присутствовали туристы и капитан  со своим командным составом. Это тоже обычное явление на пассажирских судах в круизах. У меня, на судах, где я был капитаном, всегда был в ресторане свой  капитанский стол на три персоны, куда я мог в рейсах пригласить в обед или во время ужина пару пассажиров, которые с удовольствием обедали или ужинали вместе с капитаном или же с дублером капитана. На «Астре» такой роскоши не было. В 22 часа в музыкальном салоне начался концерт и танцы, которые закончились далеко после полуночи.

   26.05.1996 г. В 12.00 «Астра» ошвартовалось в порту Ла-Корунья. Далее я сделаю небольшое отступление.
    Мимо Ла-Коруньи я проходил на разных судах не один десяток раз. Когда не было спутниковой навигации, то при плавании по Бискайскому заливу, мне приходилось  много раз определять местоположение судна по мощному радиомаяку Ла-Корунья.  Этот радиомаяк нам всегда помогал определить свои координаты, но, что представлял собой порт и сам маяк Ла-Корунья, я не знал, хотя всегда мечтал здесь побывать, зная его историю, и все посмотреть. И вот сейчас моя мечта должна была сбыться. Хорошо, что у меня с собой в круизе имеется видеокамера «Хитачи» и фотоаппарат «Никон».

    Перед приходом в порт по судовой радиотрансляции было сделано объявление, которое гласило, что наша экскурсия в Париж (при стоянке в Гавре) не состоится, так как у нас для этого нет визы. Вот это облом! Или, как говорят – удар ниже пояса. Так что плюнуть с Эйфелевой башни мне, сей раз, не удастся. Но, есть возможность съездить в Париж нелегально – поездом или же на такси, кто на это рискнет.

    В Ла-Корунье многие туристы поехали на экскурсию по городу за 20 долларов, а мы, своей группой, решили походить по городу самостоятельно, с тем, чтобы попасть  на  самый верх маяка, который раньше называли Геркулесовым. Кто знает из простого народа, где находится самый старый маяк в мире?  В Испании - в городке, под названием Ла-Корунья!  Местные жители считают маяк символом своего города, ведь действует он до сих пор, несмотря на то, что был построен еще во времена Древнего Рима. Называют это сооружение башней Геркулеса, а его высота -  57 метров.

   Строительством маяка руководил Кай Сервий Лупо – архитектор. Решение построить на полуострове маяк, было обусловлено тем, что скалистые его берега представляли большую опасность для проплывающих рядом кораблей. Именно поэтому приблизительно в конце первого или в начале второго столетия римлянами был построен этот маяк, который служит верой и правдой уже почти 1900 лет. О многих маяках, их былом величии мы знаем сегодня только по упоминаниям в древних источниках. А маяк «Башня Геркулеса» - у нас есть возможность лицезреть и по сей день. Он считается самым древним  сохранившимся маяком в мире. Этот факт, безусловно, радует туристов, которые непременно отправляются посмотреть на этот величественный памятник архитектуры! Вот и мы решили, что самое главное для нас – это посмотреть, прежде всего,  этот знаменитый  маяк.  А кроме маяка мы посмотрели немного и сам город Ла-Корунья.

    Ла-Корунья – второй по величине город в автономной области Галисия, столица одноименной провинции Ла-Корунья. Находится  город на северо-западном побережье Испании и является вторым по величине морским портом Галисии после города Виго. Город являлся столицей автономной области Галисия с 1563 года, но по историческим меркам совсем недавно (в 1982 году) этот титул был отдан городу Сантьяго-де-Компостела.
   Население города насчитывает около 245 тысяч жителей, что делает город вторым по плотности населения в Испании и Европе. А если учесть всю городскую зону и такие пригороды как Феррол, Бергантиньос и Бетанзос, то население составит уже  634 тысячи жителей. Ла-Корунья является крупным торговым портом, который располагается на выступающей части суши на входе в большой залив на берегу Атлантического океана.
 В Ла-Корунье,  мы могли не только полюбоваться средневековым архитектурным наследием, но и посетить два музея, где хранятся экспонаты древних цивилизаций. В Музее изящных искусств были выставлены работы таких великих художников как Гойя, Рубенс, Веласкес, Ван Дейк и других. В общем, Ла-Коруньей  мы остались   довольны.

   27.05.1996 г. С утра для всех туристов свободное время было до 12.00. Мы с Пилявцами ушли в город, чтобы осмотреть левую сторону города. Снимал все наши походы по городу на видеокамеру. В центре города походили по магазинам, но купил только семь открыток на память. В магазинах в центре все очень дорого, но цели что-то покупать у нас и не было. К 12 часам мы вернулись на судно, а в 13 часов «Астра» вышла из Ла-Коруньи во французский порт Гавр, откуда мы планировали съездить еще на экскурсию в Париж.

