Пришел Славка...

Виктор Прутский
Вадим, Юрий и Славка жили в одном микрорайоне и учились в одной группе физмата. Часто собирались вместе, спорили о природе разных физических явлений. В будущем видели себя крупными учеными, хотя и уравновешенный Вадим, и эксцентричный Юрий понимали, что первый среди них все-таки Славка.

В это воскресенье родители с утра уехали на дачу, и Вадим в квартире был один. Вёл он себя странно. Подошел к зеркалу, осмотрел себя, расстегнул на рубашке верхнюю пуговицу, снова застегнул. Потом долго смотрел на книжный шкаф, что-то соображая. Включил телевизор, и как только появилось изображение – выключил.  Его глаза были сосредоточены на чем-то внутреннем, хотя он вроде что-то искал. Вдруг, как бы вспомнив,  нашел иглу и уколол руку. Посмотрел на выступившую красную капельку, промокнул её носовым платком.

- Стоп! – сказал он вслух, приняв какое-то решение. Взял ручку, лист бумаги и написал: «Сегодня воскресенье. 10 часов. Приходил Славка. Или я сплю?» – Если сплю, то, естественно, не будет ни этой записки, ни пятна на платке. А значит, и Славка не приходил.

Свернул записку и положил в карман.


В дверь позвонили, и Вадим вздрогнул.

- Войдите! –крикнул он, промокая платком снова выступившую капельку крови.

Это был Юрий.

- Что, руку поранил?
- Да нет, так…
- Что ты как в воду опущенный? – спросил Юрий, вглядываясь в товарища.

Вадим прошел по комнате, вытащил из кармана сложенную вчетверо записку и снова засунул.
- Слушай, а ты действительно ко мне пришел?
- Как? – напрягся Юрий. - А к кому же я пришел, к бабушке, что ли?
- Ты не понял. Может, это сон?
- И кто кому снится: ты мне или я тебе?

Вадим вздохнул.

- Ты не смейся. Буквально перед тобой приходил Славка и вытворял такое… Я не знаю, как объяснить.
- Расскажи. Может, я объясню.
- Ты просто не поверишь. И никто не поверит.
- Ладно, не напускай туману.

Балкон был открыт, и в комнату летели, разбиваясь о стены, звуки летней улицы.

- Ну,  слушай. Я сидел на диване, читал. Приходит Славка. В своих  обычных джинсах, желтой рубахе. В руке у него какой-то блестящий ящик вроде чемодана, с ручкой, кнопками. Что это, спрашиваю, за бандура? «Это, - говорит, - не бандура. Ты сейчас ахнешь!» И смотрит на меня загадочно. Ну, что ты, Славку не знаешь? Скорчит свою гениальную рожу, глаза прищурит… Ладно, говорю, рожай, что там у тебя? А он говорит:  «Хочешь, сейчас пройду по этой стенке?» Валяй, говорю. Вон там, подальше, чтоб не по ковру. «Ничего, - говорит,- с твоим ковром не случится, барахольщик». И что ты думаешь? Занес ногу, ступил на этот ковер и пошел по нему. Таким же образом прошел по потолку  до люстры и стоит вниз головой. Потом перевернулся и завис между полом и потолком. Я, знаешь, здрейфил: а ну, такая картина! А он улыбается. «Чего ты, - говорит, - побледнел? Физик, называется! Я создал вокруг себя поле, непроходимое для гравитации». Тут у меня возникла мысль, что я сплю и вижу сон. Знаешь, бывает: видишь сон и знаешь, что это сон. И когда я так подумал, то, конечно, осмелел. «Молодец! – говорю. – Ну, Славка! Такое открытие сделал!» Ещё, помню, подумал: может, вот так, во сне, и вправду какое-то открытие явится. А Славка повозился со своим ящиком, открыл его, взял вот эту чашку из сервиза и говорит: «Сейчас превращу в апельсин». Положил в ящик, закрыл, нажал несколько кнопок, вроде как шифр набрал, ящик немного погудел, потом он открыл его  - там апельсин. Ну, говорю, Кио и не такие  фокусы показывал! «Никаких Кио, - говорит. – Разве ты, мол, не знаешь, что и чашка, и апельсин,  состоят из тех же элементарных частиц? Комбинация только разная». Как же, говорю, наслышан. Но для подобных превращений нужно колоссальное количество энергии. «Конечно, - говорит. – И той энергии, которая выделяется при расщеплении  одного вещества, вполне достаточно для создания нового. В принципе, из чего угодно можно сделать что угодно.  Бандуру только, как ты назвал, надо побольше». Тебе ещё не надоело слушать?

- Нет-нет, - улыбнулся Юрий, - продолжай.

