Антон Санченко. Азовское сидение

Константин Кучер
(с украинского)

Дон, конечно, зачетная река, левый берег его ростовчане очень прикольный называют Лебердоном (1), но - как бы вам, донцы, по-вежливее сказать? - бывают в мире реки и пошире, и поглубже. Особенно - судоходные реки. Вот представьте себе, что весь тот флот, который встретился на страницах этого путевого журнале в Херсоне, все те десятки судов и флагов, скопился на Цурюпинской конке (2), или - вообще на каком-то ерике. Не знаете конку? Ну, хорошо, в Венецианском проливе, что в киевском Гидропарке.

Приходите вы, значит, в тот свой гидропарк белье прополоснуть, а под противоположным берегом на якорях стоят в очереди к ресторану "Мельница" все те сормовские (3) под русскими, волгобалты (3)  под туркменскими и чешки (3)  под молдавскими флагами, при этом места, чтобы проехать между теми пароходами, которые ошвартованы под пляжными грибками, и теми, что на другом берегу завели швартовы за колесо той "Мельницы" - как раз для одного водного велосипеда.

Подставьте теперь на место мельницы Азовский морской порт на том Лебердоне, почти при впадении Дона в Таганрогский залив, на одном из его рукавов, и будете иметь правдивую картину. Что Дениса в действительности поразило - это пароходы, которые направляются степью к этому старинному порту. В отличие от Днепровских плавней, растительность в дельте Дона низкая - сама травка, никаких деревьев и камышей, река узкая, и когда смотреть из порта - кажется, что пароходы двигают просто по лугу. Возвращают, петляют, теряют направление и сбиваются на окольном пути.

И связи между этими призраками-миражами и хоть какой-то забортной водой совсем незаметно.

На азовском рейде им с Сергеем выдался хороший случай понять, зачем на речных пароходах не только привычные два якоря на носу судна, но и третий - на корме. Все суда в очереди к причалам порта стояли на двух якорях, носовом и кормовом, чтобы пароход, не дай боже, не развернуло ветром поперек Дона и не перекрыло судовой ход окончательно

Невзирая на такие затруднительные обстоятельства - все причалы и склады порта были завалены разным товаром, Денис еще никогда в жизни не видел штабелей из пакетированных досок с пятиэтажную хрущевку, а здесь они были именно такой высотой, поэтому портальные краны аж на цыпочки становились, чтобы зацепить крюком дежурный пакет из того штабеля, суда из километровой очереди бойко друг за другом ставили под причалы, грузили тем лесом или металлом, или еще чем-то там, а железная дорога эшелон за эшелоном подвозила на причальную линию все новые и новые вагоны грузов.

Пакеты досок опять складывали в тот штабель, и высота его не уменьшалась, но понятнее становилась фраза "перевалка грузов".

- Я бы всех херсонских лоцманов в принудительном порядке отправлял в командировку в Азов, - сказал по этому поводу капитан Борис Павлович.
- А то подходишь, бывало, к порту, а диспетчер: "Ой, куда же мне вас ставить, все якорные места заняты", нет места. Всех в Азов, на повышение квалификации - вот что такое - "нет места"! Но ведь работают!

Азовский лоцман поставил их на якорь под правым берегом, не отказался от рюмки и покинул судно на катере пограничников и таможни вместе с Бизнесменом Альбертовичем и его турецким попутчиком, а "Таврия" стала добросовестно ожидать своей очереди к причалам.

- А было бы это буквально тремя веками раньше, - сказал им вслед третий штурман Евгений Алексеевич, - и таможню заказывать не пришлось бы.

- Это еще почему? - не понял стармех Хоменко.

- Потому что в 17 веке здесь еще была Турция, - объяснил Третий.

- Ну, три века тому я был бы не старшим механиком, а надзирателем на галере. А ты - гребцом, - "обрадовал" третьего Дед и пошел в кают-компанию

По первому российскому каналу крутили сериал о питерских ментах, по второму - о боевых пловцах, по третьему - о неподкупных прокурорах, по четвертому - о смелых налоговиках, по пятому - об изобретательных гаишниках, по шестому - о добрых спецназовцах, по седьмому - опять о ментах, но уже без Дукалиса, с самим майором Георгичем и Славиком. Только успевай каналы на рекламе переключать.

Впрочем, в связи с тем, что в Азов приехали жены чуть ли не ко всем морякам "Таврии", у кого они были, а женщины такие создания, что первым делом выгоняют с камбуза законного повара Сашка, начинают жарить и парить что-то свое, а в перерывах щелкать каналы телевизора в кают-компании, приходилось смотреть бесконечный мыльный сериал "Санта-Барбара" по какому-то украинскому каналу, потому что оказалось, что украинский Сиси Кепвелл обогнал своего русского коллегу уже на несколько десятков серии, и лежит в коме уже на десять серий дольше, и даже исконные жители Лебердона тоже пользовались тем, что у них ловит заграничные каналы, чтобы узнать заранее, что случилось с Мейсоном №3. Номер в этом случае помечал порядковый номер актера, который играл неугомонного Мейсона вот уже в третьей сотне серий.

- Санта-Барбара объединяет мир, - сказал капитан Борис Павлович. - Эту серию я уже видел в Кейптауне.

- А я во Львове жил Санта-Барбарой, - подтверждал начальник радиостанции Теодорович.

Украинский дубляж жителям Азова ни капли не мешал, и когда на двести тридцать пятой серии шестого сезона "Таврию" таки поставили к причалу, здешние тальманши (4) Вали и крановщицы Любы охотно присоединялись к женам моряков в кают-компании при первом же удобном случае.

