Трудовая книжка

Галина Вольская
Друг старшего сына, приехавший в отпуск из Москвы, сказал, что сейчас при устройстве на работу диплом не играет никакой роли.
- А что же играет?
- Трудовая книжка.

Беру в руки свою трудовую книжку, открываю.

На первой странице фамилия, имя, отчество, год рождения. Образование: начальное, среднее (подчеркнуто), высшее (подчеркнуто).  Профессия – служащая, зачеркнуто, сверху написано – радиофизик. В правом нижнем углу номер и дата выдачи диплома.

В сведениях о работе первая запись, о том, что принята на должность лаборанта физического кабинета школы № 2 и освобождена от работы в связи с уходом на учебу. Подпись отца. В университет с первой попытки я не поступила. Очень по-дурацки. Не поверила, что может быть такая простая алгебраическая задача, накрутила, бог знает что. На  другие задачи времени не хватило. Не стала даже дожидаться результата экзамена, забрала  документы и уехала.  В технологическом техникуме было место лаборантки химического кабинета. Директор с сомнением посмотрел на меня, поинтересовался, по какой линии я собираюсь продолжить образование. И  спросил у отца:
- А что к себе не берешь? У тебя же уходит лаборантка физического кабинета.


Отец взял. На этой должности кроме своих прямых обязанностей я что только ни делала. Оформляла школьные стенды и альбомы, так как по полученной специальности в школе была чертежником. Ездила за учебными фильмами в кинопрокат и показывала эти фильмы на всех уроках, где было нужно, на узкопленочной киноустановке «Украина». Таскать самой огромные, громоздкие ящики мне было не под силу, поэтому в старших классах у меня были помощники. Старшеклассники с ехидцей называли меня Галиной Павловной (нетрудно вычислить отчество, зная кто отец). Зато семиклассники называли Галочкой и норовили утащить что-нибудь из кабинета или устроить каверзу с приготовленными к уроку приборами. Столы в кабинете я тоже красила. Отец говорил:
- Как это я буду требовать с других и не требовать со своей дочери!

Вдобавок, меня выбрали секретарем комсомольской организации и вызвали в городской комитет комсомола за срыв подписки на партийные газеты и журналы. Как будто я, вчерашняя школьница, могла что-то требовать от учителей и пионервожатых, самая младшая из которых была старше меня на пять лет. К чести пионервожатой Аллы надо сказать, что она пошла со мной и очень активно меня защищала.

Здесь я работала год.

Дальше запись, что принята временно лаборантом исторического кабинета педучилища № 1 и освобождена согласно личному  заявлению. Всего  два месяца. Работала во время академического отпуска на четвертом курсе из-за болезни. Эту запись вообще не надо было делать, благодаря ней у меня прервался стаж, больничный лист потом оплачивали не на 100%. В  педучилище я подружилась со славной девушкой Олей Лубенец и начала постепенно отходить от тяжелой депрессии.

Потом запись о зачислении на физический факультет Саратовского  университета и отчисление в связи с окончанием. Предыдущая запись наложилась на этот же период, без нее никаких бы разрывов не было. Просто училась шесть лет вместо пяти.

Три года во ВНИИ «Сигнал». Принята на должность инженера  и уволена в связи с рождением ребенка. Я увольнялась, когда Алеше не исполнился еще год, кадровики хотели, чтобы у меня было больше времени на трудоустройство. Хотели, как лучше, а получилось, как всегда.  Эта запись мешала мне устроиться на работу. Видели, что маленький ребенок и не хотели принимать, кому нужны постоянные больничные.

От отчаяния я пошла на рабочую должность оператора металлизатора 1 разряда. Проработала четыре месяца, потом мне помогли устроиться в войсковую часть. Сначала на должность техника, затем переведена инженером-математиком программистом. Переведена старшим инженером-программистом и опять переведена инженером-программистом 5 отдела. Началась перестройка, и руководство части решило, что должности старших инженеров должны занимать только военнослужащие. В 1991 году уволена переводом в Вольскую промышленную Ассоциацию. Проработала в воинской части в общей сложности 14 лет.

В промышленной Ассоциации принята на должность программиста, переведена на должность начальника ИВЦ (информационно-вычислительного центра) и уволена переводом на цементный завод «Красный Октябрь» АО «Цемент».

Места в трудовой книжке больше нет, вшит вкладыш.

На «Красном Октябре» я принята в цех КИП слесарем КИП 5 разряда. Друзья подсмеивались:
- Ты кем работаешь? Слесарем? Рюмку-то убирай, стакан бери!
Должности программиста у них не было, поэтому я числилась в цехе КИП, получала у них зарплату и ушла после стычки с начальником этого цеха, не имевшим  ни малейшего представления о моей работе. Подписать перевод мне директор отказался, назвал предательницей, увольнялась по собственному желанию. Правда, по просьбе бухгалтеров я подрабатывала у них по совмещению  еще полгода, пока не «поднатаскался» в работе племянник того самого начальника цеха.

Ушла я от них в Вольскую экспедиционную базу АН СССР.  Работала там три года на должности инженера-программиста 12 разряда ЕТС. Это было мое самое лучшее место работы, самый лучший коллектив. Уволилась из-за того, что влюбилась в прекрасного человека, но он был женат, я хорошо знала и уважала его жену.

Из Академии Наук пошла на свалку, в Специализированное Автотранспортное Хозяйство.  Они занимались уборкой и озеленением города, вывозом мусора. Здесь я проработала полтора года, работая по совместительству еще в роддоме. Совмещать в роддоме я начала еще в Академии  Наук. Старший сын учился в университете, младший в школе. Я растила их одна, денег не хватало. Их отцы не помогали, хотя с отцом младшего сына я поддерживаю отношения до сих пор.

Еще было полгода работы в ЦРБ, больше в этой организации я не выдержала. Вернулась переводом в свою войсковую часть, которую восстановили после почти полного расформирования. Там я проработала еще десять лет. Из них 6 лет работала,  будучи уже пенсионеркой. Могла бы работать дальше, но стала подводить память. Уже не могла держать в голове комплекс из примерно сотни взаимосвязанных программ и четко прослеживать все изменения. Стали проскакивать ошибки. К тому же во время пожара сгорели все конспекты, учебники, справочники, необходимые для работы. Обзаводиться новыми не было ни сил, ни желания.

Вот и вся трудовая книжка. Еще там множество сведений о награждениях, сделанных в воинской части. Кадровики и руководители других предприятий не утруждали себя такой работой. В воинской части записывали даже благодарности. Были  и награды федерального значения, которые позволили получить звание «Ветеран труда».

Тем не менее,  самым главным своим достижением я считаю удостоверение члена Российского союза писателей.  Потому что мечтала об этом с детства.