Земляк

Мутуш Танов
 ·

Муса Таипов
«Земляк»

Именно так, назвав меня земляком, обратился ко мне один раз казах.
Было это в Татищево, под Саратовым, в военном городке, во время службы в армии.
Я ещё находился в карантине, но благодаря одному инциденту, стал немного известным...
И вот придя в столовую, я услышал к себе такое обращение.
Услышав слово "земляк" и обернувшись, я увидел казаха, который стоял передо мною и просительно смотрел на меня. Был он небольшого роста и щуплым.
- Это ты меня земляком назвал?, - спросил я.
- Да, я. А разве ты не земляк? Ты же в Чимкенте родился?
- Да. В Чимкенте. Действительно земляк, - ответил я и подумал: откуда же он узнал, что я родился там? Но спрашивать его об этом не стал, поинтересовавшись, чем я могу ему помочь и в чём его проблема?
- Старшина бьёт. Всё время ко мне пристаёт.
Он вообще от меня не отстаёт, как будто я один в роте. Решил, что за меня некому заступиться - сказал мой собеседник и спросил - Поможешь мне?
- Ну раз мы земляки, значит я должен тебе помочь - ответил я и попросил показать, где его рота.

Мы вышли из столовой и пошли через плац, пройдя который оказались перед казармой, где служил мой новый земляк.
Зайдя в помещение, я попросил его позвать старшину, а сам остался в коридоре перед дневальным.
Когда подошёл старшина, я как мог разъяснил ему, что "слабых обижать нельзя".
Старшина мои "объяснения" понял и я пошёл обратно в столовую.
А мой земляк шагал рядом со мною и всю дорогу, благодарил.

В конце концов мне это надоело и я, остановившись, спросил его - Знаешь почему я тебе помог?
- Почему?
- А знаешь почему я оказался твоим земляком?
- Почему? - снова спросил он.
- Нас в 44-ом выселили, а твои соотечественники, многие из них, помогали нашим отцам и матерям, спасали их от холодной и голодной смерти. А я родился в Казахстане именно поэтому и потому, что выжили мои мать и отец. А сегодня я смог, хоть как-то отблагодарить тебя, за добрые дела твоих соотечественников, за когда-то оказанную помощь. Так что мы с тобою не просто земляки. Мы братья.
После этих слов, он обнял меня...
До тех пор, пока меня не перевели в другую часть, он всё время бегал ко мне в карантин. Когда его кто-нибудь останавливал, он кричал, что бежит к своему брату чеченцу. И это было для него, как пропуск...