Детская мечта

Елена Плюснина
Когда я была маленькой, мама меня водила в круглосуточный детский сад. В этом саду детей оставляли на целую неделю и забирали домой только в воскресенье. И вот именно тогда у меня стала зарождаться детская мечта. Я мечтала вырасти и стать воспитательницей, такой воспитательницей, с которой детям будет хорошо. Я уже не помню, какой конкретно случай подтолкнул меня к такой мечте, но ощущение, что в таком детском саду детям многого не хватает, наверное, формировалось на подсознании.

Потом вспоминаю себя в 10-12 лет. Тогда мучительно тревожил вопрос, почему люди друг друга не понимают (подтекст - плохо относятся друг к другу, делают друг другу больно). А детское воображение рисовало такую картинку. Ты спокойно идешь по улице, а навстречу тебе идет незнакомый человек и вы оба друг другу приветливо, дружелюбно, без всякой неприязни улыбаетесь. Может быть, эта мечта заронила во мне интерес к психологии, и, хотя я не стала профессиональным психологом, но психологическую литературу читала регулярно.
Cтав педагогом, давала себе такое определение: педагог – это тот, кто любой поступок человека может понять. Разве это не подходит под определение психолога? Врача? И далее любого человека, который хочет с пониманием относиться к другим?

Как моя детская мечта воплощалась в жизнь?
Я пошла учиться в педагогическое училище на воспитателя, и хотела воспитывать хороших людей, которые в последствии и реализовывали бы мою детскую мечту.

Все три года  в училище училась на отлично и мою розовую мечту преподаватели укрепляли. Они рассказывали, как надо поступать педагогично, и как нельзя непедагогично. Я готовилась стать хорошим педагогом.

Первая попытка.
После окончания учебы, выбрала свой же круглосуточный детский сад, который сразу показал мне, что «розовые очки» надо снимать.
Меня «уговорили» поработать в две смены в течение месяца с 8 утра до 8 вечера (надо было кого-то в отпуск отпустить). В группах было по 30 человек. Первые две недели я еще как-то держалась, вторые две недели я просто выживала. Утром глаза было не открыть, они слипались от усталости. Днем я вместе с детьми ложилась на дневной сон, чтобы хватило сил отработать в вечер.

После такой дикой эксплуатации, я до сих пор удивляюсь, как у меня сохранилось желание продолжать работать в детском саду. Позже, когда я рвалась проявлять инициативу и делать, как нас учили, моя сменщица учила меня не высовываться («никому здесь твоя инициатива не нужна»). И я это поняла. Это действительно было так.

Попытка вторая.
Когда я поняла, что не смогу приблизиться к своей детской мечте в этом детском саду, я решила пойти в другой детский сад. Обратилась за помощью к директору педагогического училища, в котором училась. Директор поняла мою просьбу и меня перевели в один из лучших садов района. В этом саду я тоже «хлебнула» по полной программе. Вот тут с меня полностью слетели все розовые очки, какие могли быть. А когда они слетели – осталась пустота.
 
Именно в этом детском саду я увидела обратную сторону медали своей мечты. Если я мечтала о том, чтобы люди понимали друг друга, то в лице заведующей детским садом, я увидела, как один человек может быть тираном для других людей, особенно, если он наделён властью. Всё моё нутро всеми фибрами души сопротивлялось против этой тирании. В лице заведующей я нажила себе врага. Нервы у нас обеих были на пределе, поскольку она не ожидала такого отпора от молодой выпускницы педагогического училища.
 
Однако всё по порядку. Когда я пришла в детский сад и меня рекомендовали как круглую отличницу, заведующая сразу же стала посещать мои занятия. Надо сказать, что к занятиям с детьми, я готовилась добросовестно и соблюдала все методические рекомендации.

После окончания смены, мне нужно было идти на «разбор» занятий в кабинет к заведующей. От других воспитателей я уже знала, что это за действо и спросила, как лучше себя вести: молча выслушать замечания или возражать. Одна сказала, что она всегда молчит, а вторая сказала, что всегда возражает.
Я решила сначала молчать и всё слушать. В результате, заведующая стала мне делать замечания по проведению занятий, и я понимала, что она не права, но молчала. Она видела, что её слова никак меня не «достают» и всё больше и больше нагнетала обстановку и несла уже полный бред (с методической точки зрения). В конце она сделала вывод, что у меня ни одного слова на занятии не было сказано правильно. Я и это проглотила молча. Я решила, что она на этом успокоится, однако на следующий день, заведующая опять пришла ко мне на занятие.