   28.05.1996 г. Весь день идем в море. Погода стоит отличная. Тепло и солнечно. Отдыхаем, загораем на верхней палубе, купаемся в бассейне, читаем книги. Стоит удивительно хорошая погода для Бискайского залива. Море спокойное. Вечером, как всегда, концертная программа и танцы до упада. Сидим за столом с Войновыми и Пилявцами, попивая помаленьку различные вина и коньяки. Чувствуется настоящий круизный отдых.

   29-30.05.1996 г. Утром 29 мая  мы пришли в Гавр. После завтрака было объявлено, что и наша поездка на экскурсию в Руан тоже отменяется, так как у туристов отсутствовали специальные визы. В общем,  наши поездки в Париж и Руан накрылись бордовой шляпой. В Париж можно было съездить на  такси за 100 долларов с человека. Но, Войнов Э.К. нас запугал, что, мол,  если нас вдруг  арестуют, то будут большие неприятности. Вот мы и не решились на такую поездку. Подумали, что не стоит рисковать, а лучше осмотреть Гавр.
 
   Гавр (Le Havre) — портовый город на берегах Ла-Манша в северном французском регионе Верхняя Нормандия. Практически полностью разбомбленная во Второй мировой, «гавань» (именно так переводится название города) обросла восстановленными бетонными строениями вполне в духе того времени: лаконичность прямых линий, суровая и помпезная масштабность без всяких там полуголых кариатид, пухлой фруктовой лепнины и мещанских виньеток на фасадах. Оказавшись в центре Гавра, невольно отгоняешь от себя образ Кутузовского проспекта с вереницей сталинских домов и доминантой гостиницы «Украина». Тем не менее, это не повод пренебречь столицей Нормандии — в музее Мальро находится вторая по величине коллекция импрессионистов, здесь можно отведать самого вкусного яблочного сидра и побродить в задумчивости по «берегу пустынных волн».
 
  Два дня мы провели в Гавре. Город интересный, небольшой и чистый.  Везде очень много  цветов.  Очень красивая площадь с фонтанами, где мы сфотографировались перед отелем. Большой пляж и много хороших магазинов, где мы сделали многие покупки для себя и для наших детей. Вечера проводим в музыкальном салоне, где довольно разнообразная и интересная  ежедневная программа. В общем, с Францией мы немного познакомились. 30 мая в 21 час «Астра» вышла из Гавра в Дувр, откуда  автобусами мы поедем в Лондон.

   31.05.1996 г. В Дувр прибыли в 08 утра. При приближении к Дувру, исторически известному как «Ключ к Англии», еще из открытого моря за много миль, были видны меловые скалы Дувра, которые я сфотографировал на память. После завтрака к борту судна подошли экскурсионные автобусы, на которых все туристы поехали в Лондон.
 
   От центра Дувра до Лондона  около 130 км. Дувр со столицей Англии  соединяют прекрасные магистрали. Мы до Лондона  все время ехали со скоростью 120 км/час. Я сидел с Аленой на первом сидении и все записывал на видеокамеру. В Лондоне была интересная экскурсионная программа. Н я был в Лондоне до этого уже пять раз, так что особо чего-то нового для меня в английской столице не было. В Дувр мы возвратились к ужину. Два пассажира отстали в Лондоне от  автобуса, и им пришлось возвращаться к отходу судна на такси  за свой счет. Приехали они  буквально за 10 минут до отхода из Дувра. Из Дувра «Астра» вышла в Амстердам, куда мы прибыли на следующее утро.

   01.06.1996 г.  В 08 утра «Астра» ошвартовались у причала порта Амстердам – в столице Голландии. В 10 утра нам подали автобусы. Гид – русская Маша. Хотя Маша уже семь лет живет в Амстердаме, но рассказать нам интересно и с  толком ничего не могла. Самым интересным для нас  было катание на водных трамвайчиках по каналам Амстердама и посещение самого крупного в Европе секс-музея. Прогулка по каналам длилась полтора часа, и мы посмотрели Амстердам с воды.

   Амстердам мне очень понравился, прежде всего, видимо потому, что я здесь был первый раз.  Здесь мы с Аленой посетили музей секса, который располагался в четырехэтажном  здании, и где мы пробыли часа три. Об этом музее я слышал ранее в программе «Клуб кинопутешественников» и очень хотел в этом музее когда-нибудь побывать. Вот мы и посмотрели наконец-то все, что я хотел.
  Музей деликатной сферы человеческой сексуальности расположен в самом оживленном месте в Амстердаме, на улице Damrak, напротив железнодорожного вокзала в середине городской суеты. Эта галерея является самой старейшей в мире. Первые гости переступили порог музея еще в 1985 году, где увидели выставку нескольких эротических гаджетов девятнадцатого века. Но этого было достаточно, чтобы пробудить широкий интерес к этому заведению. И так по сей день, музей посещает множество туристов со всего мира. Потому что это зрелищное и необычное место. Как только посетители попадают внутрь, они понимают, что музей секса пытается объединить свои богатые коллекции артефактов с элементами парка аттракционов. Полное название музея звучит как «The temple of Venus», что в переводе означает «Храм Венеры». При входе в музей находится статуя Венеры, а также фигуры в полный рост Мата Хари с ее партнерами-мужчинами и Мэрилин Монро в своей самой знаменитой позе из кинофильма.
 
