Все праздники мои. январь, 6 день

Любовь Бартенева
ДЕНЬ ШЕСТОЙ. 6 января. Рождественский сочельник. Начало карнавала в католических странах. День уважения возраста в Японии.
СОЧЕЛЬНИК.
Рождественский сочельник – чудное время!Ночь перед Рождеством – волшебное время. Уже в IV в.н.э. было установлено Православной церковью, как праздновать повечерие Рождества Христова. В V в.н.э. Анатолий, Патриарх Константинопольский, затем Анатолий и Софроний Иерусалимские (VI в.), Козьма Маюмский и Иоанн Дамаскин (VIII в.н.э.) написали для празднества Рождества Христова священные песнопения, которыми Церковь и в настоящее время прославляет празднуемое событие. В повечерие издавна совершались Царские Часы, называемые так из-за того, что на них было положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам. Многолетие и я возглашаю руководству и всем православным христианам.
 Однажды  Рождество мне посчастливилось праздновать в семье моего друга  Михаила -  в так называемом   славянском поселении. Предстояло добраться до места на машине .Выехали  пополудню всей семьей и подружкой дочери.Добирались недолго. Погода стояла чудесная – что является очень хорошей приметой перед Рождеством, и это радовало вдвойне. В полях ярко  искрился на солнце  белый нетронутый снег, деревья застыли, обрамляя поля, и были покрыты белоснежным, как в сказке убором. Предстояло окунуться в волшебство  ночи перед Рождеством Христовым.
Рождеству предшествует 40 –дневный  Филлиповский пост. Питанию в нашей  семье уделяется большое внимание. В частности – очень редко в семье употреблялись в течение года  жирные продукты, копчености, только диетические колбасы и сосиски,  поэтому как могли, постились – все любят постный черный хлеб, селедку, картофель, винегрет, и особенно гречневую кашу с репчатым луком и приправами. Старались не есть молочные продукты, но от сливочного масла с утра  я , Марина, и Оля не могли отказаться .Перегрузки на работе – основная причина  полноценного питания – хотя во время поста оно по возможности ограничивалось рекомендуемыми продуктами. Приехали  на место где-то к четырем часам.
 Во дворе дома  веселой гурьбой резвились дети , разодетые в нарядные костюмы по русским национальным мотивам – все участвовали в возведении снежного городка под руководством Алины – жены Михаила .
 Нас встретил Михаил. И прямо с дороги пригласил перекусить в дом.А Оля с подружкой  немедленно присоединились к ватаге играющих  детей во дворе – чтобы лепить снежный городок. Мы были не голодны.По канонам, этот день нужно  отметить строгим постом, но после утренней литургии  можно перекусить традиционными  блюдами сочельника. Что это за блюда ? Вполне сытные и полезные. В Сочельник – канун Рождества Христова ( навечерие) на стол подавали Сочиво -  от этого слова и произошло название  дня « Сочельник».Сочиво – это полужидкая кутья а коливо – рассыпчатая кутья.Также на стол подавался, компот из нескольких видов фруктов ( узвар) и запеченная или отварная  целиком рыба .
 Мы попробовали сочиво из зерен красной  пшеницы  , заправленное миндальным молоком, грецкими  орехами,  растертым маком  и изюмом. Запили вкуснейшим компотом из сушеных фруктов : груши, яблок, вишни, айвы, абрикосов, изюма и инжира. Все это происходило на кухне. В комнате  уже сиял волшебством праздничный стол. Он был накрыт белоснежной скатертью, и сервирован лучшей в доме посудой и приборами. На столе в подсвечниках горели красные свечи,а в центре  - небольшая композиция  с привлечением  засушенных трав, символизирующая те ясли, на которых лежал родившийся  Христос. Свечи, ясли  были украшены  веточками ели, лентами, и другими рождественскими атрибутами. В углу комнаты светилась гирляндами пышная ель, украшенная пряниками и игрушками. А под ней -  много много подарков для всех присутствующих.
Стол был накрыт на четное количество человек.В случае, когда собиралось нечетное количество гостей,дополнительно клался еще один прибор.  К часам семи постепенно все уселись за стол. Старшие рассказывали детям по очереди о Рождении Христа, о Волхвах, дары приносящих.Традиционных блюд  было 13.Все с нетерпением  ждали появления первой звезды.