А случай им регулярно обеспечивал Бизнесмен Альбертович. Дело в том, что он почему-то забирал свой груз... автобусами "Икарус".

- Мистер Евгений, вы не можете мне объяснить, почему нельзя загрузить контейнеры на тягач и отвезти просто по назначению, "от дверей до дверей"? - спрашивал обеспокоенный турок.

- Это трудно объяснить, мистер Али. Русская логистика непредсказуемая.

- Похоже на то, что не только логистика, - стоически соглашался мистер Али. Он уже до этого жаловался мистеру Евгению, что валюту в гостинице не обменивали, только в банке на другом конце города, и только до двух часов. В номере почему-то нет махрового халата для ванной комнаты и тапочек, а двери на ключ закрываются только снаружи.

Поэтому очередной контейнер ставили на причал, открывали, и какие-то мужички с приличным винным выхлопом, которых Альбертович тоже привез с собой, чтобы не переплачивать портовым докерам, начинали грузить мешки с луком в автобус, выстроившись цепочкой. И что пикантнее всего - отъезжали этим же автобусом, чтобы еще и выгрузить его на другом конце этого лукового пути.

Судовладельцы всех тех судов, которые ожидали на рейде своей очереди, должны были желать Бизнесмену Альбертовичу спутать снотворное со слабительным, или выпить обе таблетки одновременно, зато все экипажи его искренне полюбили. Потому как, что плохо судовладельцу, то моряку в жилу. Солдат спит, а оплата идет. Судовладельцам только дай волю - загоняют моряка так, что вся задница будет в мыле, и перекурить на якоре не дадут, цигель-цигель ай лю-лю - в морях твои дороги! Вот почему моряки так любят штормовые предупреждения, когда сами в это время стоят в порту.

А здесь Бизнесмен Альбертович взял на себя функции небольшого шторма и обеспечил всем выходной при хорошей погоде. В конце концов, человек платит за перестой судна и за причал из собственного кармана, имеет полное право. Даже если карман не его собственный, а мистера Али.

Неудивительно, что все моряки "Таврии", кроме капитана Ватаманюка, Бизнесмена Альбертовича искренне полюбили, и уже на второй день стоянки под причалом на судне оставалась только вахта - все направились слоняться Азовом, фотографироваться на фоне крепостных валов и старинных пушек, еще и с женами в кадре. Но не спешите доставать фотоаппараты-мыльницы и парадные кроссовки, ребята. Потому что той вахтой у трапа оказались... именно Сергей с Денисом. Так их решили наказать за залёт в Эрегли (5), хотя они, собственно, здесь к чему?

Парадокс был в том, что повара Сашка, как раз на берег пускали. Потому что кого же еще на базар послать, как не повара. К тому же, Сашка уже оштрафовали за тот залет на двадцать долларов, а дважды за одно и то же, если уж на то пошло, и украинский суд не наказывает.

Даже Мэгги каждое утро важно сходила по трапу, принюхивалась к разнообразию новых береговых запахов и шла слоняться портом между контейнерами и штабелями досок. Кто-то из матросов подсмотрел, что по итогу она нашла на причале небольшое болото, или же "вечную" лужу, которую плотно заселили лягушки, подкрадывалась к ней неслышно и прыгала прямо на самую её середину всеми четырьмя лапами. Хлюп! Лягушки, испуганные поднявшейся приливной волной, панически разбегались во все стороны, а Мэгги довольно лаяла им вслед. Такая у нее была культурная программа.

Сергей же с Денисом сменяли друг друга у трапа, одевали на левую руку красную повязку, и всех впускали, никого не выпускали, или наоборот - всех выпускали, никого не впускали, как велел вахтенный начальник Евгений Алексеевич. Просто вызывали Трояка к трапу колокольчиком и не забывали подать длинный сигнал, когда капитан оставляет судно, или возвращается с берега. Хорошая флотская традиция, которая позволяет членам экипажа вовремя спрятаться по шхерам, если в отсутствие капитана на борту делали что-то не по Уставу службы на судах речного и морского флота.

Зато капитан Ватаманюк сначала ходил ругаться с портовиками, чтобы выгрузили все контейнеры на причал сразу и не устраивали цирк с канатоходцем на канате, потом звонил по телефону в родную контору судовладельцу, получил ошеломляющий ответ, что Бизнесмен Альбертович зафрахтовал их еще на два рейса, поэтому все рабочие вопросы следует решать именно с ним. И как те его вопросы решать? "Икарус" самим загружать луком?

В кают-компании же никак не прекращалась "Санта-Барбара". Денис после вахты несколько раз пытался переключить на Дукалиса, но безрезультатно.

- На, Денисе, лучше книжечку почитай, - подсунул ему какую-то брошюрку добрый электромеханик Дмитриевич. - И название как раз подходящее.

Брошюрка называлась "Азовское сидение".

Примечания переводчика:
1 - Или Левбердоном (левым берегом Дона)
2 - Конка – река в Запорожской, Херсонской областях Украины, левый приток Днепра, протяженностью 149 км, долина в верхнем и среднем течении узкая, в зависимости от прилегающих к Конке населенных пунктов носит разные названия: Алешковская Конка, Кардашинская Конка, Цурюпинская Конка.
3 - различные типы судов  смешанного "река-море" плавания. Последние построены в 60-х годах прошлого века в Чехословакии (проект 2188)
4 - Тальман - лицо, ведущее подсчет груза при погрузке на судно и выгрузке с него
5 -  город на севере Турции, порт на Чёрном море. Торг. центр с. х. района (зерно, шерсть, пух ангорских коз)