Жан Реми

Алекс Беляев
Вторник 10:07

   -У вас такие прекрасные глаза, Элен, что в них можно утонуть, -я как бы невзначай перевёл взгляд на её огромные груди и улыбнулся. –Давайте встретимся в более романтичной обстановке.
   -Давайте я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать, -достав блокнот, одёрнула комиссар. –Вам знаком голос угрожавшего вам человека?
   -Нет. Он говорил через платок или через перчатку. Специально изменял голос, -заметил я. –Мужчина и только. Вы ничего не сумеете сделать, комиссар, пока преступники не проявят себя. Вот перестреляют всех нас, скажем, завтра в редакции,  после этого вы их и сцапаете. Скольким карикатуристам он угрожает?
    -Тридцати. Никто не может распознать голос. А что у вас завтра?
    -Собрание в «Журнал ле Руссо». Буду отбирать карикатуры для фестиваля. Тридцати там не будет, но мэтров десять наберётся, -я сделал глоток кофе. –Вы одолжите нам завтра с десяток жандармов, а, Элен?
    -Перестаньте ёрничать, Жан. Мы сделаем всё возможное, чтобы обеспечить вашу безопасность, -комиссар задумчиво постучала ручкой по столу. –Хорошо, будет завтра утром патрульная машина у редакции. Скажите, Жан, как давно и как часто он вам звонит?
     -Каждый понедельник с семи до восьми утра. Уже четыре месяца. Вот и вчера звонил. Предложил убраться из Парижа, иначе пустит меня на колбасу.
    -И угрозы всегда разные? То застрелить, то зарезать, так?—Элен покатала ручку между ладоней.
    -Он обещает задушить или зарезать, но в итоге застрелит, -заметил я. –Быстро и надёжно.
    -Сделать то, что не обещал? Это было бы странно. А у вас есть личные враги, Жан?
    -Есть. Половина чиновников Евросоюза, но нанять убийцу они никогда не отважатся. Они трусы.
    -А коллеги по цеху? Один из тех же тридцати, из зависти?
    -Нет, -покачал я головой. –Карикатура куда опасней пули.
    -И кто на вас писал карикатуры, Жан?
    -С десяток художников, Элен. Но всё это было в шутку, -заявил я.
    -А вот это помните, Жан?—комиссар достала из портфеля журнал и, открыв на нужной странице, с победоносным видом положила на стол. –До сих пор обидно, верно?
    Я улыбнулся. Это была одна из пяти карикатур написанных на меня и вышедших в тираж. Заказчик с большим кошельком и пёс на задних лапах с моей физиономией. «Сегодня пишу на правых?» спрашивает пёс. Помнится, я разбил автору этой вещицы нос, из-за чего три недели работал бесплатно. А теперь понимаю, что мы и есть верные псы своих заказчиков. Платите, и мы будем смеяться над тем, что смешно именно вам. Платите больше, и никогда не будут смеяться над вами. Художники, ратующие за свои идеи, и за них же голодающие, остались в прошлом. Карикатуристы так точно. Теперь художник жрёт круассан с фуагра, и бессовестно выдаёт идеи заказчика за свои собственные. И народу это нравится.
    -Чистая правда. Теперь это бизнес, -сказал я.
    -На следующий день вы подрались с месье Руссо—автором этой карикатуры. Сколько ещё у вас личных врагов, Жан?—сверкнула глазами комиссар.
     -Ровно двадцать девять, представляете? И все карикатуристы. А себе я угрожаю, чтобы отвести подозрение. Блестяще, мадам Маню, вас ожидает продвижение по службе, -я засмеялся. –Это было посвящение, Элен. Старые мастера пишут карикатуры на молодых, а потом высмеянный считается за своего. Мэтры частенько получают за это по физиономии, но в этом вся соль—попасть в цель. Звонящий не из нашего круга. Наше оружие карандаш. 
     -Ясно, месье Реми. В течении последующих двух недель мы вынуждены будем прослушивать ваш телефон. Это чрезвычайная мера, но по-другому никак. Приносим свои извинения за неудобства. Постановление прокурора, -комиссар достала из портфеля документ, уложила туда блокнот и протянула мне ручка. –Мы слушаем вас с ноля часов. Вот здесь, дата и подпись.   
    -Так я угодил в список подозреваемых?—с иронией спросил я, подписывая.
    -Нет, месье. Мы прослушиваем телефоны всех тридцати художников, -Элен  убрала ручку с документом в портфель и встала. –Если шантажист позвонит ещё, то постарайтесь дольше удержать его на линии. Только важных переговоров с этого номера не ведите. В каждом саду есть свои кроты, -комиссар плотоядно улыбнулась, словно только что разоблачила серийного убийцу. –Вот. Звоните, если что, -она вручила мне визитную карточку.
    -Угу. Как-нибудь сделаю чистосердечное признание, -пошутил я. –До встречи, комиссар.
    -До встречи, Жан.

