Размышления о Прощёном воскресении, начале поста и

Ирина Каховская Калитина
     Размышления о Прощёном воскресении, начале Великого поста и каноне Андрея Критского.
     Великий пост - время особого молитвенного состояния.
     Ему предшествует Прощёное воскресенье, без которого вхождение в Пост невозможно.
     К сожалению, в силу многих десятилетий безбожия, а также возвращения большей части непросвещенного народа после "перестройки" скорее к традиции, чем к поиску Пути и Истины, смысл Прощёного воскресенья" был обмирщён, если можно так сказать. Его духовная сторона - осознание собственной греховности в каждом конкретном случае перед каждым конкретным человеком (а не на миру:"Простите меня, люди добрые, если что не так!!!")... а через это - и прощение каждого конкретного человека, включая "ненавидящих и обидящих" ... всё это как-то смазалось общим душевным подъёмом мнимого всепрощения. А внутри остались непрощенные обиды между родственниками, сослуживцами, соседями, одноклассниками, прихожанами ...
     Мне вспоминается одно далёкое Прощёное воскресенье, когда к нам во Всехсвятский храм приехал духовный отец нашей семьи и крёстный отец нашей младшей дочери Христины -  профессор-византолог, протопресвитер Виталий Боровой.
Отцу Виталию было уже 90 лет, он перенес тяжелейшую операцию и не мог подниматься по ступеням, поэтому наши алтарники внесли его в храм на стуле.

После литургии перед чином прощения, отец Виталий сказал примерно следующее:

" Дорогие братья и сестры! Мы стоим на пороге Великого поста и для нас сейчас этот порог - Прощеное воскресение,  то есть призыв к покаянию и прощению. Потому что не прощая, мы не можем надеяться на прощение. Вот сейчас отец Владислав, следуя чину, будет стоять перед всем храмом на коленях и просить у вас прощения. И это правильно. Он ваш пастырь. Я его давно знаю, он мой друг, поэтому я уверен - он добрый пастырь. Но каждый может ошибаться и что-то упустить, недосмотреть...  все мы - люди, что до отца Владислава, то уверен, что если и есть какие-то недоразумения, то только от избытка  его сердца... А  вот я не буду стоять перед вами на коленях... не только из-за моей немощи, но и потому, что я вас не знаю,  я не ваш пастырь... и мне не в чем перед вами каяться. Было бы большим фарисейством с моей стороны просить о прощении, т.к. я никому из вас не сделал зла... 
А вот вам есть о чем просить друг у друга и в чем каяться. Так отнеситесь к этому без театрализации и ложной драматургии: подходя друг к другу - не говорите: "Прости меня, если  я чем..."  Это пустые слова, потому что вы знаете и "чем", и кого.
Называйте конкретно свой грех, своё искушение и просите вас простить за него.
И  имейте великодушие простить просящего о прощении не на словах, а всем сердцем своим. Вы почувствуете, когда это произойдёт,  лёгкость, радость и чистоту очищения. Это и будет самая верная подготовка к началу Великого поста. Переступите через этот порог. Да благословит вас Господь!"

     Слова отца Виталия, сказанные им горячо и вдохновенно, вызвали ответное вдохновение. Не было ложного пафоса, люди подходили и искренне следовали совету старого доброго пастыря.

     Чем всё это закончилось?

     Те, кто  имели "волю каятися" и прощать, остались в храме до сих пор и являются его костяком. Не имевшие же такой воли, и не желавшие прощать, ушли, т.к. впервые услышали нечто нелицеприятное о себе не только из уст пастыря на исповеди, но и от своих братьев и сестер по храму. Их было немного, в основном те, кто сетовал перед исповедью, что им не в чем каяться, т.к. они  вроде бы и не грешат вовсе.

     К сожалению, такое "окамененное нечувствие" встречается не так уж редко... Причин тут много: человек жил как-то без Бога, а по том состарился, пришел в храм и посчитал, что его старость - это почти-что гарантия его праведности. Хотя за всю свою жизнь он такого накуролесил.
 
     И вот  эта забывчивость к своим грехам и рождает такое нечувствие скверны греха, что называется "невидение своего бревна", зато "соломинка" другого видится масштабно. 
     Одной из причин является также массовый приход народа в церковь постсоветскую. Редко, кто действительно алкал встречи с Богом, искал истину, чтобы "она сделала его свободным". В большинстве своем народ стремился заполнить духовную пустоту подходящим религиозным чувством. 
    
     О том,  какие люди придут в Церковь после падения советской власти, очень хорошо  сказала в 1936 г.  святая мученица мать Мария  Парижская (Скобцова), погибшая в лагере Равенсбрюк:

 "Если в Церковь, одаренную терпимостью и признанием со стороны советской власти, придут новые кадры людей, этой властью воспитанные... сначала они, в качестве очень жадных и восприимчивых слушателей, будут изучать различные точки зрения, воспринимать проблемы, посещать богослужения и т.д. А в какую-то минуту, почувствовав себя наконец церковными людьми по-настоящему, по полной своей неподготовленности к антиномическому мышлению, они скажут: вот по этому вопросу существует несколько мнений - какое из них истинно? Потому что несколько одновременно истинными быть не могут. А если вот такое-то истинное, то остальные подлежат истреблению как ложные. Они будут сначала запрашивать Церковь, легко перенеся на нее привычный им признак непогрешимости. Но вскоре они станут говорить от имени Церкви, воплощая в себе этот признак непогрешимости..."

     Слова матери Марии пророчески сбылись.

     Но вернемся к Великому посту. В самом его начале - в первую неделю поста во всех православных храмах читается Великопостный канон преподобного Андрея Критского. Существует дословный славянский перевод канона и множество ритмизированных переложений. 
Каждый из них по-своему прекрасен...
 
     В течение первых четырех дней первой седмицы поста ежедневно, каждый вечер при свечах и погашенном электричестве читаются 9 песен канона определенного дня недели (с понедельника по четверг). 

     Советую всем, "кто имеет волю каятися", но ни  разу не был на чтении Великопостного канона, постараться попасть на его чтение. Помимо красоты эт ой службы, поражаешься тому, какой пример покаяния нам оставил святой Андрей Критский.
    
     Я в церкви более тридцати пяти лет и каждый раз поражаюсь, ежегодно открывая для себя какие-то удивительные  откровения.

Сколько раз слушала канон для вторника и вдруг как-то по-особенному несколькор лет тому назад услышался стих:

"Под грудою страстей погребена мною красота первозданнаго образа Твоего, Спасе, но Ты, яко некогда монету, отыщи мя и Себе возьми.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя".


А в шестой песне канона четверга рефрен еще глубже и отчетливей:

 "О Спасе! Аз есмь Твоя пропавшая монета, со стершимся Твоим величественным Царским Ликом. О Слове! Ты, светильник преднеся, меня найди, как некогда в пустыне Иоанна, и Ты меня к Себе навек возьми". Лк.15:8-10. Мф.3:13. Мк.1:9. Лк.3:21.

  Всю дорогу от храма до дома я его перекатывала в уме, как гладкую гальку во рту.

Дома осталось только записать результат размышлений:


     Не буду приводить все примеры  аналогий, они собраны у меня в цикл "Внемли молчанию...", некоторые из них есть на этом сайте.
Лучше дам ссылку на замечательное толкование Великопостного Канона  протопресвитера Александра Шмемана:

 
На фото: Всехсвятский храм г. Мытищи. Прощёное воскресенье 2005 г. Слева - о. Владислав Каховский, справа - о. Виталий Боровой.