Лейтенант среди блуждающих огней

Екатерина Кантая
(пьеса не для театра в одном действии)

Действующие лица:
Лейтенант
Женщина
Смерть
Мать
Рядовой

     Темнота, слышится стрельба. Взрывы, свист снарядов. Отдаленные вспышки огня.  Внезапно все затихает.  В темноте  луч света выхватывает  фигуру в военной форме. Это Лейтенант.  Его глаза завязаны черным платком.
     Лейтенант (держится руками за голову, медленно, четко, но  через усилие произносит слова):
     - Я делаю то, что должен делать. Не задаю вопросов. Я действую  быстро и четко. Это моя работа.  Почему же стоит затихнуть  грохоту, у меня так дико болит голова!? Эй, уберите тишину!   Она разрывает меня изнутри как самый страшный снаряд!
     Лейтенант (кричит, забросив голову и руки вверх):
     - Эй, тишина, тебе не сломать меня! Я сильный! Тебе не запугать меня, слышишь! Я иду на бой! Я принимаю твой вызов!
     Лейтенант срывает с глаз повязку. Сцена и зал заполняются белым молочным туманом. Он удивленно осматривается.
     Густой туман обволакивает, мешая видеть.  Лейтенант расстегивает гимнастерку. Он делает несколько шагов то в одну, то в другую сторону, стремясь что-нибудь рассмотреть. В нескольких местах сцены и зала вспыхивают огни. Они медленно хаотично перемещаются.
     Лейтенант:
     - Кажется, вдали блуждают огни… Я знаю, я должен дотронуться до них. Найти ответы на вопросы, которые я не задавал.
     Лейтенант протягивает руки к одному из огней, он приближается, становясь светлым столбом света в котором возникает фигура женщины (бестелесный образ, едва уловимый). Тихо звучит вокализ.
     Лейтенант:
     - Мама, это ты, родная. Как я скучаю о тебе… Когда мне трудно ты всегда со мной.
     Мать(гладит сына по голове):
     - Ты так устал, сынок. Отдохни, приляг.  Хочешь, я пожарю тебе картошки? Ты всегда любил жареную картошку. Даже когда болел и у тебя совсем не было аппетита…  Как тебе живется, сынок?
     Лейтенант:
     - Я на войне, мама. Ты можешь гордиться мною. Я не прячусь от пуль,  иду вперед, даже когда страшно. Я скажу тебе, мама… Только тебе. Мне часто бывает страшно.. Но нет ничего страшнее тишины. Когда замолкают выстрелы, и  я слышу только свои мысли. Они пугают меня…
     Мать:
     - Ты всегда был умницей, сынок.  Война – не лучшее место для тебя. Ты такой талантливый! Помнишь, какие стихи ты писал? А как забил решающий гол на школьном матче, не замечая раскровавленной коленки.
     Лейтенант:
     - Как ты мама? Как твое сердце?
     Мать:
     - Мое сердце болит за тебя, сынок. Помни, оно и перестав биться не перестанет болеть за тебя...
     Лейтенант (берет ее бережно за руку):
     - Мама, я вернусь. Я буду рядом с тобой. Ты только подольше не умирай, мама…
     Фигура женщины становится прозрачной и исчезает. Музыка затихает.
     Мать (голос сверху):
     - Береги себя, сынок.
     Лейтенант:
     - Мама...
     Крик лейтенанта натыкается на вызывающий  женский хохот. Еще один огонек из глубины зала скользя по рядам приближается к сцене, высвечивает две фигуры, стоящие в обнимку. Женщина с пышными формами и  огромным алым цветком в жгуче черных, вьющимися волосах. И совсем молодой парень в военных брюках и белой шелковой рубахе. Лицо его совершенно бледное. Он страстно, почти дрожа, льнет к ней.  Она, легонько отстраняет его и громко смеется.
     Смерть(смеясь, обращается к рядовому):
     - О, лейтенант, какие нежности! Мальчик хочет к мамочке, ты только посмотри.
     Лейтенант:
     - Заткнись, Смерть! Пошла вон, не смей приближаться ко мне!
     Смерть (раздраженно, лейтенанту):
