Байка совсем заключительная. Предательство

Вадим Гарин
Начало: http://www.proza.ru/2015/03/07/1299

Предисловие:  Уже написав заключительную часть «Директорских баек» подумал, что как-то она не очень уж получилась заключительной.
 
                Всплыли в памяти грустные воспоминания о предательстве многих соратников, «друзей», которые «ели с ладони», но стоило только «уйти из должности» - они мгновенно развернулись флюгером на сто восемьдесят градусов.

                Ивану Васильевичу поступило предложение от его родного ВУЗа перейти на преподавательскую работу. Это было для него совершенно неожиданно. Он никогда не думал об изменении своего статуса и рода деятельности. Без производства с его нервотрёпкой, выполнением плана, отношений с партийными и советскими органами, без сумасшедшего  ритма работы Иван Васильевич не представлял себе жизни.


                Они сидели в ресторане «Интурист»: он и декан профильного факультета, старый товарищ по институту Николай Прозоровский.
                - Подумай, Иван - уговаривал он, - ты же ещё молодой мужик, сорок с небольшим! Это для преподавателя не возраст. А тут ты загнёшься!  Уже пару раз побывал в больнице… Сердце ни к чёрту! Язва. А дальше что будет?
                Сам говоришь, что в Объединении косятся когда болеешь… Да такого специалиста как ты, у нас не только в институте – в городе не сыщешь! Почётный, заслуженный…  В институте будешь занят  часа четыре, ну,  шесть максимум. Остальное время твоё. Учебник напишешь! Сам ведь говорил, что одиннадцать лет в отпуске не был!
 
                Как это тебе сказать,Коля, - задумался Иван Васильевич, -  предложение твое уж больно для меня неожиданно. А в отпуске я был, только отзывали быстро. Когда через день, когда через три-четыре дня, а в прошлом году целую неделю не трогали. Вот так одиннадцать лет и набежало.
                - Вот-вот, набежало, - скороговоркой пропел Прозоровский, - а у нас сорок восемь дней – вынь и положь! И всегда летом…
                Квартиру обменяем, ректор поможет. Выйдет к руководству городом  - с их помощью будет проще решить с обменом. С зарплатой, конечно, похуже. Доцентская в триста двадцать рубликов поменьше твоей будет… Но есть хозтемы - всегда можно там приработать. У тебя же такие связи остаются! Договорами наверняка будешь обеспечен. Сам себе хозяин! Что ещё можно желать? Никто дёргать не будет. Ни тебе министерства, ни плана производства! В конце концов, мало будет – жена на работу выйдет. Не всю же жизнь ей дома сидеть! А здоровье не купишь!
               
                - Николай! Да меня министерство не отпустит! И вообще, свалился ты на мою голову, как змей в раю! Вот уж чего только там не найдёшь!
                - Ещё как отпустит, пройдёшь по конкурсу - куда они денутся!

                Прошло полгода. Мысли о переходе в институт стали появляться всё чаще.  В воздухе запахло весной, а в брюхе – сезонным обострением язвы. Первые дни в областную больницу к нему валом валил народ. Зав. отделением предупредила Ивана Васильевича, что если он хочет поправить здоровье надо прекращать посиделки:
                - Вы что? Филиал своего управления здесь открыли?  Мавзолей хотите устроить? Немедленно прекратите,  а то всё это скоро превратится в доступ к телу!  Коньяк в палате? Да вы что с ума сошли!
                Но поток посетителей стал потихоньку редеть сам по себе по мере увеличения дней пребывания в больнице и на  двадцатые сутки в блатной одноместной палате с холодильником и телефоном стали появляться только главный бухгалтер с документами и ближний круг соратников.
                В голове Ивана Васильевича застучали мысли о переходе.

                Приглашённый для консультации профессор из Москвы озадачил Ивана Васильевич фразой:
                Знаете, батенька, что я вам скажу… Менять  надо работу, и даже место жительства. И улыбнувшись, добавил: - можно и жену поменять! Да шучу я, батенька, шучу, но над всем остальным надо подумать серьёзно. Вот так-то!