Вторник 12:11

    За новой сим-картой я не побежал. Это сделало бы из меня подозреваемого номер один. Да и по  телефону я никаких важных дел не решал. Вот если вскроют почту, тогда десятку крупных бизнесменов не поздоровится. А мне что? Мне ничего. Одни грязное бельё заказывают, другие это бельё пачкают. С первых спрос побольше. Почему, за что, за сколько? И каждый вопрос как удар кувалдой по бизнесу. В конце концов, тебе перестанут доверять, и ты скатишься на самое дно. Не любят высокие чины тех, кто их высмеивает. И остальные тоже избегают этих клоунов. Ради хорошего имиджа.
    Кстати, о заказчиках. Если предположить, что некий месье с тугим кошельком сотрудничал сразу с десятью художниками, то это ему выгодно убрать всех нас одним махом. А что? Впереди выборы и месье решил обезопасить себя. Один его человечек запугивает, другие расстреляют, третий почистить скайп и почту. Все эти людишки будут работать автономно и не будут знать имени этого богатого месье.
    А ещё двадцать напуганных художников это для числа, блеф. У тридцати человек куда сложнее найти что-то общее, чем у десяти. Это игра для полиции. Пусть думают, что действует псих-одиночка, и что убивать он никого не собирается. А на самом деле это банда, и ударят они завтра, и два фараона в патрульной машине нас не спасут. Так что же делать?
     И тут мне позвонили. Я как раз ехал по Парижской окружной в один ресторанчик на встречу с клиентом, и потому перевёл вызов в наушники.
    -Месье Реми?—спросил хрипловатый, мужской голос.
    -Да. Кто это?
    -Ваш друг. Не приезжайте завтра в редакцию Руссо. Лучше вообще исчезнете из Парижа на пару дней, -на том конце дали отбой.
    Меня бросило в жар. Съехав на одну из улиц, я остановил машину. Перезвонил на неизвестный номер, но абонент был недоступен. Всё, финиш. Ни перенести, ни отменить завтрашнюю встречу я не мог. Мы с Антуаном два месяца договаривались с мэтрами карикатуры, чтобы всем собраться завтра утром в его редакции, где я мог бы отобрать работы для фестиваля карикатур. И что я им теперь скажу? Что завтра утром собираться нельзя, иначе нас всех расстреляют? Мне никто не поверит, и завтра же меня высмеют все таблоиды Франции. И о фестивале можно будет забыть. После срыва встречи у Антуана со мной больше никто не захочет иметь дело. Ну, разве что начинающие эротоманы с плоским чувством юмора.
     Позвонить Маню? Нет, спецоперацию на основании одного звонка никто проводить не станет. Да и об этом звонке инкогнито ей доложат без меня. Ведь телефон прослушивают. Только в комиссариате все примут звонившего за шантажиста номер два. И всё.
     И тут меня осенило. Идея была сумасбродная, но именно поэтому она и должна выстрелить. Преступники не следят за редакцией. Они просто ворвутся в кабинет Антуана и откроют стрельбу. А в кабинете могут заседать не только художники. Точнее, совсем не художники.
     Но сначала надо было обезопасить тылы. Я набрал номер знакомого риэлтора…
 
