Сокровища русской Ломбардии...

Ксана Дюкс
                Из серии: Впечатления из рюкзачка


 Записки путешествующей Rox27dragonfly..


                “Сокровища русской Ломбардии...”

               

               
                Мы не можем угадать какими путями придем к истине.
                Ни во времени. Ни в событиях.


                Мой путь в Успенский Собор во Владимире начался еще в... Египте. Лет 20 назад. В старом Каире, что зовут Вавилоном Египетским.

                Воображение тогда пленила белоснежная церковь, "подвешенная" на одном из бастионов римского форта. V-VI век. Выбор понятен ;) это самое древнее сооружение Каира. Эль-Моаллаки. Притча во языцех. Всеобщее достояние истории. Резиденция коптских патриархов. Место особенное по энергетике, ощущаемое без всяких знаний о нем.

                Объяснение потрясло. Оказалось, что Святое семейство останавливалось в этом месте, спасаясь от царя Ирода. В этой церкви в честь Пресвятой Богородицы, среди прочих реликвий, много веков хранят оливковую косточку, бывшую трапезой Девы Марии, проходившей за столом, на доске которого и была написана икона, названная впоследствии...Владимирской Чудотворной.

                Чувствуете, как побежали "мурашки" по коже? Легенда ли это...или... Словно звездная пыль веков оседает мантией на плечах современников..


                Потому, Собор во Владимире, построенный во имя и для Этой Иконы, бесспорно, истинное "Чудо Залесья", хранящее в себе тайны нескольких эпох. Собор необыкновенный и знаковый.
                Предтеча всех кафедральных соборов на Руси. Памятник мирового наследия Золотого списка ЮНЕСКО. Здесь венчался на великое княжение легендарный Александр Невский. Все суздальские и владимирские князья вплоть до Ивана Калиты... Считай, цари...

                И я стою на этом самом царском месте. Но уже на полах чугунного литья 19 в. Редкая синхронизация во времени...

                Даа...Собор ошеломляет. Он фундаментален и живописен. Богат витыми колоннами, обливным золотом, что видела в великолепных соборах Гранады...узорочьем мавританского стиля. Все в снежной Руси, не знавшей пустынь Африки.

                Львы, драконы... Египетско-византийская тема. Я словно путешествую во времени. Хотите поспорить об общности пространства?

                Почувствовать резкое противоречие древнего интерьера и 3-х ярусного иконостаса Елизаветинского барокко, щедро украшенного золоченой резьбой?

                Очароваться уникальностью коллекции настенной росписи разных столетий в одном Храме? Догадаться по цветовой гамме о времени их создания...Восхититься смешением стилей и эпох?


                Попробуем... Вот фрески... Пророки с развернутыми свитками в руках. Синие павлины в пышном оперении. Растительный орнамент над узкой бойницей оконного проема... Чудесный византийский колорит настенной росписи, исполненной мастерами " от немец". Безнадежно далекий 1161 год...

                А здесь уже роспись конца 12 века. Видите желтый фон?

                Этот яркий синий цвет не знали до 19 века. В противовес нежной гамме фресок кисти Андрея Рублева и Даниила Черного. Прозрачная голубизна фона. Уже 600 лет. Сам цвет излучает свет.

                Такова фреска "Лоно Авраамово". Все праведники хотят попасть..к Христу за пазуху. Редчайшая фреска. Уютная. Проникновенная. Богословие без слов...образ как рука надежды, протянутая тебе через облачность времени. Скорее прямое указание на укрытие от всех напастей. Лоно Авраамово... И от одной только мысли об этом начинает частить пульс.


                Я не понимаю, отчего Собор имеет окна, похожие на внутренний двор. Таким вопросом, вероятно, задаются многие. Вроде бы ты находишься внутри...но немножко снаружи.