                Домашние предложение о переезде встретили на ура. Как же: родители жены рядом. Бабушка, дедушка…  Город, в котором родились… А Иван Васильевич не представлял себе жизнь без своего детища. И Ростов полюбил всем сердцем. Считал второй родиной. Однако здоровье лучше не становилось, а просьбы института звучали настойчивее и настойчивее. Там  некому было вести основной предмет. Тем временем приближалась лето и, уж если переезжать, то надо успеть к началу следующего учебного года.
                И Иван Васильевич сдался. Подал документы на конкурс замещение должности доцента кафедры профильного института.

                Как ни старался Иван Васильевич до поры скрывать свои намерения, скоро в управлении новостью номер один стал он сам. Он с удивлением обнаружил, что те, кого он считал своими соратниками, таковыми не являлись. Для многих его предполагаемый уход стал трагедией. Кто-то искренне сожалел, кто-то злорадно потирал руки.
                Начальник ОКСа Павлюченко запил вчёрную. Жизнь у него сложилась непросто. Выпускник военной академии, строитель высокой квалификации имел скверный и жутко обидчивый характер. Получив свою дозу облучения в Байконуре, он долго лечился в Крыму, после чего вернулся в родной Ростов без погон. Все его попытки найти устраивавшую его работу оканчивались увольнением по собственному желанию.
                Заведующий промышленно-транспортным отделом Обкома партии Сергей  Иванович, с которым у Ивана Васильевича были хорошие деловые отношения, узнав, что  тот ищет толкового начальника ОКСа, предложил ему Павлюченко, с которым сталкивался ранее:
                Возьми, не пожалеешь. Очень грамотный и толковый специалист, - охарактеризовал он его и добавил, - если конечно сработаетесь. Характер у него… Капризный и неуживчивый. Больше недели нигде не держится!
                В трудовой книжке Павлюченко, которую принесла показать директору начальник отдела кадров было три вкладыша. Уже красовалось с десяток увольнений, но, поговорив с ним самим, Иван Васильевич взял его на работу. И не пожалел ни разу.
                Правда, стычки были постоянные. Генеральный директор давил, начальник отдела капитального строительства грамотно, но настойчиво возражал.  До разрыва дело не доходило. Иван Васильевич умел давить жестко, но интеллигентно, не унижая достоинство своих сотрудников.
                Однажды Павлюченко затягивал сроки строймонтажа проведением, ненужной с точки зрения генерального, экспертизы бетона для фундамента очень важного объекта, тот грубо оборвал его, но извинился, когда оказалось, что начальник ОКСа был прав. С тех пор у них, как говорят был «совет да любовь». Они проработали  четыре года вместе и,  Павлюченко, узнав о переезде шефа в другой город,  запил. Запил тяжело и надолго. После ухода Ивана Васильевича он через месяц уволился.
               
                Больше всех горевал водитель Николай. Вид имел совсем похоронный! Возвращаясь из Горкома партии, желая повеселить его, Иван Васильевич произнёс:
                Знаешь, Николай, есть старый анекдот с бородой:

                Состоялось бюро Горкома, на котором сняли директора с работы. Едут они вдвоём с водителем в контору. Директор говорит:
                Всё! Отъездились мы с тобой! Уволили меня к чёртовой матери!
                - Иван Иваныч, а кого же я теперь возить-то буду?
                - Да, не беспокойся, без работы не останешься. Дадут вам  одного дурака!
                - Вот это да… – Воскликнул водитель, - везёт мне, как  утопленнику! Опять дурака возить!

                - А смеяться-то где, Иван Васильевич? – Что теперь со мной будет? Уволюсь к чёрту.
                - Что же ты обо мне так плохо думаешь, Николай. Я уже договорился с начальником Ростовгражданстроя. Василий Иванович тебя возьмёт с удовольствием. Он тебя знает, да и ты его. Не раз вместе были… Мужик хороший, но конечно на твоё усмотрение. Тебя и отсюда никто не гонит! А тебе Николай я очень благодарен. За столько лет мы с тобой чуть не родными стали. Спасибо тебе… За всё!

Послесловие:Двадцать лет спустя поздравляя с очередным праздником Ивана Васильевича, его друзья из Ростова написали, что встретили случайно Николая. Он ещё работает. Возит гаишников в областном ГИБДД. Помнит, справляется о здоровье и передаёт привет.