Двадцать стармехов за одним столом. Часть вторая

Михаил Бортников
Я продолжаю вчерашнее повествование о моих бывших старших механиках. Вкратце , с юмором, с уважением и с любовью. Если кому-то покажется, что это не так, вы будете не правы. Это будет означать, что мне не хватило таланта или душевного тепла описать их более справедливо. И еще: я не смогу удержаться, чтобы не вспомнить одновременно младших механиков или вовсе не механиков. Просто по имени.

Юрий Иванович Чариков. РТМ « Измаил». Ремонт в Измаиле. 1976 год.
С Чариковым я работал очень мало. Запомнился тем, что мог часами наблюдать за рыбками в нескольких больших аквариумах, которые для него как раз тогда и сделали. В это же время в Измаиле я познакомился также  с  Валей Комаровым  и  с Лешей Репиком.

Валентин Васильевич Шишкин. РТМ «Пролив». Рейс в ЦВА. 1976 год.
После пароходства и двух с половиной лет береговой жизни было мне на «Проливе» нелегко. А тут еще необычно все: ЦПУ*, которое увидел впервые, 4 вспомогательных двигателя, нагруженные до 95% нагрузки. Больше всего я боялся обесточивания. Однажды ночью, в половине пятого старпом потребовал включить на палубу пожарный насос. Я отказал ему в этой малости, мотивируя тем, что двигатели на пределе. Через 3 минуты в ЦПУ вошел полуодетый Шишкин, и не говоря ни слова, нажал на кнопку пускателя пожарника. Лампочка, сигнализирующая о том, что нагрузка составляет 95% перестала мигать и стала гореть стабильно. Васильевич повернулся и без единого слова пошел досыпать. Урок, однако! На «Проливе» я встретил своих будущих друзей: Витю Варапутова, Сашу Изюрова.

Борис Наумович Форсюк.   РПК в Адене.  1977 год.
Я впервые в должности 2 механика. Ремонт СРТМ «Полет»,Фомальхаут», «Ромб» и «Альциона». Третьего нашего механика Борис Наумович сразу невзлюбил за то, что он работал в перчатках. Я же, напротив, пользовался неограниченным доверием. Форсюк  был сердечником. Ни пить, ни курить ему было нельзя. Он старался держаться. Но старый китобой  любил жизнь, и не мог себя пересилить, иногда срывался. Однажды утром он не проснулся , умер во сне. Я временно стал исполнять две должности. Вскоре старшим механиком был назначен стармех «Ромба» Сергей Авдеенко. Мы хорошо работали вместе. В РПК я встретил Володю Силенко, Володю Каута, оба были в моей бригаде, Витю Митрофанова, электромеханика.  Также познакомился с о своими будущими друзьями с боевых СРТМ: Максимом Причишиным, Геннадием  Силлой, Валей Терлецким.

Михаил Николаевич Христофоров. Будущий начальник механико-судовой службы. Первый мой старший механик, бывший младше меня.  СРТМ «Тархан» флотилии «Восток». 1977 год
Рыбу ловили мы кошельком. Специфическая работа. Часто лежали в дрейфе, потом по команде гидроакустика просыпался весь пароход, ревели сирены, запускались машины и механизмы, и все это обычно около четырех утра. У нас не работал тахометр главного двигателя и во время стоянки в дрейфе я взялся докопаться до причины. Пришлось разобрать пуско-реверсивную систему. В начале третьего я понял,, что к четырем я двигатель не соберу. Поднял Христофорова. Миша мгновенно оценил ситуацию. В четыре руки мы еле успели собрать машину. Еще один урок! Ругать меня Миша  не стал. Все дружеские посиделки проходили в его каюте. Несколько человек сидело на диване, один лежал за их спинами. Набивалась чертова дюжина. А до Миши стармехом на «Тархане» был Виктор Константинович Вергопуло, замечательный человек, которого хочется здесь вспомнить хоть одним словом.

Валентин Иванович Куницкий. РПК в «Адене».Ремонт СРТМ «Ботна» и «Конструктор Байбаков».  1977 год.
Тут уже я был ветераном и лидером коллектива. Валентин Иванович, бывший китобой, в работу нашу, как правило, не вмешивался. Скромный, вежливый, он понимал, что все идет по плану.

