Каталония

Виктория 10
Sagrada Familia


Пытаюсь представить, как музыкой храма*
немел его автор, как долго молчал,
обдумывал башен и стен голограммы,
страдал перспективой, не спал по ночам...

Как он отрекался от денег и быта,
не чувствовал холода, вдоволь не ел
(ветрами бомжовская куртка подбита...)
и , бредя о вечном, Собором болел!

Бетонная придурь кривых водостоков
и фантасмагория узких пространств, -
лишь гений позволит ментальным потокам
гипербол фантазий - конструкцией стать!

Я тоже болею присутствием музы,
мне тоже  одежды и лица претят!
С трудом прохожу повседневности шлюзы, -
мне рифмы к стихам непрерывно летят!

Но  храма не строю. Господь не сподобил.
Огромного смысла в судьбу не вложил...
Гляжу на Собор - на земное подобье
того, кто так мощно и избранно жил!
 

*Церковь Саграда Фамилия является одним из главных творений гениального испанского архитектора Антонио Гауди, который обладал собственным, ни с чем не сравнимым архитектурным стилем. Гауди черпал вдохновение во многих архитектурных стилях, но всё это преобразовывалось в нечто уникальное и выливалось в итоге в захватывающие дух конструкции. Церковь Саграда Фамилия можно смело назвать делом жизни великого испанца, венцом его творений. Работа над проектированием и строительством храма длилась 43 года. Будучи религиозным человеком, Гауди представлял собор, как воплощение Нового Завета в архитектуре. Первые работы по строительству храма начались в 1883 году. Проекты фасадов Гауди назвал “Рождество”, “Страсти Христовы” и “Воскресение”. Понимая, что может не успеть довести строительство до конца, Гауди посвящает всё свое время на работу с храмом. Несмотря на все свои старания Гауди так и не успел довести работу над храмом до конца. В 1926 году при трагических обстоятельствах великий архитектор погибает, оставляя после себя несколько планов так и незавершённых фасадов.



Рамбла


На бульваре "Каналетес"*, пригубив воды из крана,
мы влюблялись в Барселону и , гуляя по Рамбла**
мимо рынка, мимо tapas и чугунного фонтана,
привыкали к Каталоньи, - чем живёт и чем жила...

Привыкали к толпам "фриков", к беззаботности весёлой,
к избирательности воров, - крепче сумочку держи!
По Рамбле гуляют толпы, в поводках - собачек своры,
Бокерейских тонн хамона режут острые ножи!

Мы искали ресторанчик в Барселоне позитивной,
в результате притащились на портовый променад:
на столы метали лобстер ярко-красного хитина,
подавали под сангрию сладко-острый маринад...

Поднимался сильный ветер, после солнца - резкий холод,
согревались в местных барах, потребляя джин и ром;
поджимали время, деньги, боль в ногах, внезапный голод,
наше счастье - дело к ночи... ждал автобус за углом...

Я вернусь сюда на Рамблас, прогуляюсь здесь с собачкой,
поживу в квартале Gotic в мезонине, у Миро.
Мы влюбились в Барселону - в её шарм морской, рыбачий,
и искусства каталонцев многозначное чело...



*Бульвар "Каналетес" - находится рядом с площадью Каталонии. Получил своё название по чугунному питьевому фонтанчику XIX века, на небольшой табличке на нём написано, что «любой, кто выпьет воды из этого фонтана, влюбится в Барселону и вновь сюда вернётся».

**Рамбла  -  пешеходная улица в центре Барселоны. Рамбла фактически состоит из 5 отдельных бульваров, переходящих друг в друга: Рамбла Каналетес, рамбла Учения, Рамбла Цветов, Рамбла Капуцинов и Рамбла св. Моники. Иногда к Рамбле относят и, так называемую, Морскую Рамблу.
Рамбла цветов  - начинается от угла улицы Портаферриса. На этом участке расположен Дворец Вице-королевы, построенный в 1775 г. Там расположен рынок Бокерия, обладающий самым большим ассортиментом продуктов в городе. На площади Пла дель Ос  находится мозаика работы Жоана Миро, выложенная на тротуаре.
Ближе к морю бульвар называется Рамбла св. Моники Бульвар заканчивается на площади Портал де ла Пау, что означает «Врата мира». Центр площади занимает памятник Колумбу — 80-метровая колонна, являющаяся одним из символов города. На площади находятся здания верфи и таможни.
К Олимпийским играм 1992 г. был построен пешеходный мост, получивший название Морская Рамбла  и ведущий к «Маремагнуму» — современному торговому центру, расположенному прямо на воде Барселонского порта.



