С чем закусывают Факт, или Пролог ко многим текста

Локсий Ганглери
 «Мы ничего не сделали великого. Но многое
 сделали мы для того, чтобы обесценить великое!»
Френсис Бэкон


В наше время, факт, это – все! Хочешь убить время? – проглоти «20 фактов о [трамтарарам]»! Хочешь убить оппонента – заучи «50 фактов о [трамтарарам]»! Читать – много чести, а мыслить – нет смысла! Властны уже не мысли (притчи, трактаты, эссе), а факты! Факт замещает реальность и вытесняет мета-реальность. Мета-реальность – это реальность о реальности, то есть о/сознание.

…В старое время, веками, западные актеры, юристы и проповедники говорили: «FACTUM EST!» – «Всё! Конец! Свершилось!» – таково значение слов на языке-мумии: языке мертвом, но живом. Другой язык – тайный, но явный – предлагает другое слово: экспрессивнее, короче и жёстче. Оставим, однако, подцензурную кальку / компромисс. Итак… что такое ФАКТ?
Что мы знаем о ФАКТЕ? – то есть, не о каком-то, э-э-э, факте, а о факте вообще? – так сказать, с чем его едят (или с чем, напротив, закусывают)?

Кого спросить? – актеров? юристов? проповедников?

Ответ первых всегда сомнителен: слова – лишь условность, дела – лишь игра... Лишь? – и вновь тени, светотени сомнений!..

Вопрошать юристов сколь бесполезно, столь и опасно: у актера – заметна межа: правда / игра, дело / подделка… а у юристов – одна лишь межа: «дорого» / «дороже».

Что же до проповедников… Что ж, люди слова – правильный выбор! Итак, Quod est factum? или что же делает факт ФАКТОМ? На сей счет, существуют две школы, две основные позиции: Одни уверены: так уж устроен мир, а вина или заслуга законов бытия – отделять ФАКТЫ от ФАНТАЗМОВ. Вторые доказывают: не мир, а  МЫ САМИ устроены именно так, и так/таким видим мир КАК плод нашего восприятия; факт – не то, что объясняет мир, а то, что само должно быть объяснено. Объяснено НАМИ! (*)

Ну, как говорится, подытожим итоги: Первые мнят, что виною фактам – мир. Вторые, что – мы.

Стоя на стороне последних (но стремясь оставаться, хм, незапятнанным своими мотивами), автор знаменитого «Логико-философского трактата» дает такое определение: «ФАКТ есть то, чему случается – или случилось – быть». Однако, нейтралие г-на Витгенштайна – дело нехитрое. Куда хитрее сохранять нейтралитет не В ОПРЕДЕЛЕНИИ факта, а ПО ОТНОШЕНИЮ к факту – особенно если тот с нами, хе-хе, не дружен!

Приведу пример различия между фактом и его интерпретацией! И в качестве примера, мы рассмотрим анекдот (это – для нейтральности и маскировки). Итак…
Как-то раз варил мужичок самогон. Вдруг захотелось воды, ну и пошел до колодца. Приходит обратно – бац! – навстречу два мента. Менты, естественно, в курсе (еще бы!) но – все по закону: изволь, говорят, писать объяснительную!

Казалось бы, проигранное дело. Однако, вот! – Объяснительная прилагается. А она, извольте заметить, составлена нашим героем на два мозжечка: «... выходил я за водой, а когда вернулся в сторожку, увидел двоих сотрудников полиции, которые варили самогон…» Вы назовете это «сочинительством», но ведь объективно и в данный момент дело обстоит / выглядит именно так! Во всяком случае, ни мы, ни служивые не видели, кто, как и когда начал изготавливать «фальшивку» (вполне подлинную, хотя и незаконную). А вот то, что изложено в Объяснительной, чистая… Ну, не будем заигрывать со словом «правда», но это – факт – чистый, с пустой интерпретацией, очевидный и без домысла!

* * *

...Однако, эти споры между г-ном Виндельбандом и, так сказать, г-ном Марбургом лично мне параллельны: меня не заботят ни факты, ни фейки. Я подозреваю, знаю или верю, что факт создан не нами и не миром! Что же до отношения к фактам, тут все дело в УК и/ли Форме 100 (словами: истории болезни).

Лично мне факт представляется некоей тенью: в нем мы не видим ни цветов, ни измерений события, лишь его плоский черно-белый отпечаток. Возможна и такая аллегория: представьте себе человека с, так сказать, плешивой прической – ну, то что деликатный француз назовет “coiffure au vieillard chauve”. Бесспорно, волосы на голове (точнее, над ушами) еще можно пересчитать - и даже, получить трех-, а то и четырехзначное число. Итак, пред нами - факт, причем подтвержденный численным выражением. Однако и зрение, и память, и даже дежавю – единодушны с приговором: человек лыс!

На этой невеселой ноте, перехожу к основной теме: кроме фактов, что нам известно о ...