   В каждой крошечной комнате музея звучит приглушенная музыка из скрытых динамиков. Эти комнаты имеют разные названия – Мата Хари, маркиз де Сад, Рудольф Валентино, Оскар Уальд, Маркиз де Помпадур и так далее. Каждая из них оформлена в соответствии с предпочтениями этих людей, например, в комнате Маркиза де Сада звучит повторяющиеся звуки паровой машины, смешанные с криками женщины. Этот старомодный мультимедийный подход и наличие чувства юмора, а также устаревшая эстетика интерьера музея, остается интересным своей богатой и интересной коллекцией. За более чем 20-ти летнюю историю своего существования, музею секса удалось собрать и организовать в интересный способ сотни произведений искусства, уникальные предметы и редкие старые фотографии без прямолинейной порнографии.
 
   Что нас еще удивило в Амстердаме, так это громаднейшее количество велосипедов. Все, кто хоть раз побывал в Амстердаме, знают, что это город велосипедистов. Но я тогда этого не знал. Вернее, слышал, что их много в этом городе, но никогда не думал, что их так много! Да еще, велосипеды здесь практически на каждом углу. Двухколесные «машины» можно увидеть везде. Жители города не только передвигаются на своих собственных велосипедах, но и могут иногда «одолжить» брошенный без присмотра. Поэтому туристам, взявшим для удобства в прокат велосипед, нужно быть особенно внимательным и запастись надежным замком. Этот вид транспорта настолько популярен в городе, что здесь даже празднуется День велосипедиста. День велосипедиста в Амстердаме празднуется всеми жителями города. В стране это выходной день. И стар и млад, в этот день садятся на велосипеды, и, кажется, что весь город превращается в невиданный аттракцион. Это настолько красивое и необычное зрелище, что туристы со всего света стараются запланировать свой отдых именно на этот период – на  12 мая.

   Во время автобусной экскурсии мы заезжали на фабрику огранки бриллиантов, которая считается самой большой в Европе. Купил на фабрике Алене в подарок на ее будущее 50-летие  кольцо с бриллиантами за 800 долларов. Дело в том, что в  конце декабря 1994 года, когда мы с ней находились Норвегии,  Алена потеряла на улице небольшой бриллиант из своего кольца, а найти в снегу его было невозможно. Она искала целый час, наверное. Я ей пообещал купить новой кольцо, только чтобы она не расстраивалась. Вот здесь – на фабрике, я и выполнил данное ей обещание. Главное, чтобы она его больше не потеряла.

   Вечером теплоход «Астра» вышел из Амстердама в Копенгаген – столицу Дании, где я также был до этого уже много раз. Мне очень нравился этот город с его парком –Тиволи.
 
   02.06.1996 г. Сегодня весь день следуем Северным морем, а затем, пройдя по реке Эльба, «Астра» вошла в  Кильский канал, чтобы пройти кратчайшим путем на Балтику.    
   Кильский канал (нем. Nord-Ostsee-Kanal),  до 1948 года Канал кайзера Вильгельма - канал в Германии, соединяющий Балтийское и Северное моря. Проходит от Кильской бухты, - у города Киль,  до устья реки Эльба, - у города Брунсбюттель. Протяженность канала — около 98 км, ширина — более 100 м, а глубина — 11 м. Канал оканчивается парой шлюзов с каждой стороны, один из них предназначен для маломерного флота. Кильский канал был введён в эксплуатацию 20 июня 1895 года, строительство продолжалось 8 лет. Канал является одним из самых загруженных судоходных путей Европы. До этого я ходил Кильским каналом всего лишь один раз.

   В 17 часов в ресторане судна и в музыкальном салоне для туристов был  организован русский чай, а к нему на столах было выставлено  множество всяких сладостей. Кулинары ресторана постарались на славу! Такого обилия всевозможных пирожных, тортов, печенюшек и  булочек я не видел давно. В общем, был не чай, а  сплошная  объедаловка!  А после чая экипаж судна дал для туристов  еще и хороший самодеятельный концерт. После ужина в 21 час для всех  туристов начался специальный концерт, посвященный 300-летию российского флота, который был подготовлен для этого профессиональными артистами Москонцерта.  После концерта   начались, как всегда, танцы, которые  продолжались до двух часов ночи. Да, очень  жаль, что рейс скоро закончится. А мы только вошли во вкус и хотим, как говорят, продолжения банкета и музыки.

