Моя опора и защита

Мила Садко
 У меня есть муж. Он моя опора и защита. Замуж за него я вышла, потому что почувствовала его надёжность. Он чем-то напоминал мне отца. Он был самостоятельным, многое чего умел. Он никогда не был занудой, и возникающие проблемы старался решать сам. Я почувствовала, что на него можно положиться, как на отца, который большую часть времени воспитывал нас, детей, один.
 Смолоду муж мой не был красавцем. Красивых я почему-то опасалась и не подпускала к себе близко. Они все казались мне испорченными, ловеласами. Доверие вызывали больше простые рабочие парни. Поначалу он был одет некрасиво, и не привлекал внимания женского пола к себе. Многие встречают по одёжке. Значит, Бог его припас специально для меня. Я разглядела его душу. С ним мне было просто и спокойно. С первых дней нашего знакомства я уловила в нём желание мне помогать.
  Этот парень вырос почти без отца (он умер, когда мальчику было восемь лет). Шустрому мальчишке некогда было баловаться и бездельничать. Он помогал по дому, по хозяйству матери и сёстрам. Две сестрёнки были младше его, а старшие вскоре вышли замуж. Так что мужчина  он был в доме незаменимый. Особенно нравилось ему что-нибудь мастерить, прибивать, колотить, пилить. Так проявились с детства его наклонности и способности по столярно-плотницкой части.
   В городе жить ему не понравилось, так как жилья там дождаться невозможно было вовек, а по общежитиям прозябать – для него не выход. Женившись, переехали в деревню. Мешала пьянка. А может быть, была пьянка, потому что проблемы плохо решались. Рвачём он быть не мог, к деньгам жадности у него не было. Разные виды работ в колхозе не радовали. Естественно, поэтому не баловал он свою семью заработками.
  Я не упрекала. Терпела, так как с детства к безденежью привыкла. Надеялась на домашнее хозяйство. Вместе его вели. Дел для меня всегда было много. Мне приходилось готовить еду из самых простых продуктов, изобретая что-то новенькое, свежее, своё. Чинила одежду, перекраивала, шила детям и себе. Нищими не выглядели. Нам завидовали, считали, что у нас дом – полная чаша. Даже деньги приходили занимать.
  Семья выглядела благополучной во всех отношениях. Мы всегда радовались гостям, принимали весело, оживлённо. Настоящих друзей, кроме моего брата, не было, да и то дружба эта сформировалась позже, когда стали на ноги, построили всё необходимое. Вначале в надежде на помощь местных жителей муж заводил знакомства, что выливались в пьяные общения. Сопротивлялась и боролась осторожно, но порою и жёстко. Толку от таких друзей не было, да и муж это осознавал. Все не могут быть друзьями. Капля камень долбит», - звучит народная мудрость, и потихоньку стало всё налаживаться.
  Радовалась молодости, лету, природе, ягодам-грибам и ему, моему суженому. Любила и уважала, даже пьяного и некрасивого. Мечтала о лучшей жизни, донося ему свои мечты в промежутках просветления. Верил, обещал, но всё повторялось. Отрезвев и проболев несколько дней, брался за накопившиеся дела. Я не надрывалась, выполняя его чисто мужскую работу. Но и обязанности не делила строго на его и свои. То, что необходимо было делать по силам, - делала. В другое время и он меня заменял.
  Например, когда нашей первой дочке было всего два месяца, я попала в больницу (простудила грудь – мастит). Делали операцию, лечили. Эти дни он ухаживал за крохой. И местный фельдшер-акушер очень его хвалил. Я гордилась своим мужем.
  А ещё я его очень уважала. Он всегда проявлял свой ум в беседах с окружающими. Он знал многое, чего не знала я. Он любил историю и географию, разбирался в политике и в колхозных делах, по возможности выступал на собраниях, и его внимательно слушали, уважали.   
  Какое-то время он был в рядах руководства, числился в членах правления, был заведующим пилорамой. Он закончил заочно строительный техникум. С началом перестройки в стране муж мой организовал бригадный подряд  по откорму свиней на базе колхоза. После этого работал самостоятельно при колхозе со своей строительной бригадой. Они выполнили ряд важных объектов, а потом они с этими надёжными ребятами открыли индивидуальное предприятие, которое вскоре пришлось переоформить в частное. 
  Это было самое трудное для семьи время. Я работала в детском саду воспитателем, получала тогда семьдесят рублей в месяц. Время становления предприятия лишило нас зарплаты мужа. Он часто по ночам лежал с открытыми глазами, решая свои проблемы. Да и первое время денег получали они мизерное количество, так как в сельской местности у людей, в основном, мало средств. Ещё мешали денежные скачки, приходилось все мелочи обговаривать с населением, объясняя ситуацию.  Мудрость не давала портить отношение с людьми. Наверное, все слышали про «красного петуха»…
  Власти, обещавшие какую-то поддержку, сильно так и не смогли помочь. Со стройматериалами были проблемы, так как огромный массив тайги большей частью уплывал в Китай, да и местные князьки старались пользоваться доступной кормушкой. Перемен к лучшему в предприятии мужа не намечалось, чем его работники были недовольны. Были какие-то подозрения и недовольства, да ещё участились запои руководителя, в результате чего после десяти лет совместной деятельности бригада не выдержала, распалась.
  Вера в Бога помогла моему благоверному избавиться от алкогольной червоточины. Вернее сказать, Бог просто убрал зависимость. Первое время он успешно продолжал работать один или с напарником. Заказов поступало много. Но постепенно  дело шло на спад. Теперь уже нет той популярности, которая была с началом перестройки в стране. Хозяин теперь там стал бывать реже. Теперь больше делается для себя, да и подросшие приёмные дети бегают туда, изготовляя табуретки, что всегда пригождаются в сельской местности.  Построенный за домом цех продолжает функционировать, оживает особенно с приходом лета, когда население активно включается в работы по ремонту и преобразованию усадьбы.
  Муж мой давно не злоупотребляет алкоголем, и поэтому стал более молодым и здоровым, потому и более жизнерадостным. Мне нравится находиться рядом с ним, нравится фотографироваться. С ним я не чувствую своих пятидесяти семи лет. Я радуюсь жизни, всегда молодая и цветущая, потому что он меня заслоняет собой от жизненных бурь и забот.

На фото: я с мужем на трассе, ноябрь-2014.