Конёк-Горбунок. Сказка? Быль?

Александр Соханский
      Петра Павловича Ершова зачастую называют автором одной книги. Действительно, написанная в девятнадцатилетнем возрасте небывальщина «Конек-Горбунок»*, принесшая всероссийскую известность молодому сибиряку и ставшая подлинно народной, является наиболее колоритным доказательством дарования поэта.
 
      Как считают некоторые библиографы, свыше ста восьмидесяти лет читатели всего мира на множестве языков с удовольствием знакомятся с одним из самых живописных произведений русской классической литературы, начинающимся с распевных, по-сказочному звучащих строчек.

                За горами, за лесами,
                За широкими морями,
                Против неба – на земле,
                Жил старик в одном селе.
                У старинушки три сына.
                Старший умный был детина.
                Средний сын и так и сяк,
                Младший вовсе был дурак.

      Отрывок из «Конька-горбунка» появился в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения»». В том же году сказка вышла отдельным изданием, но с поправками по требованию цензуры.  А.С.Пушкин с похвалой отозвался о «Коньке-горбунке».  В то же время В.Г.Белинский в своей рецензии написал, что сказка «не имеет никакого художественного достоинства». (Википедия)
      В 1843 году после выхода 3-го издания «Конёк-горбунок» был полностью запрещён цензурой и 13 лет не переиздавался; по свидетельству Анненкова, к середине 1850-х годов сказка была забыта. В 1856 и 1861 годах Ершов подготовил новые издания сказки, восстановив цензурные купюры и существенно переработав текст. К концу XIX века «Конёк-горбунок» уже стал классикой детского чтения, постоянно переиздавался и иллюстрировался. (Википедия)
      Превращению сочинения в сказку во многом способствовали яркие, лубочные иллюстрации талантливых художников, дававших полную волю фантазии.**

      Советская цензура также имела претензии к этому произведению. В 1922 году «Конёк-Горбунок» признан «недопустимым к выпуску» из-за этой сцены:
                За царём стрельцов отряд.
                Вот он въехал в конный ряд.
                На колени все тут пали
                И «ура» царю кричали.

      В 1934 году в разгар коллективизации цензоры усмотрели в книжке «историю одной замечательной карьеры сына деревенского кулака».
      Уже в постсоветской России в 2007 году татарские активисты потребовали проверить книгу на экстремизм из-за высказываний царя, в которых слово «татарин» употребляется как ругательное.
                В силу коего указа
                Скрыл от нашего ты глаза
                Наше царское добро —
                Жароптицево перо?
                Что я — царь али боярин?
                Отвечай сейчас, татарин!
      Однако экспертиза не потребовалась, поскольку сказка, по заявлению Минюста, — это классика.


      В чём суть произведения, приписываемого девятнадцатилетнему Петру Ершову?

      На фоне антуража из сказочных златогривых коней, волшебного Конька-Горбунка, феерических жар-птиц, чуда-юда рыбы-кита и прочих дивных персонажей представлен далеко не сказочный срез бытия общества первой половины восемнадцатого века. А, в общем, картина жизни, скажем прямо, невеселая.
 
      Одинокий старинушка с младшим сыном, полным дураком от рождения, два старших сына, лентяя и труса, не сумевшие даже укараулить белую кобылицу, вытаптывающую их пшеничное поле. А когда Иванушка-дурачок объездил кобылицу и получил от неё за это двух коней златогривых и Конька-Горбунка впридачу, братья тут же украли коней из стойла и погнали их в город на продажу, чтобы потом и попить, и погулять.
      Но на расторопном Коньке-Горбунке догнал Иван вороватых родственничков, которые тут же пообещали на радость дураку после продажи златогривых «красну шапку с позвонком, да сапожки с каблучком». Но и этого им жалко. Увидев в ночи огонёк, братья посылают к нему Ивана, в надежде, что его прикончат приставшие там на ночлег разбойники. Иван находит перо жар-птицы, но возвратившись, врёт братцам, будто бы нашёл в том месте только пень горелый, который так и не смог раздуть.

      Наутро приезжают братья в город, становятся со своими конями в конный ряд. После разрешения глашатая лавки открываются и нечистые на руку торговцы «денежки считают, да надсмотрщикам мигают», надо полагать за обещанную мзду.

