Один день весны

Эльвира Гусева
Зима и весна ещё наравне,
Но весел  уже  грачей  прилёт.
Темнеют проталинки  в мёрзлой земле,
И тонких берёзок  красив  хоровод...

Каждый год, когда наступает весна, я стараюсь увидеть тот единственный день весны, который изображён на известной картине  Алексея Саврасова  «Грачи прилетели». Она  потрясающая, не случайно  великий знаток  и ценитель изобразительного искусства, московский коллекционер  и меценат  Павел Михайлович Третьяков, сразу же приобрёл её.

Пейзаж  настолько знаком,  рассматривая его, можно  узнать до боли знакомые места, как будто художник писал где-то неподалёку. Кажется, и отыскать их не составит особого  труда. Картина проста и незатейлива, но сколько души и тепла вложено в каждую деталь.

Используя  художественные приёмы, автор делает её многоплановой. Зритель видит посеревшее  покрывало  подтаявшего снега, с  птичьими  следами,  стайки грачей,  на которых и задерживает своё внимание.  Они  первыми  извещают о приходе весны  в наших краях. Воздух звенит  от птичьего гама, шума  и суеты.  Грачи заняты  построением гнёзд, им предстоит высиживание птенцов, жизнь продолжается – и это здесь главное.

Место для  гнёзд выбрано неслучайно. Тонкие берёзки, растущие на холме  и  отбросившие  неровные тени, будто застыли в ожидании.  Сейчас они  обнажены и беззащитны,  но совсем скоро  зазеленеют и принарядятся. Сокодвижение  уже началось, жизнью наполнились искривлённые стволы и обращённые к солнцу ветки.
 
Через  осевший лёд, проступила и поднялась вода  в пруду, подтопив ивовые кусты, растущие на берегу. Её толщи вполне достаточно, чтобы отразить серо-голубое небо с розоватыми  рыхлыми облаками,  напоминающими  снежную вуаль.

Природа ещё спокойна. Она  едва просыпается от первого весеннего тепла, а за дощатым забором, над которым  возвышаются  старая церквушка с облезлой крышей и колокольня, в окружении крестьянских изб, уже  слышится крик петухов у двора.  Там идёт своя размеренная жизнь: позади холодная зима, о ней напоминает лишь потемневший сугроб, освещённый  нежными солнечными лучами.

Вдалеке   расстилается пашня, с которой уже сошёл  снег,  появились проталины.  Прогретая  солнцем  земля,  ожила после  долгой  зимы, задышала,  над ней появился  тёплый пар  и  особый, ни с чем несравнимый, аромат  весенней земли. Лёгкий  ветерок, вырвавшись  из  укрытия, уже подхватил его  и понёс далеко-далеко  по нескончаемым просторам  России-матушки.

Картина  великого художника  Алексея Константиновича Саврасова  исполнена любви и нежности  к своей  стране, её  природе,  а потому любима и почитаема зрителями вот  уже почти полтора века.