   03.06.1996 г. Сегодня утром  мы прибыли в наш  последний загранпорт – Копенгаген. Здесь я был также не один раз. Я проехал  на автомашине дважды  всю Данию с юга на север и обратно. Был даже однажды  на экскурсии на знаменитом  заводе «Туборг», где от души попил свежего пива – прямо с конвейера. Сегодня мы решили с Пилявцами самостоятельно побродить по моим знакомым местам. До обеда гуляли по городу, где я снимал различные фото и видео на память о столице датчан.

   Копенгаген (Copenhagen), являясь столицей Дании, признан любимым и наиболее посещаемым городом среди туристов не только в самой Дании, но и во всей Скандинавии. Этот центр культуры и искусства с удивительно узкими улочками и чистейшим воздухом полон уюта и гостеприимства. Становление Копенгагена столицей Дании и крупнейшим городом в Скандинавии прошло совсем нелегкий путь.

   Мы прогулялись по самой протяженной зоне для пеших прогулок во всей Европе – Строгету (Stroget). Начали прогулку с ратушной площади, прошлись по нескольким соединяющихся улиц, на которых расположены кафе, рестораны, роскошные магазины, сувенирные лавки, где встретили клоунов и уличных музыкантов. Пройдясь по Строгету, мы пришли на самую большую площадь Копенгагена – Новую королевскую площадь.
 
   За этой площадью расположен портовый район Копенгагена, носящий название Новая гавань. Здесь жил Ханс Кристиан Андерсен. Памятником его бессмертного творения, а  в какой-то мере, символом города является знаменитая  русалочка, расположенная  у входа в Копенгагенскую гавань. Вообще, памятников героям сказок Андерсена по всему Копенгагену много. Но, в Копенгагене вы не увидите небоскребов. Над городом возвышаются лишь башни замков и купола соборов. А лучшим вариантом знакомства с городом явилась наша сегодняшняя пешая прогулка, хотя за столь короткое время стоянки здесь судна, многое увидеть было  нельзя. После обеда на судне, мы взяли с собой два литровых пакета вина, закуску и пошли продолжать нашу пешую прогулку по городу.
 
     В 20 часов, ровно к началу пиратского ужина, мы вернулись с прогулки на судно. Деньги были истрачены все, так как мы купили подарки для детей. Игорю – две пары джинсов, а Оле - красивое золотое колечко и разные сувениры. 
В 21.00 мы приняли участие, в так называемом пиратском ужине. Каждый из туристов должен был изобразить кого-нибудь из пиратов или пираток. Как все это выглядело – можно было  увидеть  на фотографиях с пиратского ужина.
 
   Наш пиратский ужин закончился в музыкальном салоне, где состоялся прощальный концерт и, как всегда, танцы до упаду. Все хорошее когда-нибудь кончается. Прощальный вечер прошел хорошо и весело, а закончился тем, что мы с Аленой после полуночи съели еще целый килограмм отборной клубники, после чего легли спать. А «Астра» в это время  вышла из Копенгагена в Калининград, где заканчивался наш круиз.

   04.06.1996 г. Весь день идем по Балтике. Погода отличная. Море спокойное, мирное. Загораем и пьем пиво. Вечером сдал все книги в судовую библиотеку. Собираемся и упаковываем с Аленой свои вещи. В барах идет распродажа спиртного в «дьюти фри шопе». Но, у нас валюты уже нет, да и отпили мы свое в круизе хорошо. Так что, хватит пока! Вечером был прощальный и окончательный ужин в судовом ресторане, а затем просмотр видеофильма о самом круизе, который дирекция подготовила для продажи его туристам. Но, у меня самого снято на мою  видеокамеру  пять больших  кассет, по четыре часа каждая. Думаю, что мне этого вполне хватит. Состоялся и последний сбор туристов, где мы попрощались с экипажем и капитаном. Многие обмениваются адресами и сувенирами.  В общем, круиз прошел отлично и все довольны, учитывая, что реальная стоимость круиза – 5 тысяч долларов с человека. Но для нас этот круиз был  абсолютно бесплатным. Хорошо, что Лебедевы не поддался на мои уговоры! Нам и без них было в круизе  неплохо, а лучше сказать – даже очень хорошо! Спасибо и родному пароходству за такой подарок! Завтра будет наш последний день на  гостеприимной «Астре».

   05.06.1996 г.  Утром теплоход «Астра» прибыл в конечный порт круиза – Калининград. Спасибо «Астра»! Спасибо капитану и экипажу! Семь футов вам под килем и всего наилучшего! А мы, здоровые, счастливые, загоревшие и отдохнувшие возвращаемся сегодня домой – в родной город и порт Мурманск!