Готический квартал


И что особенно прельщает в Барселоне, -
так это Gotic*,  - вечности квартал, -
в четырнадцатом веке в Арагоне
могущественном - он уже блистал!

Построек римских, магазинов россыпь,
пекарен, tapas**,  уличных кафе,
на рынке Бокерия целых восемь
хамонных*** лавок! Аутодафе****

для барселонских ведьм, - и дым сожжений
впитали стены Готика навек!
(Еврейская история гонений...)
А среднестатистичный человек,

"зависнув" на высоких стульях бара,
наполнен храмами, коктейлем и тапас,
певучею испанскою гитарой
заслушался, забыв который час...

И - нравятся безумно мезонины,
цветы на окнах в верхних этажах!
Здесь Барселоны, - каменной, старинной, -
и суть и смысл, - в готических дворах...



*Готический квартал (кат. El Gоtic) находится в центре Старого города в Барселоне. Квартал начинается от площади Каталонии и простирается от Ла Рамбла до проспекта Виа Лаетана. Свое название квартал получил благодаря сохранившимся постройкам, возведённым в Средние века, когда Арагон был одной из самых могущественных держав на Средиземном море. Квартал состоит из узких кривых улочек, многие из которых закрыты для проезда. Большинство построек датируются XIV—XV веками, однако сохранились и римские постройки. В 1920-х квартал был отреставрирован, сейчас в нем находятся многие музеи и небольшие магазины. Вместе с кварталами Ла Рибера и Раваль Готический квартал образует Старый город.

**Тапас - если закажете пиво, то закуски по старинной испанской традиции вам принесут бесплатно.

***Хамон - сырокопчёный свиной окорок.

****Ауто-да-фе устраивались на главной площади города при огромном скоплении народа, в присутствии духовной и светской знати, иногда самого короля с семьей, аристократии, городских магистратов, корпораций. Осуждённых выводили в торжественной процессии со свечами в руках, в «позорной» одежде, босыми. Для аутодафе назначался особый день, и приговоры объявлялись по целому ряду дел сразу. Произносилась проповедь, затем следовало чтение приговоров: сначала лёгких, потом содержащих более или менее тяжёлые наказания для раскаявшихся еретиков и преступников; потом нераскаянные предавались в руки светской власти, что было равносильно присуждению к сожжению на костре.



Парк Гуэля


Любой земле предназначалась господом
своя судьба и свой ментальный шанс...
Как умудрилась область Каталонская
стать матерью изогнутых пространств?

И лапы саламандр на виадучинах,
и змеевидной лавочки панно*, -
всё утверждает в этих формах крученных,
что был он с Сальвадором** заодно!

Что искривляя мир пропорций праведных
и заставляя время течь, как воск,
они чурались геометрий правильных,
прямым углом швыряясь под откос!

Один взводил дома, как суть спонтанную –
концептом прорастающих корней,
другой боготворил жену избранную,
и искривлял мораль в угоду ей...

А в час, когда они прощались с миром пафосным,
схватив Олимпа флаг за черенок,
уже всходил шизофреничный Миро радостный***,
и Каталонию вводил в культурный шок!


*Парк Гуэля - знаменитый парк в верхней части Барселоны, созданный Антонио Гауди в 1900—1914 годах. Представляет собой сочетание садов и жилых зон.

**Сальвадор Дали - родился в Испании 11 мая 1904 года, скончался 23 января 1989.

***Жоан Миро (родился 20 апреля 1893 года) - скульптор, график и живописец из Барселоны извесный во всем мире. Большинство его работ можно увидеть в музее "Фонд Жоана Миро" в парке Монтжуик, но некоторые из них можно встретить, просто гуляя по городу. Каждое из произведений Миро - это танцующий сад, поющий хор, опера, расцвеченная цветами, рождающимися в лучах света.



Монжуик


На горе Монжуик* невысокого роста
открывается вид на поля Стадионьи,
вид на Храм и его сталактитовый остов,
взгляд на жизнь величайших мужей Каталонии...

Этот тихий уют барселонского счастья,
это чудное чувство, что ты уже дома:
здесь ты меньше, чем где-либо, - в денежной власти,
ты, скорее, - в фантазиях, с детства знакомых.

Вот волшебная слаженность стройных фонтанов,
вот виднеются парки Гауди-кумира,
здесь Миро приглашает в музей Великанов
от искусств Каталонии, признанных миром!

