Как слово наше отзовётся...

Людмила Дементьева
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся...   

Первые звуки этих слов подсказали вам, дорогие друзья: "Это Фёдор Иванович Тютчев!" Тот самый, о котором И.С.Тургенев писал: " О Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он  не чувствует поэзии..."Любимый поэт
миллионов любителей поэзии родился 5 декабря 1803года.С молодых лет (1822г.) Тютчев на дипломатической службе. Стихи он пишет с детства. Первые стихи его были напечатаны, когда ему не было и 16 лет, а первый сборник его стихов вышел,когда ему было уже за пятьдесят. Почему так? Потому что

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?..

Сам Тютчев поэтом себя не считал. Своё творчество он считал "постыдной выставкою напоказ своих язв сердечных." (Молчание). В нём безысходность и одиночество, трагическая убеждённость в том, что любая попытка открыть свой внутренний мир другому - бессмысленна.

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне...

А как же тогда жить? И поэт наставляет самого себя:
Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей..

Он не считает себя поэтом, а Л.Н.Толстой был "счастлив, что нашёл истинное произведение искусства". Стараясь унять душившие его слёзы, Толстой читал его "Тени сизые смесились". Постоянная тоска души заставляла его искать отвлечения и опоры. Самой надёжной опорой оказывалась беззаветная и самоотверженная  любовь женщины. Он был дважды женат, оба раза по взаимной любви. Но натура поэта была чужда постоянства.

О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьёшься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Он страдал от того, что в его сердце одновременно могли царить две привязанности. Своей второй жене Эрнестине, терзаемый муками совести, он пишет: "Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьёзности в твоей любви, и каким мелким  и  жалким  я чувствую себя рядом с тобой!.. Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты любишь меня в 4 раза меньше, чем прежде, ты всё же любишь меня в 10 раз больше, чем я того стою." Письмо было написано в то время, когда в самом разгаре был его роман с Еленой Александровной Денисьевой. Любовь к ней была одной   из  самых длительных (14лет) в жизни поэта. Именно этой "земной и незаконной  страсти (по  словам  дочери  Анны)  мы обязаны циклом стихов "Последняя любовь".

В 1850г. начались их отношения. Денисьевой - 24, ему - 47. Он пишет "Предопределение".

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно  изноет наконец...

С 1856Г.Тютчеву присваивается звание действительного статского советника,(оно присуждается императором)- это генерал.Он стал председателем цензуры иностранной, очень либерален. "Россия как государство - гигант, а как общество - дитя", - считает Тютчев. Он не только обладал умом феноменальной силы, но и удивительным даром переживать  историю как факт своей личной биографии. Одним из доказательств этого служит его поездка в Петербург где он пишет стихотворение"29 января", дарит автограф Гагарину. Долгое время оно неизвестно и лишь 11 июля 1876г.. почти через 40 лет(!) оно "воскресло". В нём вернейшее определение Пушкина:

Тебя ж, как первую любовь,
России сердце  не забудет. (1837г.)

Захватившая его любовь к Денисьевой беззаконная, безоглядная, сумасшедшая! Счастливая    любовь!

Листья веют и шуршат.
Я, дыханьем их обвеян,
Страстный говор твой ловлю...
Слава богу, я с тобою,
А с тобой мне - как в раю.
10 июля 1855г.

У Денисьевой и Тютчева трое детей. Они носили его фамилию, но считались незаконно-рожденными. Как трудно было Денисьевой! Двусмысленность положения угнетали молодую женщину. Натура страстная и эмоциональная,она не хотела мириться ни со своим положением, ни отказаться от любимого человека. Это постепенно подтачивало слабое здоровье, довело её до чахотки и в возрасте 38 лет свели её в могилу. "Сколько раз говорила она мне, что придёт для меня время страшного, беспощадного, неумолимо - отчаянного раскаяния, но что будет поздно... Я, вероятно, полагал, что как её любовь была беспредельна, так и жизненные силы её неистощимы"... Вскоре умирают 14 - летняя дочь и годовалый  сын  Тютчева  и  Денисьевой. Остаётся только сын Фёдор. Он воспитывался в доме старшей дочери поэта,- Анны Фёдоровны, бывшей  замужем за И.С.Аксаковым  и  жившей   в  Москве. Тютчев - верноподданный любви. Круг роковой прерывается смертью Денисьевой. (1864Г.) В 1865г. он пишет "накануне годовщины"".

"...Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня...
Ангел мой, где б души не витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Дальнейшие его стихи - это свидетельства величия человеческого сердца.

Есть и в моём страдальческом застое
Часы и дни ужаснее других...
Их тяжкий гнёт, их бремя роковое
Не выскажет. не выдержит мой стих.
..........................................................
О господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей:
Ты взял её, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь по ней,-

По ней, по ней, свой подвиг совершившей
Весь до конца в отчаянной борьбе,
Так пламенно, так горячо любившей
Наперекор и людям и судьбе... Март 1865.

Когда сочувственно на наше слово
Одна душа отозвалась -
Не нужно нам возмездия иного,
Довольно с нас, довольно с нас. 1866.

И в 1869г. он пишет:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, -
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать...

Пронзительные слова читаем в стихах, написанных им в феврале 1873г:

Всё отнял у меня казнящий бог:
Здоровье, силу воли, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему ещё молиться мог.

Тютчев умирает в Царском Селе 15 июля 1873г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге. Его нет уже 140 лет. Но с нами его стихи, его мятущаяся душа и  романсы   на   стихи  Поэта.

Ред. 14.12.2018.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://proza.ru/2018/10/19/1532