- Ну вот. Я говорю ему: ты мне банальные  истины не толкуй, верни чашку, это японский сервиз. Да, апельсин тот я подержал в руках. Обычный апельсин, пахнет. А Славка положил его в ящик, нажал кнопки – через минуту  поставил чашку на место. Потом посмотрел на часы и заторопился. Я его не удерживал:  сон же, думаю! А когда он вышел, я стал определять: сплю или не сплю. Колол иголкой руку, написал вот записку…

Юрий рассмеялся.

- Конечно сон! Что тут думать! Просто мы много рассуждали об этом, вот тебе и  пригрезилось.
- Я же говорил, не поверишь.
- Как будто ты веришь!
- А как же тогда платок, вот эта записка?
- Никак, всё элементарно, Ватсон. Ты говоришь, что сидел на диване, читал – так? На минуту вздремнул. Проснулся и начал тыкать своё белое тело иголкой, писать мемуары. – Юрий снова засмеялся. – Ну, умора! Он ещё сомневается. Записка.  Вот если бы эту записку дал тебе Славка – тогда другое дело. Какие-нибудь следы посещения Славки остались? Нет. Значит, и говорить не о чем.

- Так-то оно так, но…

Зазвенел звонок, и вошел Славка. В тех же джинсах, желтой рубахе, но в руках у него ничего не было.

- Ну, старик, легок на помине! – обрадовался Юрий. – Тут Вадим наградил тебя божественными способностями, о которых ты даже не подозреваешь.

На Славку тирада Юрия не произвела никакого впечатления.

- А где твоя «бандура»? – спросил Вадим, переживая сложное чувство: был всё-таки Славка или не был?
- Сломалась, - сказал Славка.

Юрий  насторожился.

- Я задал интегратору неправильную программу, и он начал воспроизводить сам себя, выворачиваться наизнанку… Ну, ты не поймешь.  Я заскочил на минуту – предупредить, что завтра первой пары не будет. Пока, тороплюсь.

- Подожди!  Юрка тут не верит про чашку и апельсин. И что ты на потолке стоял.
- На потолке? Ну, это…

Славка шагнул на стену, проделал всё точно так же,  как первый раз, и ушел.

Вадим с тихой  радостью переживал Юркин столбняк.
- Может, дать иголку?  Или напишешь мемуары? Что ты как в воду опущенный?

Юрий поднял глаза.

- Может, это действительно сон?
- И кто же кому снится?
- Перестань ты!..
- А чего ж ты заладил: сон, сон! Если тебе приснилось, что Славка ходил по потолку, то  я первый человек, который может рассказать чужой сон во всех подробностях.

- Не петушись, - миролюбиво сказал Юрий. – Давай разберемся. Хорошо, не сон. Ходил по потолку. Что дальше? Это же нереально.

В квартире было душно, на улице ярко светило солнце. Они вышли на балкон и  смотрели с высоты седьмого этажа на  снующих по улице людей, зеленые пятна деревьев, машины. Всё было как обычно и в то же время не так,  потому что десять минут назад Славка ходил по потолку. Вадим проводил взглядом пролетевшего голубя и представил на его месте Славку:  в джинсах и желтой рубахе. Славка смог бы. Остановились бы и люди, и машины, и все смотрели бы и удивлялись.
- Кажется, кто-то звонит? – прислушался Юрий.

Пришел Славка. В тех же джинсах, желтой рубахе. Ребята смотрели на него, как на пришельца из другого мира, и Славка  смутился.

- Чего вы уставились?
- Ждем, когда покажешь ещё какой-нибудь фокус, - сказал Юрий.
- Бандуру свою исправил?
- Какой фокус? Какую  бандуру? – удивился Славка.
- А может, хватит нас дурачить? – сказал Вадим. – Ты сегодня уже дважды сюда приходил.
- Я?  Ты что, серьёзно?
- Чашку превращал в апельсин, ходил по потолку. Не помнишь, что ли?

Славка искал хоть малейший намек на розыгрыш, но лица друзей были серьезны.

- Вы что, сговорились? К чему этот спектакль?

Тогда Вадим рассказал про его первое посещение, а Юрий – про второе. Славка слушал обоих со скептической улыбкой и не поверил ни единому слову.

- Ты ещё предупредил, что завтра первой пары не будет.
- Почему не будет?
- Ну, это тебя надо спросить. Ты сказал, что не будет.
- Идите вы к черту! – вконец  обиделся Славка и ушел.

В квартире стало тихо, и было слышно, как из крана капает вода: кап, кап, кап…
- Мои старики вернутся только утром, - сказал Вадим.
- Поедем ко мне. Или давай предупредим  моих, что я останусь здесь. Кстати, ты обратил внимание, что  прошлый раз Славка разговаривал только с тобой, будто меня и не было? Может, тот Славка меня   вовсе  и не знал?

- Ты считаешь, что то был другой Славка?

Юрий пожал плечами.


Утром все трое пришли в университет, но секретарша объявила, что первой пары не будет. Славка удивленно посмотрел на ребят…