Вторник 14:32

    -Вам нехорошо, Жан?—Жерар Клиши бросил на меня взгляд сочувствия. –Вы очень бледны.
    Это был молодой и богатый щёголь в белом костюме. У него было всё—деньги, красота, молодость—и мне всегда хотелось спросить, зачем ему эти гадкие карикатуры. И каждый раз я себя останавливал.
    -Проблема, Жерар. Большая проблема. И когда мы закончим с делами, у меня будет к вам одна просьба.
    -Просьба? Если тебе не понадобилась Луна, я вам помогу, Жан, -Клиши сделал глоток вина. –Ну, показывайте.
    Я достал из сумки папку и вынул карикатуру, что состояла из двух частей. На первой картинке крокодил и горилла тянули в разные стороны жёлто- синего кролика. На второй крокодил отползал уже с бело-сине-красным кроликом в пасти, а у напуганной гориллы остались в руках лишь звёздно-полосатые уши. «Тиран и узурпатор!» кричала горилла. «Зато с мясом» отвечал крокодил.
    -Тонко, -кивнул Жерар. –Где опубликуют?
    -Завтра, в «Париж-пресс». Такие острые вещи потом неделю перепечатывают более мелкие газеты. –я глотнул вина. –Резонанс гарантирую, вплоть до иска с той стороны Атлантики. У вас есть ещё тема?
    -Есть. Мистер О и фрау М. Понимаешь, о чём я?—прищурился Жерар. –Только без пошлостей.
    -Ясно. А зачем вам всё это?
    -Люблю скандалы в вечерних новостях. Без скандалов пресно, -Клиши развалился в кресле. –Так есть идеи?
     -Идея есть, но тут напротив надо что-нибудь грубое, Жерар. Публике нравятся эротические сцены.
     -Это парням из соседней подворотни, Жан?—поморщился Клиши. –Нет-нет, мне важна другая публика. Обладатели белых воротничков и дорогих часов. А они журнал твоего Руссо, где царит одна пошлость, не читают. У солидных людей вообще аллергия на шутки ниже пояса. Ну, так что у тебя?
      -Например, метис в белых одеждах с золотым нимбом над головой и едва заметными рожками на лбу, -начал я. –В одной руке у него посох, а в другой цепь. На другом конце цепи сидит овчарка. А вокруг овцы цветов стран ЕЭС. «Может быть, пора рассказать им о той самой сковородке, босс?» спрашивает овчарка. «Нет, ещё рано, фрау Собака. Пусть пока думают, что мы идём в тот самый сад» говорит метис.
      -Фрау Собака? Смешно. Мне нравится. Пиши, -Клиши положил на стол банковскую карту. –Тут гонорар за готовую работу плюс аванс. Всё, как обычно. Теперь твоя просьба.
      -Десять сообразительных и вооружённых людей. Завтра, с восьми до десяти утра, -я отодвинул карту обратно. –Сначала разыграть маленький спектакль, а потом уложить пару плохих парней. Вышлите мне телефон босса этих ребят и остаток суммы. Я заплачу.
     -Этого вполне достаточно, -Жерар продемонстрировал банковскую карту и спрятал её в карман. –Я много лет в охранном бизнесе, и подберу для тебя лучших. Шантажируют?
    -Хотят убить. Всех мэтров карикатуры одним махом.
    -Это дело для полиции, -поморщился Клиши. –Потеря даже одного профессионала обойдётся тебе в шестизначную сумму, Жан.
    -Для полиции у меня недостаточно фактов. Поэтому я рискну.
    -Хорошо, Жан. Телефон месье Венгера будет у тебя на почте через час. Это шустрый и сообразительный парень. Удачи, -он пожал мне руку и удалился. 