      Тем временем про златогривых коней донесли царю и тот купил их, отвесив братьям десять шапок серебра. Да не захотели дивные кони идти в царские конюшни без Ивана, пришлось его принудительно забрать конюхом к царю.
      Довольные же выручкой старшие братья бросили дурака, зашили в «опояски» вырученные за ивановых коней деньги, хорошо выпили и, как ни в чём не бывало, отправились домой. «Дома дружно поделились, оба враз они женились, стали жить да поживать да Ивана поминать».
 
      А Иван недурно пристроился при царской конюшне, сладко ел, вволю спал. Да только не полюбился он царскому спальнику, бывшему конюшему начальнику. Затаился он в конюшне, да и выкрал у Ивана перо волшебное жар-птицы. С тех пор жизнь дурака превратилась в тяжкие испытания.
      По навету стукача-спальника царь-сатрап заставил Ивана поймать Жар-птицу, пригрозив, в случае чего, посадить его на кол. Хорошо, что в этом деле Ивану помог верный горбунок. Не успел Иванушка привезти царю Жар-птицу, как тот, с подачи подлого спальника, отправил дурака за Царь-девицей, в случае неудачи опять же пообещав посадить на кол. И снова спас Ивана преданный горбунок.

      Но украденная молодая царевна от старого царя отвернулась, и предложила ему невыполнимое желание – достать её перстень со дна моря-океана. И снова под угрозами пришлось Ивану со своим коньком отправляться на океан, да ещё по воле капризной Царь-девицы проведать на небе её мать Месяц и брата Солнце.

      Подъезжают они к морю-окияну, а там поперёк чудо-юдо рыба-кит лежит, в великих муках. «Все бока его изрыты, частоколы в рёбра вбиты, на хвосте сыр-бор шумит, на спине село стоит; мужички на губе пашут, между глаз мальчишки пляшут, а в дубраве, меж усов, ищут девушки грибов».
      Переехали Иван с горбунком море-океан по киту и очутился на небе, у Месяца и Солнца в гостях. Иванушку милостиво отпустили с неба с благословением царевне, тонко намекнув, что скоро грусть её решится «и не старый с бородой, а красавец молодой» поведёт её под венец. Попутно Месяц Месяцович (мать царевны!) дал совет, как избавить от мучений рыбу-кита.

      Иванушка на обратном пути приказал христианам убираться вмиг с китовой спины, а киту предложил выпустить на волю тридцать кораблей, проглоченных им среди морей. Обрадовавшись, освобождённый кит повелел морской челяди отыскать для Ивана перстень красной Царь-девицы в глубинах моря-океана.
 
      Но коварная девица снова отказалась выйти «за дурного, за седого, за беззубого такого» старика царя, предложив ему омолодиться, искупавшись в трёх котлах: вначале с кипящим молоком, потом в воде варёной и, напоследок, в воде студёной.

      Царь на такое предложение не сказал ни слова, только крякнул, и решил испытать эту процедуру на дурачке Иване. Иван, конечно, сообразил, что шпарят только поросят, да индюшек, да цыплят и наотрез отказался. Тут царь затряс бородою и пригрозил Ивану, если тот не исполнит повеленья, разорвать его по кусочкам.

      Поплёлся Ваня на сеновал жаловаться своему любимому коньку. Конёк пообещал Ивану хвостом махнуть, мордой в те котлы макнуть, на Ивана дважды прыснуть и «громким присвистом присвистнуть», после чего купание в кипятке не причинит Ванюше никакого вреда.
      На следующий день так они и сделали. После тройного ныряния в котлы Иван стал таким пригожим, «что не в сказке сказать, ни пером не написать!»

      Поверив в чудо, «царь велел себя раздеть, два раза перекрестился, бух в котёл – и там сварился».

      Тут же бесцеремонная Царь-девица встаёт, «знак к молчанью подаёт», ничуть не волнуясь, вещает прислужникам, что «царь велел нам долго жить» и провозглашает себя царицей и супругой Ивана, «если люба я вам».
      Все радостно кричат: «Люба, люба!» и признают царём Ивана. Затем ведут пару цареубийц в церковь Божию и обводят вокруг аналою по обряду венчания.