 Дети, их радостное сообщение  о появлении звезды было сигналом  для начала трапезы. Все помолились. Потом хозяйка  - самый почитаемый член семьи женского пола – в ее лице выступала Алина – поздравила всех с праздником. По древним канонам  порядок  приема пищи был строго регламентирован.Трапеза в этот день по строгим регламентам начиналась с приема  кутьи. После этого, как и положено,  сначала подавались закуски – сельдь, рыба, салаты, затем красный постный борщ, слегка подогретый или грибной или рыбный суп с сочнями – мучными лепешками , жареными на конопляном масле, запеченная или отварная рыба, приготовленная  целиком. Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда : рулет с маком, пряники ,медовики, клюквенный кисель или компот из сухофруктов. Трапеза была безалкогольной.  Все блюда  должны быть постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом. Все так и было за нашим столом.
 Сначала - закуски –орехи,  сельдь, рыба под маринадом, несколько салатов,  сочиво, кутья. Далее  был подан красный борщ с лепешками, затем  запеченная рыба с картофелем, и наконец – десерты: компот, постный рулет с маком, клюквенный кисель, яблоки в сиропе.
Потом началась самая веселая часть сочельника — раздача подарков. При наличии в доме детей один из домочадцев переодевался в Деда Мороза  - это был Михаил. Он же и приносил подарки в мешке. Раздавая их, высказывал пожелания, согласно необходимым требованиям, предъявляемым к получающему. Для детей - это то что являлось некоторым воспитательным моментом, в отношении к взрослым - он был окрашен долей шутки.
 Вообще большинство традиций и обрядов Рождества было направлено на воспитание у детей самодисциплины, внимания к присутствующим, соблюдения и участия в ритуальной стороне, терпения, выдержки. Это был один из немногих случаев, когда дети садились за стол вместе со взрослыми. А что касается подарков, это был хороший обычай дарить их друг другу, притом ценились подарки, приготовленные своими руками. Они нарядно оформлялись цветной бумагой, веточками ели, ленточками. Содержание подарков должно было быть сюрпризом. Все было овеяно таинственностью и поднимало настроение. Подарки тут же разворачивались, радость и благодарность хозяйке и друг другу переполняли сердца всех.Далее дети торжественно поставили на подоконник большую белую свечу.
 Существует примета -  если пламя свечи  слегка  заколеблется, то в дом пришла Дева Мария.
Известно, что в сочельник начинается две недели святок. Ко мне подошла старшая дочь Миши, и попросила немного рассказать о гаданиях в Рождественскую ночь.
- Маша, В принципе церковь официально запрещает гадания, но они уже стали старинной русской традицией. У тебя впереди целых две недели. Ну хорошо, расскажу тебе то, что знаю.
Нужно написать на 12  небольших бумажках желания, которые ты бы хотела, чтобы  исполнились в Новом году.Перед сном, в Рождественскую ночь  кладешь их под подушку, а утром, не говоря ни слова, только проснувшись, засовываешь туда руку  и достаешь три  бумажки.Вот на них и будет написано, что сбудется в Новом Году.Попробуй, может  быть и придет вера в чудеса...Все гости решили с детьми пойти на вечернюю Литургию.

 НАЧАЛО КАРНАВАЛОВ В КАТОЛИЧЕСКИХ СТРАНАХ.
Мне нравятся карнавалы .Некоторое время назад Под Новый год с женой  дочкой наряжались в смешные костюмы – Бабы- Яги, Снегурочки и Карлсона , и ходили поздравлять соседей с Наступающим.В католической Европе 6 января - последний день святок и начало карнавалов - праздник проводов зимы и встречи весны.Буйное веселье без запретов.Хотелось очень посетить и знаменитый карнавал в Венеции. Тогда было бы что рассказать.Но побывал в Венеции на однодневной экскурсии, загадал, что приеду еще раз.Этот уникальный памятник архитектуры , город- музей завораживает, удивляет и восхищает.
Мне всегда импонировало то, что люди в Европе  умеют устраивать праздники, разные, - веселые, красивые. Это будоражит, заставляет почувствовать жизнь во всех ее проявлениях, и приобщиться к культурным ценностям той или иной страны.
ДЕНЬ УВАЖЕНИЯ ВОЗРАСТА В ЯПОНИИ.
О, это поистине важный день в Японии. В этой стране явно выражена  национальная традиция почитания людей пожилого возраста. Так, в третий понедельник сентября празднуется  еще один «День почитания пожилых людей».Не считая 1 октября - день пожилых людей.И всего - в Японии проходит в течении года существует  три дня. посвященных людям пожилого возраста.Не поэтому ли Япония является чемпионом среди долгожителей в мире?  Неплохо всвязи с этим вспомнить некоторые страницы истории уважения возраста в России ( материал взят из интернета.Автор подборки Валерий Козлов. Например:
1. «Домострой» гл 22. Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им ,и покоить их во всем .