На этот раз при обсуждении я решила возражать, а поскольку методику обучения я, знала на отлично, то каждое её замечание я обосновывала требованиями методики и программы. «Беседа» была нелицеприятной. При каждом моем возражении я видела, как заведующая начинала злиться. В конце «беседы» лицо её было красным от гнева, и последняя угрожающая фраза была такой: «Я к Вам на занятие районного методиста приведу!». На что я ответила: «Приводите».
Методиста она ко мне не привела, но сказала, что я буду проводить открытое занятие для студентов педагогического училища. К этому занятию я готовилась особенно тщательно. Занятие прошло на отлично, методист была очень довольна.
В общем, в этом детском саду, видимо, я училась выживать в неблагоприятных условиях, поскольку очень часто приходилось работать в две смены, так как постоянно не хватало воспитателей: то болели, то увольнялись. Но при этом я еще училась в педагогическом институте на вечернем, хотя до конца не осознавала, зачем мне это надо.

Через три года такого выживания, я полностью разочаровалась в выбранной профессии воспитателя. Точнее не в самой профессии, а в тех условиях, в которых воспитателям приходится работать.

На пятом курсе института, из детского сада я уволилась с мыслью вообще уйти из сферы образования, и пошла, «куда глаза глядят». Одна из знакомых предложила мне поработать «электрофотографом». Я понятия не имела, что это такое, но согласилась, потому что на тот момент, мне было всё равно. Решила, закончу институт, а там видно будет.

Третья попытка.
Окончив институт, я подумала, зачем же я пять лет училась, если не смогу свои знания применить? Поскольку я имела право преподавать, то я решила, а почему бы не попробовать готовить хороших воспитателей? И я пошла в то же педагогическое училище, которое и заканчивала. Найти работу преподавателя было очень трудно, поскольку мест было мало, а желающих много. Люди годами могли ждать место преподавателя, работая лаборантами или на каких-то других дополнительных работах. Директор  предложила мне поработать три года председателем профкома, а затем обещала перевести на преподавание. Я очень хотела преподавать психологию, но понимала, что эти места все заняты, да и меня никто не спрашивал, чего я хочу. Я только боялась, лишь бы не предложили методику математики, поскольку я её терпеть не могла, хотя и знала.

Мне досталась методика выразительного чтения, я, конечно, с радостью согласилась, хотя понимала, что это не совсем то, что я хотела.
Про работу председателя профкома писать не буду, потому что почти все стерлось из памяти, осталось впечатление какого-то сумбура.
Освоение же новой дисциплины было интересным, но вызывала неприятное ощущение работа со студентами, которые имели низкий уровень общего развития. В педагогическое училище принимали девушек после восьмого и после десятого классов. После восьмого класса поступали, как правило, те, кто не хотел учиться в десятом классе и никуда больше не попал, т.е. брали всех, конкурса никакого не было, даже был недобор.  Следовательно, уровень пришедших оставлял желать лучшего. На мой взгляд, если бы меня в то время спросили, кого бы я допустила работать из тех, кого мы выпускали, то на каждую группу пришлось бы по 2-3 человека, не больше. Остальных я к воспитанию детей не подпустила бы, а мы выдавали им троечные дипломы.

Очень интересно было работать со студентами, пришедшими после десятого класса. Многие из них старались получить «красный диплом», чтобы потом сдавать один экзамен в институт, но только не в педагогический. Значит, на этих курсах мы обучали просто будущих мам, которым эти знания могли бы пригодиться при воспитании собственных детей.

Три года работы в профкоме близились к концу. Если бы я не вышла замуж и не забеременела, то директор не выполнила бы своего обещания, и я бы еще могла не один год работать в профкоме, дожидаясь места преподавателя.

После рождения детей, казалось бы, осуществилась моя мечта – я получила место преподавателя, которого ждала три года. Но за это время я поняла, что, имея маленьких детей на руках, которые будут часто болеть, я не смогу полноценно работать, это во-первых, а во-вторых, я осознала, что методика выразительного чтения, это не совсем мой предмет, и в-третьих, видя низкий уровень студентов, я понимала, что педагогическое училище в большей степени выпускает брак. И если понимать, что условия для воспитателей создаются ненормальные, да еще и сами воспитатели с низким уровнем образования, то понимаешь, что результативность труда преподавателя сводится почти к нулю. Исключение составляют те 2-3 человека на каждую группу, но это такие крохи! Может я слишком завышала требования, но из педагогического училища я ушла по собственному желанию. Это было неслыханным событием! Три года добиваться этого места, и потом подать заявление об уходе!!!