                Как такое возможно? Как внутри храма в 21 веке, я могу видеть остатки фресковой росписи внешней стены 11в...
                Да-да. Со мной все в порядке. Оказалось, что еще при строительстве тесанный белый камень стен Собора был искусно расписан не только изнутри, но и снаружи...словно ларец. А вводило меня в заблуждение..."обновление" после пожара 12 в., когда были построены еще одни внешние стены. Словно место приготовили для творения гениальных мастеров иных эпох.

                Богословие в красках...как послание из иных измерений. Восхищение...через века. Одухотворенные средневековые фрески, покрывающие все внутреннее пространство Владимирского Храма от пола до потолка... Что они для нас..с их просветленностью и любовью к человеку?

                Тот же плафон потолка Сикстинской капеллы кисти Микеланджело для всего человечества...
                Волею судьбы мне удалось посетить капеллу буквально в преддверии заседания Конклава по выбору нового Папы Римского в апреле 2005 года. Все неслучайно. Ведь сам Папа Иоанн II предпочитал русскую иконопись и византийскую живопись католической и итальянской, поскольку его духовным отцом был польский епископ, крупнейший византолог.

                Талант признается всеми. Потому на иконы Рублева молятся и протестанты, и католики. А в Соборе " Санта-Мария-ин-Трастевере", в Риме, перед алтарем зачастую стоят иконы Рублева "Троица" либо "Спас Звенигородский", либо Владимирской Божьей Матери. Потрясение и восторг...


                В Сикстинской капелле меня удивила столь явная разница в трактовке Страшного Суда гениальными изографами всех времен...Рублевым и Микеланджело. Так, беспощадна кара и страшен финал...Но, рублевский "суд"...светел и спокоен..приглушенные полутона, перламутровые переливы...праздник Божественной справедливости.

                Вся история...о пересечении культур во времени. Даже возводили грандиозный Собор во Владимире искусные мастера из северной Италии, присланные Императором Римской империи Фридрихом Барбароссой по дружбе князю Андрею Боголюбскому. Вместе с русскими зодчими. Потому, перспективные порталы, пояса из колон по фасадам, окна арочного типа, скульптурный декор - напоминание о талантливых руках сынов Европы и Руси.

                Они создали единственный и неповторимый стиль, давший Земле Залесской имя "русской Ломбардии". По праву. Великий Князь Андрей повернул Русь лицом к Западу. И о главном.


                Все свершилось во имя бесценной Иконы Богоматери Владимирской Чудотворной.

                Как музыка высших сфер звучит ее имя даже для современника, увешанного гаджетами.. И имя то: Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа.

                Понятно, отчего пребывая в безусловном доверии и искренней вере в защиту Иконы, Князь Андрей Боголюбский не ступал без нее ни шагу. Согласно церковному преданию, эта необыкновенная Икона была написана апостолом и евангелистом Лукой с благословения самой Пресвятой Богородицы, предсказавшей иконе большую славу.

                Даже помыслить страшно, что речь идет о реально существующей исторической Личности. И в этом восторг также... До середины V века Икона пребывала в Иерусалиме. И это очевидный факт. После чего византийский император Феодосий II (около 401-450) перенес ее в прославленный Влахернский храм. И в начале 12 века Икона Богоматери была подарена константинопольским патриархом Лукой Хризоверхом князю Юрию Долгорукому.

                Великому от великого. Словно величием государств поделились.

                Сейчас Икона в Москве. Но здесь - чудесный список с нее, которому уже 350 лет. Иепархии здешней 800. Даже боюсь осмысливать в рамках человеческой жизни.. И мысленно лишь благодарю..O:-) За услышанные молитвы и стремительные перемены к лучшему...

                Только перешагнув порог Ковчега Завета предков, возможно прочувствовать как сокращается на шаг... дорога к "ушной раковине Бога"... Стоит лишь заглянуть в глаза Богородице и прошептать заветные слова...


                Совет: лучше прийти к началу службы, когда храм освещается и видны даже детали фресок. А энергетика становится сильнее и ощутимее.
                Пишу с любовью...

                Ксана Дюкс