     - Ты, вероятно, забыл, чей хлеб ты ешь.  Война – твое ремесло и моя кухня. Никто из вас, лицемерных порядочных мужей не признается, в том, как сильно они хотят меня. Вы придумаете сотню причин, чтобы оправдать свой визит ко мне в спальню….(смеется)
     Смерть (берет парня за подбородок и сочно целует его в губы):
     - Да еще молоденьких  мальчишечек  с собой прихватить…  Вот, спроси его – плохо ли со мной?
     Лейтенант (всматривается в лицо парня,с отчаяньем):
     - Рядовой Солнцев! Ты  с ней? Тогда, в овраге мы так и не смогли найти тебя… Как же так, Солнцев… Все письма писал домой… в самодеятельности выступал солистом... Ты должен был жить! Как же так… Ты сам просился, Солнцев… Геройствовал,  говорил, что сможешь… Я не должен был отпускать тебя туда одного.
     Смерть:
     - Ну что ты причитаешь, как деревенская бабка. Что он видел то в своей жизни. Может я – это самое яркое, что у него случилось.
     Смерть,  смеясь, вынимает алый цветок из своих волос и выжимает его на лицо Рядового, который тянется к ней для поцелуя. Красные подтеки на лице и рубашке парня.
     Смерть:
     - Скажи, ты хочешь меня?
     Рядовой(задыхаясь):
     - Да…
     Лейтенант:
     - Ты врешь, грязная шлюха! Не тебе я служу! Я делаю все, чтобы власть твоя ослабла. Я готов день и ночь отгонять тебя от людей. Я для этого живу!
     Смерть:Да, так тебе спокойнее думать…  Благими намерениями  выстлана твоя дорога. Ты скучный, лейтенант. Рано или поздно ты  сам приползешь ко мне, и я не уверена, что буду с тобой так же добра как с ним… Пошли, красавчик, ну его…
     Лейтенант остается один. Тот же молочный туман и блуждание огней…
     Лейтенант:
     - У этой чертовки всегда есть последний аргумент в любом споре…  Что-то подсказывает мне, что не так проста она как кажется. Много раз я встречал ее и всегда в разном обличии. Для кого-то она – кровавый палач, для другого  - кроткая сестра милосердия.Я бы мог увлечься ею, если бы не любил так сильно жизнь…
     На потолке начинает ярко пульсировать одна звездочка. Она увеличивается в размере и  в световом столбе возникает женщина. Звучит музыка
     Лейтенант:
     - Любимая, это ты…  Каждый раз когда я говорю, что люблю жизнь, это означает что я люблю тебя.
     Женщина:
     - Я знаю, мой хороший. Я молюсь за тебя. Я помню, как улыбаются твои глаза, даже когда долго не вижу тебя.
      Лейтенант:
     - Я дышу пылью и гарью. Но запах твоего тела всегда со мной и он помогает мне не задохнуться. Ты знаешь,  я рожден не для войны. Но так надо. Кто-то должен это делать
     Женщина:
     - Ты рожден для любви. Как и все мы.  Где бы ты ни был – мысленно я рядом. Я горжусь тобой и жду тебя.
     Лейтенант:
     - Смерть  все время следует за мной.
     Женщина:
     - Смерти нет. Есть лишь страх потерять жизнь.
     Лейтенант:
     - Страх потерять тебя
     Лейтенант входит в столб света и обнимает женщину. В какой-то миг их тела исчезают и только световой столб наполняется живой пульсаций, совпадающей с ритмом звучащей музыки.
     Внезапно свет гаснет и в темноте слышатся звуки выстрелов. Мелькают вспышки взрывов. Раздается голос Лейтенанта
     Лейтенант:
     - Мне больше не нужна повязка! Война это  - тоже жизнь.  Моя жизнь! Я хочу все видеть и все чувствовать .  Я хочу понимать зачем. Быть живым – значит слышать себя, свои мысли, желания страхи.  Оставаться человеком.
Раздается топот  марширующих  солдат. По стенам зала проходят тени марширующих солдат.
     Лейтенант (кричит в зал):
     - Эй, слышите, это и ваша жизнь тоже! Снимайте повязки с глаз! И пусть будет больно, но это – наша боль. И те кто, идут против нас, пусть тоже останутся людьми.  Блуждающие огни войны  внутри каждого: наши сомнения, страхи, боль тех, кто нас любит... Это наша война! И пока живы - мы платим за нее болью!