Так где-нибудь воплотилась моя детская мечта? Да!

Это был семейный клуб «Росток». Я туда пришла, когда дочке исполнилось семь месяцев, а сыну – два с половиной года. Именно в «Ростке» я нашла наибольшее понимание людей, которые были объединены вокруг одной цели – воспитанием своих детей в активном проявлении своего творчества. Именно так! Атмосфера «Ростка» была такой, что основная масса родителей имела возможность активно проявлять себя. А поскольку у всех родителей была одна общая цель – развивать своих детей и воспитывать педагогически правильно, то это сплачивало людей, и было интересно, весело, полезно и взаимопонимание достигалось быстро.

Когда же мне еще помогла моя детская мечта?
Когда я работала методистом по развивающему обучению в Пушкинском районе. Как ни странно, но мне удалось достаточно быстро найти общий язык с учителями начальных классов. С большинством из них у меня сложились хорошие отношения и понимание друг друга. Именно в этот период начала зарождаться технология обучения начальной грамотности. Происходила апробация отдельных методических приемов и на глазах опять стали появляться «розовые очки». В них виделись большие перспективы внедрения новых приемов, которые помогут детям легче овладеть русским языком.

И еще один яркий эпизод, когда я наслаждалась работой педагога. Это было в отпуске. Меня пригласили поехать на юг и в качестве воспитателя побыть с разновозрастной группой детей от 5 до 10 лет.
 
20 дней  я жила как в сказке. Помимо соблюдения простого режима дня – погулять, покормить, уложить спать, каждый день были творческие занятия, которые проводились «в свободном полёте» - никакая программа не висела надо  мной – всё делалось на творческом экспромте: рисовали, пели, читали стихи, лепили из глины, раскрашивали камешки, делали бусы из ракушек… В конце нашего отпуска дети показали для родителей концерт (при этом я никого не заставляла это делать) и сделали большую выставку своих работ, и многие поделки увезли с собой.

Когда же моя детская мечта стала мешать и из-за этого возникали трудности?
Самый трудный период – подготовка к защите диссертации и сама защита. Я думаю, что все, кто со мной общались в этот период, с одной стороны, отмечали у меня оригинальность мышления, а с другой стороны – нестандартность поведения. То есть было всем нелегко, но, тем не менее, этот барьер был преодолён.

И чем старше я становилась, тем всё  сложнее и сложнее мне было сберегать свою детскую мечту. А уж «розовые очки» совсем не спасали.

Почему я стала об этом писать? Потому что я совсем недавно осознала, что именно эта детская мечта помогает мне успешно проводить семинары-практикумы и передавать свою технологию обучения начальной грамотности тем, кто готов этому учиться, тем, кто хочет работать с детьми, тем, кто связал свою жизнь с изучением психологии и педагогики и тем, кто сумел сберечь свою первую молодость (может быть и детскую мечту).

Моё стремление к взаимопониманию между людьми вылилось в написание статьи «Закон взаиморазвития или ещё раз о правилах общения». Так вместе со мной взрослела моя детская мечта.

  http://proza.ru/2015/08/31/1565
Закон взаиморазвития
2015 год.

Часть 2.
Годы пролетели быстро.
Удалось ли мне приблизиться к своей детской мечте?
На обучающих семинарах, когда видела заинтересованные глаза слушателей, то верилось, что я делаю полезное дело, но, видимо, подсознательно понимала, что это капля в море.
И вот совсем недавно я познакомилась с работами Жака Фреско. Он всю свою сознательную жизнь посвятил мечте о жизни людей в совершенно других условиях.
Он мечтал о том,  что люди будут жить без войн, без политики и без нищеты.
А где гарантии, что люди будут понимать друг друга?
Для этого люди должны объединиться в одном стремлении - жить для того, чтобы сохранить жизнь на Земле и саму Землю. Сейчас усилиями людей Земля уничтожается. (См. фильм "Под властью мусора "2013)
Самое неприятное в этой ситуации состоит в том, что бОльшая часть людей этого не осознает и не задумывается над этим.
Жак Фреско не просто мечтал, он конструировал новый мир. Дожив до 101 года,  он оставил в наследство человечеству новые умные самодостаточные города, которые бы работали на безотходном производстве и обеспечивали бы изобилие для всех людей.
Города на воде не только бы не засоряли воду, а очищали бы моря и океаны.
Самое трудное в воплощении его мечты - это пробудить сознание людей.