« Чада, послушайте заповедь Господню: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им по Боге во всем, и старость их чтите, и немощь их и скорбь всякую от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. Этим очистите грехи свои, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет вовеки, и наследуете сыновей сынам своим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто злословит или оскорбляет родителей своих, или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителями. Если кто бьет отца или мать, от Церкви и от всяких святынь да отлучится, и лютой смертью и градцкою казнью да умрет...
2. Казачьи традиции :
 «..Старики выступали хранителями казачьих обычаев и традиций, и почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старику расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом...
 ...Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными, «писанными», казачьими законами. Так, в Положении «Об общественном управлении станиц казачьих войск, статья 556 гласила: «В суждении и решении дел общественных станичный Сбор имеет главным основанием, чтобы меры взыскания служили к неослабному сохранению и утверждению древних обычаев, доброй нравственности и уважения к старшим». Ст. 568 того же закона, касающаяся обязанностей станичного атамана, предусматривала: «Станичный атаман обязан наблюдать за тем, чтобы казаки оказывали должное уважение к старикам»...
 ...Старики не занимали официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на решения станичных сборов.
...Младшие по возрасту никогда не обращались к ним без предварительного разрешения. Ни в коем случае нельзя было вмешиваться в разговор старших В обычае говорилось: «Объясняй и советуй только тогда, когда у тебя совета спросят». Без разрешения стариков не садился даже атаман. Молодежь вообще не имела права садиться в присутствии стариков. При стариках казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке «смирно», не строевых возрастов и без формы – сняв шапки.
 ...Кубанские старожилы вспоминают: «Видят тебя или нет сидящие или идущие старики – надо снять шапку или поклониться, поприветствовать». Распоряжения старших выполнялись беспрекословно. Ко всем старикам, включая и родителей, обращались только «на Вы». По обычаю нельзя было окликать впереди идущего старшего, если требовалось что-то сказать, а следовательно догнать старшего и, поравнявшись, обращаться к нему. Младший, даже после женитьбы, не имел права закурить перед старшим.
 ...В казачьих семьях, за столом, право первым зачерпнуть из общей миски было за самым старшим в семье. Хлеб нарезал только хозяин дома. Бывало, что пожилой старик мог беспрепятственно наказать взрослых сыновей, у которых могли быть уже внуки. А если взрослый сын возвышал голос на отца, последний мог подать жалобу станичному сходу. Сход утверждал решение учить непокорных сыновей и тут же «всыпали горячих» по числу прожитых годов виновника. «Ученый» вставал и вместе с отцом благодарил мир за науку.
 ...Не следует полагать, что почитание старших в казачестве насаждалось только силовыми методами. Сам образ жизни казаков, множество традиций и обычаев способствовало тому, что у молодого поколения вырабатывалось чувство поклонения и уважения к старшим, тем, которые знали все тонкости джигитовки, рукопашного боя, артистически владели всеми видами оружия. Невозможно было обойтись без знаний в поле, в быту, в праздники и трауры.
... Почитание старших в казачьем обществе шло наравне с почитанием детей – продолжателей казачьего рода. Дети, вырастая, создав семью, также бережно относились к своему потомству и учили его уважительному отношению к старшим, окружали пожилых вниманием и заботой. Воспитание по пословице: «Казни сына от юности, да утешит тя в старости» давало казакам уверенность за свое будущее и сохранение устоев.
Ю.Н. Емельянов (г. Славянск-на-Кубани)
Источник: «Казачество России: история и современность
 
3. Д.С. Лихачев и его «Письма о добром и прекрасном»
 Древнерусская литература, которую так тщательно изучал Д. С. Лихачев, очень внимательно относилась к опыту предыдущих поколений и эпох, старалась бережно хранить этот опыт, передавать его молодым поколениям. В древнерусской культуре существовала традиция собирания и переписывания различных поучений, сборников мудрых мыслей и изречений, книг, учивших жизненным правилам, правильному жизненному пути, специальных произведений, хранивших мудрость древних народов. Такие книги обязательно входили в круг чтения древнерусского читателя
 На протяжении целых семисот лет (с X по XVII век) наши предки хранили и изучали «книги мудрости» не только собственного народа — с первых лет его письменной культуры, — русские люди были знакомы с мудростью древних восточных культур, с книгами, написанными три и даже более трех тысяч лет назад,...
Реценция на «Письма» А.Б. Пивоваров, преподаватель Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского
 
4.      М. П. Погодин,известный русский историк и писатель XIX века:
«... в языческой Руси «заботиться о стариках, недужных и больных было первейшей обязанностью и общей добродетелью славян». Правда, тогда благотворительность (никем не организованная да и не называемая так) носила простейший характер родственной или соседской взаимовыручки и заключалась, главным образом, в кормлении, одевании и приюте наименее защищенных членов своей общины — стариков, одиноких женщин, детей.