      Радость всенародная. Палят пушки с крепости, трубят трубы кованы. Открывают подвалы с фряжским вином «и, напившися, народ, что есть мочушки дерёт: «Здравствуй царь наш со царицей! С распрекрасной Царь-девицей!». И пошёл тут пир горой.

      Всё это совершается так стремительно, что даже старика-царя, сдаётся, так и оставили вариться в кипящем над костром молоке…  Как-то не по-людски всё это!  Горе-то какое, а они пляшут…

      «Сердцу любо!» - восклицает в завершение сочинитель повествования и участник бесовской попойки.



      Обычно в детских сказках добро побеждает зло. Здесь же зло наказывается злом.
      В ершовской сказке фактически нет ни одного положительного персонажа.
      Убогий старик-отец, с дурнем младшим и ленивыми, вороватыми и жестокими старшими сыновьями, бесцельно топчущая посевы кобылица, мутант конёк-горбунок ростом в три вершка с  верблюжьими горбами и ослиными ушами.
      На городской ярмарке жуликоватые торгаши дурят народ, по-свойски подмигивая надсмотрщикам-мздоимцам.
      Во дворце мутит воду царский спальник – завистник, доносчик и клеветник.
      Царь-сатрап, замучивший Ванюшу-конюха нереальными заданиями под угрозой лютой смерти на колу.
      Жестокое обращение с животными – хищнический отлов редких жар-птиц на потеху царя; изуверское строительство села на спине чуда-юда с забивкой частоколов в рёбра несчастного животного, вспашка мужиками губы  живого рыбы-кита.
      Да и сам кит-живоглот тоже хорош – проглотил тридцать кораблей вместе «с парусами и гребцами» и держит их в животе десять лет.

      Далее действия героев сказки стремительно приобретают явно криминальный уклон.
      Садистка и самозванка Царь-девица решает избавиться от старого царя. И тут, казалось бы, единственный положительный персонаж, Конёк-Горбунок, переходит в стан заговорщиков и подключается к казни царя. Волшебным образом, попрыскав на Ивана, он не только спасает его от верной гибели, но и превращает в писаного красавца. А вот зверской расправе над царём горбунок явно потворствует и доверчивый самодержец в жутких муках погибает в кипящем молоке. "Замочив" правителя в буквальном смысле слова, криминальная троица заговорщиков, Царь-девица – Иван – Горбунок, совершает преступный переворот и захватывает власть.
      На трон восходит младший сын сельского старика - Иван, который, как было сказано в самом начале сказки, "вовсе был дурак".
      Очень не детская концовка сказочки... Напоминает многие недавние и современные, далеко не сказочные,  кровавые перевороты и жестокие революции.


*   *   *

      По Тюменской области прокатился большой юбилейный ершовский бум.   

      Нашлись люди, которые проявили предприимчивость, и из беспросветно мрачной сказки пытаются смастерить весёлое детское шоу мирового уровня. Они усиленно проталкивают театральный фестиваль одной сказки, выставки декоративно-прикладного творчества и коллекций книг о Коньке-Горбунке, туристические маршруты по мотивам «Конька-Горбунка», памятное гашение почтовых карточек с портретом П.П.Ершова. То-есть делают большие деньги на имени старого сказочника.

      Примечательно, что в эту аферу вовлечены Департамент культуры Тюменской области, Министерство культуры Российской Федерации, Союз театральных деятелей России, театральные коллективы страны, администрация городов Тюменской области.

      Более того, оказывается в Сан-Франциско США существует Музей русской культуры, от имени которого по ершовским местам тюменского края совершили вояж праправнучка, прапраправнучка и прапрапраправнук Ершова в год его двухсотлетнего юбилея.
 
      Понимают ли эти люди трагический, не детского ума смысл стародавней сказки, скрывающийся в калейдоскопе ярких развесёлых иллюстраций?
 
      Такая ли сказка нужна детям? И без того экраны телевизоров и компьютерные игры переполнены жестокостью.


*   *   *

       «И пригрозил Иванушку-дурачка на кол посадить» - воспитателя детского сада уволили за рассказ «о пытках» в сказке для малышей.

