Заметки о мастерстве - 3

Людмила Волкова
                Скажите, как вы относитесь к  интриге и интриганам? Плохо? Не уважаете? Я – тоже. В быту мы интриганом называем человека, способного строить козни,  сталкивать лбами окружающих с помощью разнообразных приемов: лжи, клеветы, двурушничества. И на нашем сайте есть любители поинтриговать, ввязавшись в чужой спор и превращая его в конфликтный пожар. И базируется сей пожар на благодатной почве зависти, глупости и прочих явлений со знаком минус.
                А художественное произведение отражает  реальность, так что без интриги в ней не обойтись. И главным интриганом оказывается сам автор. Благородное отличие его от бытового интригана в том, что автору хочется привлечь читателя хотя бы интересным сюжетом. И действует сей автор-интриган, прибегая к тем же самым приемам, что и в жизни невыдуманной. Ну, нельзя иначе, нельзя! И вот почему.
                Сухими словами литературной  энциклопедии интрига определяется как «характерный для драматических (и отчасти эпических) произведений способ организации действия».
                От того, КАК вы сумели организовать отношения между героями, и будет зависеть, насколько станет интересным произведение. Ведь интрига предполагает не просто отношения между персонажами, но именно борьбу – явную и скрытую. Как в реальности, где есть разные камни преткновения на пути к цели, но также и видимые глазу пороги на реке нашей жизни.
                И  вот автор должен забыть о том, что он – гражданин сознательный,  семьянин примерный, на подлость не способный,  вообще – положительный, и  создавать в своем творенье такие конфликты, которые обострят сюжет и заставят читателя «проглотить» за один присест наш «продукт». Ну, или за два, три раза! А потом услышать от  восхищенного читателя:  «Прочел на одном дыхании!»
                О таких вещах обычно говорят: чтиво! Иногда – с презрением. Но все-таки читают! Как Донцову, Маринину и всех прочих детективщиков. Много среди них вы встречали талантливых ПИСАТЕЛЕЙ? То есть, людей, одолевших не только прием интриги в своем творении, но и освоивших разные художественные «штучки»? 
                Но удачная интрига сама по себе не может удовлетворить потребности образованного читателя  – или просто умного – в качественном чтении. Она – одна из составляющих успеха литератора. Если тот свободно владеет всем богатством русского языка, да выработал свой, индивидуальный, стиль, тогда мы и говорим о его мастерстве.
                В общем, интрига должна идти под ручку с разнообразными художественными приемами – метафорами, эпитетами,  о которых я  уже писала.
                Что убивает интригу сразу же, наповал, – многословие. Барахтаясь в подробностях, которые автору кажутся необходимыми для своего замысла, читатель начинает зевать или просто бросает книгу. Или читает «по диагонали», желая скорее докопаться до этой самой интриги, утопленной в словах.
                А этим как раз и грешат многие авторы крупных форм – повестей да романов. По идее – каждое слово в предложении должно нести свою функцию – изображать предмет или его действие. Написав длиннющую фразу, посмотрите критическим оком на нее: что можно безболезненно выбросить, чтобы сохранилась «картинка», а что – нельзя. Найдите вместо десяти слов одно, но меткое. Точная по смыслу деталь заменяет подчас  целое  предложение сложной конструкции.
                Иногда стоит заглянуть в словарь синонимов, чтобы найти подходящее определение.
Если вы замахнулись на  повесть или роман, задача – как сохранить интригу – усложняется.  Ведь нельзя бросать персонажей  на пути незавершенных действий, даже если они второго и третьего плана. У каждой сюжетной линии должна быть последовательность в ее композиции, по которой развивается интрига.
                Главные герои ведут свой сюжет,  но  второстепенные помогают ему в этом,  однако имеют и свой собственный путь, только более короткий.
                Умение связать всех персонажей единством замысла – один из признаков  мастерства. Вот почему нельзя браться за повесть, не осилив такого жанра, как рассказ, или браться за роман, не попробовав свои силы в повести.
                Считается, что рассказ как жанр труднее  всех остальных. Это правда. Уложиться в коротком пространстве текста, подчистив все сюжетные линии, возникшие даже помимо  воли автора (бывает, и часто!), да так, чтобы еще и замысел воплотить, – нелегко. Но пробовать нужно.
                Итак,  некоторые итоги по  теме. Какие секреты мастерства нужно раскрыть, чтобы тебя читали с удовольствием, а не преодолевая скуку?
1.                Первое – избавиться от многословия. Особенно в самом начале произведения.
                В прошлых веках любили подробно описывать место действия или портрет героя в самом начале. Современный читатель не любит длинные ОПИСАНИЯ именно в начале. Значит, знакомство с главными героями  (первое) должно быть кратким. Это потом вы  добавите штрихи к портрету. Лучше вообще начать с действия. Даже с диалога, лишь бы тот нес на себе смысловую нагрузку.
2.                Сюжет должен динамично продвигаться,  не застревая  долго на завязке.
3.                Не путайте язык автора-повествователя с речью своих героев. У каждого героя должен быть свой язык,  соответствующий  личности персонажа.
4.                Не оставляйте на середине пути своих второстепенных персонажей. Их сюжетная линия  должна  быть завершена к финалу, чтобы у читателя  не возник вопрос: а к чему было описывать портрет персонажа,  если тот исчез, так и  не исполнив своей роли в замысле  рассказа ((повести, тем более – романа)?
5.                Финал может быть и неожиданным, если у автора хватит на то фантазии, но непременно – логическим, исходящим из замысла.
6.                Если после чтения у читателя осталось множество  вопросов, значит – автор не справился с замыслом. Конечно,  он имеет право и на такой поворот, когда –остаются вопросы, как в жизни, Но все-таки главное – замысел – должен быть понятным.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/03/08/1329