Вторник 16:21

    По дороге домой я умышленно петлял по переулкам. Никто не ехал за мной по пятам, а значит, и слежки не было. На всякий случай я решил добираться до редакции Руссо на метро. О встрече я договорился тотчас же, назначив на семь вечера, к большому недовольству Антуана. Потом заказал через Сеть два билета на поезд до Лиона. Уже у самого подъезда я позвонил своей любовнице. Сказал, что наша с ней встреча была ошибкой, но теперь всё кончено. Предупредил, чтобы она мне больше не звонила, дал отбой и занёс её номер в чёрный список. Всё, с тёмным прошлым было покончено. По крайней мере, мне было комфортно так думать.
     Я поднялся на второй этаж и вошёл в квартиру. Мишель тотчас же бросился мне на шею.
    -Жан пришёл! Ты же не будешь рисовать свои картинки, а пойдёшь со мной в парк, да!?
    -Малыш, у меня для тебя особое задание от капитана Рено. Вот, -я вручил Мишелю записку. –Но как только мы все соберёмся в условном месте, то сразу же отправимся на поиски клада. Клянусь своей бородой!
    -В условном месте?—глаза Мишеля загорелись. –Разрешите приступить к выполнению задания!?
    -Разрешаю, агент Мишель.
    Мишель убежал, а из мастерской вышла Кристина.
    -Ты снова его обманул?
     -На этот раз я сказал ему правду. У вас важное задание и мало времени. Пройдём в мастерскую.
    Мы вошли, я запер дверь и опустился у гончарного круга. Кристина была замечательным гончаром. И это меня в ней привлекало не меньше, чем ум и красота.
    -Мне угрожают, Кристина. Я уже нанял себе телохранителя, но вам с Мишелем надо уехать в Лион. Поезд через час. Собери всё самое необходимое и поедем. И никаких звонков до завтрашнего вечера. Мой друг Клод уже снял нам дом. Он встретит вас на вокзале Лиона, а я приеду к вам завтра вечером.
    -Может быть, поедем все вместе?—Кристина обняла меня за плечи. –И почему бы не обратиться в полицию? Они просто тебя запугивают, Жан.
    -Полиция не поможет. Сейчас нужно перестраховаться, -я поцеловал её в губы. –Завтра вечером всё будет позади. Меня прекратят преследовать. Собирайся.

Вторник 19:12

    Посадив Кристину с Мишелем в поезд, я оставил машину на вокзале. До редакции Руссо я добирался на метро. Кажется, за мной следили. Высоченный парень в чёрной бейсболке сел со мной в один поезд, потом пересел на другую ветку, вышел за мной у редакции Руссо и растворился в толпе. По дороге я сделал звонок дружку из криминального мира, заказал у него «вещь с комплектом» и договорился о встрече на площади Республики. Наплевать, если нас обоих там и арестуют. Значит, меня точно не застрелят завтра утром.
    У редакции я обналичил десять тысяч, рассовал их по карманам и зашёл в здание. Антуан дожидался меня в кабинете. Он держал в руках какой-то рисунок и хмурился, что означало для автора высшую степень похвалы. Чуть в стороне стояла бутылка вина и два стакана. Первым делом я закрыл жалюзи на окне, потом включил свет и запустил компьютер.
    -Что за срочность, Жан? Картинки с экрана не рецензирую, -заметил Руссо. –И  что это за фокус с окном? Ты собрался меня купить?
    -Мне настоятельно советовали не приходить завтра на встречу. На нас готовится покушение, Антуан. Отменить поздно, да это и не выход. Есть идея, -я запустил скайп и набрал нужный адрес.
    На экране появился лысый мужчина в сером костюме и с чашкой в руках.
    -Добрый вечер, месье. Меня зовут Поль Венгер и времени у меня мало. Так, что по шустрому, -Поль сделал глоток. –В кабинете будем мы трое и девять манекенов. Бронежилетами и манекенами я нас обеспечу. Каски будет уже перебором. Мы  немного рискнём, месье.
    -Кто этот человек!?—изумился Антуан.
    -Я частный детектив. Художников предупреждать не надо, -Поль нервно постучал по столу пальцами. –Я их встречу в холле и провожу на третий этаж. Загородим там окно шкафом, а у двери я поставлю надёжного человека. Сотрудников редакции надо будет собрать в том же кабинете.
    -Не понял, вы хотите сорвать нам работу!?—Руссо отложил рисунок и покраснел от ярости.
     -Я стараюсь предотвратить лишние жертвы, -пожал плечами Венгер –В моём варианте пострадаем только мы трое, месье. Террористы вбегают, я стреляю, вы ложитесь на пол. Террористы в панике убегают и несут потери. Но это в самом худшем варианте, месье. Мои люди окружат редакцию и будут задерживать всех подозрительных типов в радиусе ста метров. Мы их схватим на подходе.   
     -Это провокация! Вы срываете выход номера!—ревел Руссо.
     -Так вы отменяете заказ?—Венгер поставил чашку на стол.
    И тут Руссо позвонили на мобильный. Он принял вызов и тотчас же побледнел.
   -Предупредили?—тихо спросил Антуан. На том конце что-то ответили. –Хорошо, Жюль. Пришлите мне свои работы и можете завтра не приезжать. Месье Реми сообщит вам, если ему что-то понравится. Только не звоните в полицию. Ах, уже. Только посмеялись? Это к лучшему. Наших не обзванивайте. Да, я сам. До встречи, -Руссо дал отбой и развязал галстук.
    -Лемуши тоже предупредили. Я согласен, Поль, -Антуан налил себе вина. –Все расходы оплачу лично я.
    -Расходы уже оплачены. Буду у вас к восьми, -заявил Поль и отключился.