В 1978 году старшим механиком был уже я сам. СРТМ «Альциона».

Владимир Григорьевич Дробилко.   РТМ «Буревестник».   Декабрь 1978 – 1979.
Дробилко – это Человек!  Сам трудяга, не снимающий робы сутками, нас он всегда жалел в лучшем смысле этого слова. На десять лет старше меня, он научил  меня многому, не подозревая об этом. У нас было тяжелейшее время на ремонте в Ильичевске, вполне достойное отдельного описания, потом переход под Новую Зеландию, глубоководный лов, много тяжелой палубной работы. Нам в машине было комфортно, а Григорьевич заходил ненадолго отдохнуть и рассказать пару баек, которые черпал из своей практики. Было у меня тогда два неприятных случая, когда мы всей вахтой упали мордой в грязь, а Дробилко с редким благородством никогда впоследствии об этом не напомнил. Еще один урок!

И опять Дробилко! РТМ «Днепродзержинск». 1979 год.
Третий механик Виктор Кузьменко. Сварщик Леонид Петрович Белянский. Второй помощник Юрий Абрмитов. С ними я на связи до сих пор. А вот капитана, Сергея Ефимовича Черната давно потерял. Не знаю, жив ли. Может, кто напишет? А Дробилко – это человек–праздник. Работалось с ним удивительно легко. Через неделю, 1 апреля, ему исполняется  80 лет. Тороплюсь с публикацией. Мои поздравления, Владимир Григорьевич! Мирного неба над головой, счастья и благополучия, крепкого здоровья. От имени всех Ваших бывших подчиненных. Вы были у нас любимым старшим механиком!

Александр Баранов. РТМ «Артек». 1980 год.
Отличный механик, опытный специалист и ремонтник. Запомнился, однако редкой прямотой не в лучшем смысле этого слова. Нашу самостоятельность не приветствовал. Хотел знать все и обо всех. Поэтому друзьями мы не были. Но уважать его – я уважал. Было за что.

Александр Гринько. РПК в Адене. 1983
Другой человек. Открытый, доброжелательный, любил пошутить. Сразу же забрал вахтенный журнал в свою каюту и заполнял его целый месяц сам. Сказал, что у нас и без писанины работы хватает. Последний раз встретил я его в 1992 году на улице Космонавтов, рассказал о своих планах работы за рубежом. - «Иди, Миша, и не задумывайся! А то останешься, как я сейчас – после известных финансовых потрясений все его китобойные сбережения превратились в кучку мелочи». Очень он мне нравился. И новые люди появились, будущие друзья: Леша Ларионов, Валя Пучков, Борис Карьета.

Виктор Григорьевич Варапутов. РПК. 1982 – 1984 года.
Ну, с Виктором Григорьевичем столько всего за два года вместе пережили, что даже и не знаю, что написать. Мы подружились с ним в 1980-м и он стал свидетелем у меня на свадьбе. Поэтому я был очень рад увидеть своего друга, влившегося в коллектив РПК-1 в Лас-Пальмасе. Руководителем он был правильным, и инициативу не зажимал, и в детали не лез, и помогал, когда было нужно. И забавного тоже хватало. Однажды врывается он ко мне в обед в каюту:- Срочно запускай главные двигатели!! 
-- Да что случилось?
--Все потом! Запускай немедленно!
Я бегу в машину в незастегнутых шортах, по пути кричу своим мотористам: - Скорее в машину. Толкаю насосы прокачки двигателей маслом, одной правой рукой подрываю клапан пускового воздуха, дергаю пусковую рукоятку провернуть машину на воздухе.  По плечу хлопает меня мой бригадир, Борис Карьета:
 - Миша, на двигателе трех топливных насосов не хватает. Я их утром на ремонт снял.  Ладно, запустили мы двигатель левого борта. Поднимаемся в ЦПУ, ждем команды. Чтобы винт провернуть, муфты нужно включить. Через полчаса новый приказ: Отбой тревоги! Оказалось, что в городе испанцы устроили демонстрацию по поводу крушения южнокорейского самолета. Все советские суда хотели отвести от причала.

И на этой веселой ноте разрешите  закончить и поблагодарить вас всех за внимание.

* ЦПУ - центральный пост управления машинной установкой
  РПК - ремонтно-подменная команда