       Эта история - неприятная со всех сторон и вызвавшая, как принято говорить, большой общественный резонанс – произошла в 2019 году в Таганроге. Там по решению суда уволили воспитательницу детского сада № 43 - за "психическое насилие над детьми". Формулировка жёсткая, и теперь педагога с многолетним стажем работы в системе дошкольного образования Аллу Е. вряд ли возьмут в какое-то другое учреждение.
       Педагог во время занятия декламировала своим воспитанникам "Конька-Горбунка". И кто-то из ребятишек заинтересовался фразой "посадить на кол". На что получил вот такой ответ (запротоколировано в решении суда): "Человека посадили на кол - это наказание, которое означает, что кол проходил через его тело до самой головы, а потом человек умирал".
       А позже, как следует из материалов разбирательства, придя домой из садика, кто-то из детей поведал о средневековой казни родителям. В психологическом заключении указывается, что ребёнок стал нервным, у него начали проявляться резкие перепады настроения, сопровождавшиеся истериками, страх смерти, тревожность. В общем, в детсад он идти отказался.
       Вскоре возмущённые родители потребовали наказать воспитательницу за "психическое насилие". Они пожаловались руководству образовательного учреждения, и женщину вскоре уволили. Она с этим не согласилась, обжаловала решение в суде, доказывая, что никакого злого умысла напугать детвору у неё не имелось (сам факт разъяснений по сказке Алла Е. не отрицала), она только хотела донести до воспитанников суть выражения.
       Если вдруг кто-то позабыл, то в стихотворной сказке Петра Ершова упоминания об угрозе царя (без исполнения самого действия) посадить "на кол" Иванушку-дурачка звучит трижды.

       Вот, скажем, первый отрывок:

       "... Если ты недели в три
       Не достанешь мне Жар-птицу
       В нашу царскую светлицу,
       То, клянуся бородой!
       Где-нибудь, хоть под водой,
       Посажу тебя я на кол.
       Вон, холоп!"

       И вообще, по словам потерпевшей воспитательницы, "Конька-Горбунка" изучали в рамках утверждённой учебной программы, а долг преподавателя - ответить на вопросы учеников. Тем не менее, сначала суд первой инстанции признал отлучение её от работы законным, затем, после обжалования, это же подтвердила и апелляция.

       "На самом деле здесь я вижу две большие ошибки, - прокомментировала ситуацию детский психолог Татьяна Л. - Во-первых, самой системы дошкольного образования, что появилось такое произведение, как "Конёк-Горбунок", в учебной программе для маленьких детей. По моему мнению, в этой сказке слишком много непонятных вещей, которые пока недоступны нормальному восприятию дошкольников. Поэтому их нужно объяснять".***

       Такая вот сказка-быль. Если помните, там еще и царь сварился в кипятке...


*   *   *

       К 205-летию Петра Ершова исследователи подготовили весомое доказательство того, что знаменитую сказку написал Пушкин.
       Автора «Конька-Горбунка» Петра Ершова сравнивали с французским поэтом Артюром Рембо. Два редкостных случая ранней гениальности и столь же ранней исчерпанности поэтического таланта.
       Засветившись на литературном небосклоне 18-летним юношей, написав сказку «Конёк-Горбунок», Ершов до конца жизни не написал ничего, что хоть как-то приблизилось к знаменитому «Коньку».
       Вопрос, был ли Ершов автором «Конька», рано или поздно должен был возникнуть. И он возник.
       Исследователь Владимир Казаровецкий написал книгу «Александр Пушкин. Конёк-Горбунок». На её обложке красным крестом перечёркнуто имя Петра Ершова.
       Обзор материалов этой книги и мнения литературоведов представлены на страницах популярной газеты.****



       Александр Соханский,
           2 марта 2015 года.


П Р И М Е Ч А Н И Я

       * Пётр Ершов. Конёк-Горбунок. РИО «Самовар», Москва, 2007.
       ** Рисунки в заглавии статьи художников Льва Исааковича Мильчина и Александра Алира
       *** Интернет-информация
       **** По материалам газеты «Комсомольская правда», от 11-18 марта 2020, 11-т