Вторник 20:48

    Домой я возвращался уже с пистолетом, который купил на площади Республики за те самые десять тысяч. И у самого подъезда столкнулся с Мари.
   -Что, вот так просто!?—она влепила мне пощёчину. –Наигрался и нашёл себе новую шлюху, да!?
   Я прижал её к стене дома.
   -Нет больше нас, Мари. И никакой шлюхи тоже нет. За мной следят от самой редакции. Меня хотят убить, а у меня нет желания кого-то подставить. Прощай, -и я нырнул в подъезд.
    Дома я первым делом собрал чемодан. Потом приготовил себе яичницу. Потом осмотрел пистолет,  проверил обойму, зарядил, сунул в карман пиджака.
    Затем посмотрел в окно. Знакомый паренёк в бейсболке, что шёл за мной от самого вокзала, сидел на скамейке у подъезда. Выскочить, приставить ствол ко лбу и допросить? Так именно этого он и хочет. Подрежет меня на месте, а потом ещё прав окажется. Мол, нечего на мирных граждан с пистолетом набрасываться. Сообщить Венгеру? Ну, схватит он этого паренька, а паренёк из полиции или ничего не знает о других членах банды. Завтрашняя операция сорвётся, а террориста накроют нас в другом месте. Например, на фестивале. А это уже совсем другое число жертв.
    И тут зазвонил телефон. Снова незнакомый номер, снова какая-нибудь гадость.
    -Жан Реми.
    -Очень глупо умереть из солидарности, Жан. Ещё не поздно уехать, -на том конце дали отбой.
    Снова хриплый голос. Они играют с нами. Специально доводят до состояния паники, а потом застрелят в спину, когда кто-то из нас выйдет из дома с чемоданом в руках. Лемуши!
    Я вышел в Сеть и написал Лемуши чтобы тот оставался в Париже и не паниковал. Он ответил, что чертовски пьян, что за ним следит фараон, и что он напишет такое на эту никчёмную полицию…
    Я выключил телефон, выпил вина и лёг спать. Снились мне пышные похороны.