     Путешественники с Запада, посещавшие в те времена земли восточных славян, отмечают в своих записках, что человеколюбие, сострадательность, стремление разделить горе и беду другого были характерны для наших далеких предков задолго до того, как они в 988 году приняли христианство.
5. Леонов А.М. «Традиции русских старообрядцев (семейских) Забайкалья. ч.II»
«...Историки, этнографы  отмечали некоторое своеобразие отношений в семье: мужчин и женщин, старших и младших, детей и родителей. "У них (семейских - А.Л.) есть свои старики, которые решают многие вопросы, но они не полновластны. Отец семейства имеет большую власть, но не без границ" (Ровинский, 1873,107). "Кто бы ни был глава семьи  отец или мать, все остальные относятся к нему с почетом и уважением, он дает тон всей семье, от его воли зависит все домашние". "К старикам родителям глава семьи относится почтительно, спрашивает их совета в делах, заставляет, также почтительно,  относится и остальных членов семьи" (Попова,1928,15)...»
6.   http://www.strana-oz.ru/?article=1078&numid=24
ОБРАЗ СТАРОСТИ В РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Александр Панченко
...Старость — это не только биологическая, но и социальная категория; в разных культурах образ старости конструируется и осмысляется по-разному. В этом смысле крестьянские представления о старости, насколько можно судить по этнографическим материалам XIX–XX веков, весьма сильно отличаются от представлений, отражаемых в нормах и ценностях современной нам городской культуры...
...Устойчивой возрастной границы наступления старости крестьянская традиция не выделяла, хотя, как правило, стариками и старухами считали людей, достигших пятидесятилетнего возраста. «В Западной Сибири термин “старики” мог применяться к людям, достигшим 45–50 лет: если крестьянин женил старшего сына, он уже считал себя “стариком” и отделялся со “старухой” в особой комнате (“иногда от такого крестьянина рождалось еще пять детей...
... Следуя теории ограниченного блага, можно утверждать, что в русской деревне «зажившиеся» старики и старухи воспринимались как люди, несправедливо присваивающие чужую жизненную потенцию. Вероятно, именно такие представления стимулировали появление легенд о ритуальном убийстве стариков и «душиловой вере» — якобы существовавшем особенном старообрядческом согласии, чьи последователи умерщвляли старых и больных людей. Разумеется, подобные легенды не имеют отношения к действительности ...
Однако и отношение к пожилым людям, и их фактическая роль в крестьянской культуре, разумеется, не исчерпываются представлениями об «изжитом веке» и приготовлении к смерти. Собственно говоря, образ старика (старухи) в деревенской традиции оказывается по меньшей мере двойственным: с одной стороны, о пожилых людях говорят как о «выживших из ума», а по своему статусу они зачастую приравниваются к детям (об этом, в частности, свидетельствует поговорка «что старый — то малый»). С другой, старикам и старухам нередко приписывается особая мудрость, прозорливость, владение магическими навыками и знаниями и т. п. Тут нет серьезного противоречия, поскольку пожилым людям отказывается в интеллектуальной компетенции лишь применительно к социальным отношениям, быту, повседневному труду, а приписывающиеся им особые знания, как правило, относятся к сфере религии и магии, к опыту взаимодействия с сакральным и потусторонним миром. Таким образом, социальная и физиологическая неполноценность старых людей компенсируется их особой ролью во взаимоотношениях со сферой «иного» и сверхъестественного...
 
Моё мнение( Валерий Козлов, интернет) : Можно встретить в жизни отвратительных людей, доживших до глубокой старости, но эти факты не могут влиять на сформировавшееся тысячелетиями, уважение старости. Можно
воздержаться от уважения конкретного «вредного» старика, но не терять уважения к старости и старикам остальным вокруг нас. В период советской власти уважение к старости шло через льготы к ветеранам труда. Оказывалась помощь ушедшим на пенсию ветеранам самими предприятиями (обеспечивали топливом для домов, бесплатными путевками в дома отдыха, санатории, чествование на юбилеях). А то что сейчас обеспечение пенсионеров оставляет желать лучшего, дает повод для претензий к власти, но не дает повод искажать историю и традиции русских по этим вопросам.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ привожу такую выдержку, полагаю она многое объясняет:
«...Умственная отсталость, незрелость или просто ограниченность может легко приводить к суждению об окружающем с позиций небольшой группы своего непосредственного окружения - подростков, уличной шайки, парней или девушек своей деревни, членов своей секты, своей группы снобов или дельцов...»