Сомнамбула в тумане

Палинский
                Памяти А. Г. Липицкого

   За столом сидел Человек и смотрел отсутствующим взглядом на чистый лист бумаги.    
 - Какая-то ужасающая пустота вокруг,- прошептал он отсутствующим голосом.- Ощущение такое, будто я лечу, проваливаюсь   куда-то вниз. Бездна поглощает меня.
 Мысли лихорадочно путались в его голове. Мрак. Невесомость. Опустошенность.  Где-то там остались ощущения, желания, стремления – всё осталось за пределами этой бездны. Мир вокруг стал угрожающе  пуст. Ни одной мысли, даже проблеска. Я перестало существовать. Человека нет. Пустота поглотила личность. Казалось, прошла вечность. Внезапно какое-то странное не испытываемое ранее чувство охватило его. Мышцы тела напряглись от сверхъестественного усилия и он остановился посреди комнаты как вкопанный. Глаза болезненно блуждали, пытаясь отыскать причину столь неестественного состояния и, не найдя ничего, тупо уставились в точку на стене.
- Странное дело,- подумал Человек,- мой мозг нормально функционирует, но… черт возьми, получается, что не весь…Что-то же сковало меня? Почему мое тело не подчиняется моим командам? Вот я сейчас ему прикажу: Расслабься! Нет, все безрезультатно. А если попробовать двинуть его вперед!
 И Человек, будто обращаясь к постороннему, скомандовал: Вперед!
 Повинуясь своей же команде, он вдруг зашагал, подгоняемый ветром. Проходя мимо темных, пустынных комнат, он не отдавал себе отчета в том, куда направляется:
 - А не все ли равно куда,- шептал он себе под нос. Внезапно Человек очутился в прихожей и почувствовав сильный озноб, начал лихорадочно одеваться. Руки точно выполняли все движения.- К чему все это? Я ведь никуда не собираюсь выходить,- удивлялся он,- да и поздно уже, и погода совсем испортилась, а… 
 Он не успел договорить, как ураганный порыв ветра в мгновение ока вышвырнул его в темноту морозной снежной ночи. Влекомый все той же таинственной силой, ночной странник зашагал по темному тротуару, окруженному с одной стороны каменной стеной многоэтажек, а с другой - густыми черными деревьями. Он шагал в жуткой тьме, спотыкаясь на каждом шагу.
 - Черт возьми. Что за безобразие,- возмутился человек,- почему нет освещения. Ночью должны гореть фонари.
 Ни одной живой души не встретилось ему на пути, только со всех сторон доносились едва различимые странные звуки. Они напоминали то злобное рычание, то раздирающий душу смех, то топот  бесконечного множества человеческих ног. Но эти посторонние звуки, доносившиеся из пустоты, нисколько его не тревожили, человек был уверен в себе. - Только не смотреть по сторонам, - говорил он себе,- только бы они не увидели моих глаз.
 Если бы, не дай Бог, Человек вдруг повернул голову и заглянул в глаза зверей и чудовищ, окружавших его, те в испуге бросились бы прочь, спасая свои шкуры. Не дай Бог вам иметь такое выражение глаз: они излучали безумие, которое в равной степени страшит как зверей, так и людей. Попадись на пути Человеку случайный прохожий или наблюдатель, он ужаснулся бы, отпрянул в сторону и долго провожал бы безумца недоумевающим взглядом. Придя в себя сторонний наблюдатель решил бы, что этот Человек либо сумасшедший, либо самоубийца. Первое не исключает второго, второе равносильно первому. Но так подумал бы сторонний наблюдатель, которому нет дела до того, что происходит с Человеком, с его душой, мыслями. Утешая себя он беспрестанно повторяет:  - У меня нет времени, я занят, какое мне дело и вообще я ничего не видел, ничего не знаю, оставьте меня в покое.
  А что же Человек? А Человек все шагал и шагал, спотыкаясь, не желая опускать глаза, боясь пропустить нечто главное. Иногда сознание возвращалось к нему. В такие минуты он негодовал, возмущался, удивлялся, не понимая, зачем и куда идет:
- Какая-то ведь должна быть цель моего странного путешествия? Не могу же я вот так бесцельно скитаться вечность? Что-то должно быть в конце-то концов?
  Неизвестно сколько времени прошло с момента его появлении на улице, да и к чему все эти условности, когда казалось, что ощущение этого самого времени утрачено навсегда. Нет времени, только одно пространство, в котором Человек ощущал себя словно былинка на ветру. Вдруг впереди блеснул свет.
- Наконец-то, - воскликнул Человек, - вот она заветная цель моего странного путешествия.
 И, движимый надеждой, ускорил шаг. По предположению  к свету было рукой подать, но Человек все шел, шел, а свет не приближался  и, что удивительно, и не отдалялся.
- Что за чертовщина? Очередная шутка,- негодование переполняло блуждающего путника в ночи,- не могу же я идти по кругу или топтаться на месте. А как я могу об этом судить,  если нет ориентира, если… Надо выбрать что-то и ориентироваться по нему. Но что конкретно? Я ведь не могу повернуть голову! Ужасно нелепая ситуация, глупее не придумаешь. Это же переходит всякие границы!
  Деревья неспешно мелькали, бросая уродливые тени. Местами они напоминали восковые маски, вылитые  в галерее мадам Тюссо. Но Человек шел, не обращая ни малейшего внимания на происходящее вокруг него. А где-то там далеко – далеко кипела жизнь.
Неожиданно для самого себя Человек вдруг задался вопросом:- Интересно, а как я выгляжу со стороны?
 Что это, бунт? За весь долгий путь он впервые задумался о своём положении и о том, как посмотрят на это другие. Неужели Человек утратил веру в силу, которая влекла его все это время?
 - Нет, я просто,- начал было оправдываться он,- мне интересно, хотя…
 Не найдя ответа на свои же вопросы, Человек устремился вперед. Когда он, наконец, приблизился к месту, откуда исходил свет, оказалось, что это всего-навсего лишь уличный фонарь, освещающий старую полуразрушенную остановку. Растерянным  взглядом Человек посмотрел по сторонам – никого. Обошел вокруг этого странного сооружения. Пристально посмотрел вверх, надеясь на сверхъестественное, но всё напрасно. Никакого чуда не свершилось.
 - Странно…
 Он по-прежнему находился в смятении чувств. Ещё раз, на всякий случай, оглянулся и… И в сердцах возмутился:
- Это  це-ль  мо-е-го  стра-а-а-нствия?- В отчаянии человек схватил себя за волосы.- Н-е-е-т!- с горечью вырвалось из груди.
 На миг показалось, что задрожала пустота и у бездны образовалось дно, потому как крик отчаяния, ударившись о стены, разноголосым эхом разлетелся в стороны, все усиливаясь и усиливаясь.
 - Неужели не могли придумать чего-нибудь получше, поинтереснее?!
 Потоптавшись ещё пару минут, человек с опущенной головой побрёл домой. Весь обратный путь он уже не ощущал того, что буквально ещё мгновение назад захватывало, увлекало и в тоже время страшило его. Придя домой человек лениво разделся, нехотя прошёл в комнату, уселся  в привычной позе на диван и отсутствующим взглядом уставился в экран телевизора.