 Среда 8:52

   -Поль Венгер, Служба Безопасности Республики. Ваши документы, месье.
   Себастьян был растерян. Все наши были уже на третьем этаже. Только мы с Антуаном, понурив головы, стояли в холле в наручниках.
   -Никогда не слышал о такой службе, -Себастьян протянул права. –А эти господа за что задержаны?—он кивнул на нас.
   -Уклонение от уплаты налогов, -заявил Поль. –Рисунки, ноут и ваш мобильный, месье Готье.
   -Разрешите посмотреть ваши бумаги, месье, -прищурился Себастьян.
   -Бумаги у месье в порядке. Не дури, Себастьян. Обычная проверка. Досмотрят и отпустят, -проворчал Антуан. –Не зли агента.
   -Вы задержаны до выяснения всех обстоятельств дела, месье Готье, -Поль козырнул своим удостоверением перед носом Себастьяна. Он быстро открыл и закрыл какие-то корочки. Так, что прочитать хоть что-то Готье не успел. –Серж, помогите.
    Верзила с автоматом наперевес подошёл к Себастьяну вплотную. Подействовало. Готье отдал Полю телефон и папку с карикатурами.
   -Ноута нет. Я буду жаловаться, -заявил Себастьян.
   -Жалуйтесь, -кивнул Поль. –Серж, отведите месье на третий этаж для допроса.
   -Я не стану отвечать без присутствия адвоката!—протестовал Себастьян. –Это нападение на свободу слова!
   -Хорошо, месье. Значит, мы украдём у вас чуть больше времени, чем рассчитывали, -пожал плечами Венгер. 
    Когда Себастьяна увели наверх, Поль снял с меня и Антуана наручники. Потом мы втроём вошли в кабинет Руссо, где за столом нас уже дожидались девять манекенов. Пока я открывал жалюзи, Антуан сел во главе стола, а Поль расположился напротив двери.
   -Патрульная машина напротив входа, -я сел рядом с Руссо. Тот нервно вытряс из папок на стол карикатуры. –Буду наблюдать за окном. Плохо, что оно у тебя до самой земли, Антуан, -я выложил на стол пистолет.
   -Не вздумайте стрелять, Жан, -поморщился Венгер. –Вы на взводе и может пострадать невинный человек. Просто в случае опасности ложитесь на пол.
    -Это на крайний случай, -кивнул я на пистолет. –Начнём  отбор, Антуан?
    -Не могу. Нервы, -Руссо откинулся на спинку кресла. –Боюсь. Когда они ударят, Поль?
    -Они могут и не ударить, -Венгер взял одну из карикатур и повертел в руках. –Перебирайте рисунки. За нами могут следить.
    -Чёрт бы их побрал, -Антуан потянулся за графином с водой.
   Тут Венгер побледнел и поднялся на ноги.
   -Мой агент на связи, -Поль постучал по наушнику в ухе. –Человек с большой сумкой в ста метрах от редакции. Наш клиент. На пол, живо!    
   Мы с Антуаном повиновались. При этом я захватил со стола пистолет и снял его с предохранителя. Страха не было. Скорее любопытство. Казалось, что я на съёмочной площадке какого-нибудь боевика. И только. 
   Тут с улицы донеслась автоматная очередь. Поль грязно выругался и спрятался за кресло. Несколько одиночных выстрелов, потом снова очередь. Осколки стекла лавиной обрушились на пол. Я почему-то встал в полный рост и стал стрелять в людей по ту сторону окна. Поль как-то странно обмяк, а Руссо вжал голову в пол. Кажется, я попал в одного из террористов, но второй из бандитов снова выстрелил…

Пятница, 11:47

    -Сегодня мы хороним не просто художника, -Антуан вытер слезу. –Жан Реми был и навсегда останется для нас гражданином и верным товарищем. Это благодаря нему не пострадало ни одного художника. Благодаря Жану тысячи и тысячи художников во всём мире больше не бояться выражать свои мысли. Так, как всякий , кто посмеет затыкать нам рты будет высмеян и уничтожен точно также, как уничтожены негодяя, убившие Жана. Месье Реми явил нам образ настоящего героя, который достоин подражания. Ему угрожали, а он продолжал писать. Так, как художник не может перестать выражать свои мысли. Но если вдруг художник испугается и перестанет писать то, что чувствует—он умрёт как личность. О нём все забудут. Месье Реми не испугался, и мы обязаны продолжить его дело. Продолжить шутить над этим миром, как шутил Жан, -Руссо вытер слёзы. –Жана предупреждали, чтобы он не приходил в редакцию. Но он пришёл и сделал всё возможное, чтобы спасти одиннадцать своих товарищей. В том числе и меня—трусливую скотину… Прости, я испугался, Жан… Подвиг месье Реми прекрасен, а память о нём будет вечной. И пусть это будет последний художник, погибший за естественное желание высказаться и быть услышанным…

Алексей Беляев. 2015-02-25