Концентрация мысли и чувства в едином
подпространстве судьбы для целованных богом...
Сальвадор здесь любил побродить господином,
круто ус закрутив, в облачении строгом

(он любил приодеться в мундир королевский, -
оба были друзьями похожих форматов!).
Монжуик, говорят, был местечком еврейским,
пока город не выгнал еврейского брата...

Повесть страшных судов из времён иезуитских,
горечь дымных костров из телес человечьих, -
здесь у каменных стен крепотных Монжуика
сочетаются всласть современность и вечность!



*Монжуик - знаменитая гора в столице Каталонии Барселоне. Высота Монжуика составляет 173 м. Здесь Барселона принимала Всемирную выставку 1929 года и летние Олимпийские игры 1992 года. К сооружениям, построенным для Всемирной выставки 1929 года, относится футуристический Магический фонтан с его ежевечерней цветовой подсветкой и Национальный музей искусства Каталонии , хранящий огромное количество произведений каталонских художников. На Монжуике также находится музей вероятно самого известного каталонского художника Жоана Миро — Фонд Жоана Миро, а также крепость Монжуик, построенная в 1640 году, со смотровой площадки которой открывается великолепный вид на город и порт.



Жирона


Музей истории еврейской, что в Жироне* –
одном из каталонских городов...
Эмоций сильных не питала, кроме
дыханья мощного из глубины веков.

И вдруг я поняла - здесь прежде жили

те, кто в ночи на тщательный засов
стальные двери запирали в страхе...
Пусть город спит. Но иезуитских псов
уже науськали тащить евреев к плахе...
Причиной основной для горожан
была их чистоплотность - мыли руки,
давали деньги в рост... Огонь дрожал
и жрал тела в последней страшной муке!

Они бежали, бросивши пожитки...

Прошли века. Истории спираль
раскручивалась с мощным ускореньем!
Уже и Гитлер "Хайль!" свой проорал
беснующимся толпам. С вожделеньем

уничтожать евреев и цыган
решало быдло европейских наций...
Смотрю на современный балаган –
мир даже и не думает меняться!



*Жирона  - город на северо-востоке Испании. При иберах существовала как крепость на дороге в Галлию, от которой сохранились следы стен. Во все времена считалась значительным военным пунктом и часто упоминается в истории войн с маврами, о пребывании которых здесь свидетельствуют сохранившиеся термы. При Карле Великом дважды переходила от мавров к христианам (в 785 и 797 гг.). В 1351 г. король Арагона даровал своему старшему сыну титул герцога Жиронского. В XIV—XV вв. — один из наиболее преуспевающих городов Восточного Средиземноморья со значительной еврейской общиной. Жирона 25 раз подвергалась осаде, но взята была лишь 7 раз. В XVII—XVIII вв. несколько раз переходила к Франции и вновь возвращалась к Испании. Наиболее известна осада Жироны наполеоновскими войсками в 1809 году.



Фигерас


Сальвадору Дали

Здесь замурован саркофаг Дали.
Чутьём художника, любовника прозреньем
ты превращал идеи, что пришли
в шальную голову - в венец своих творений,

в шторма эмоций, в хулиганство тем,
в беспрекословную шизофреничность
сверходарённого среди живущих тел
в Испании! Твою аутентичность,

полёт фантазий, сумасшедший драйв
признали страны, мир, господь и космос!
Маэстро, свыше посланный, не дай
после твоих картин вернуться в косность!

Продли свободный стиль в умах других,
дары Фигераса - в порывах вдохновенных
тех, кто остался жить... И ёмкий штрих
да возродится в пафосе мгновений!

Проси мне горечь. Просто я пришла
здесь постоять на холоде гранита
твоей плиты. Влюблённость привела.
Я - та, чья суть в твоих музеях скрыта...

Я - слон на тонких ножках,
я - глаза, я - баба та, что с ящиками сердца!
(Такой открытой миру жить нельзя,
и надо бы на что-то опереться...)

Фигерас горд присутствием Творца.
А я горда быть впущенной музеем
во дворики и лестницы дворца,
средь сотен изумлённых ротозеев...



*В Фигерасе Дали появился на свет и учился живописи. Его отцом был нотариус, семья жила в хорошем доме в центре города. С 1930 года постоянным жилищем становится Порт-Льигат, но родной город Дали не забыл. В 1961 году Дали пришла в голову идея реконструкции муниципального театра и превращения его в Театр-музей. Музей открылся только спустя 13 лет, считается одним из крупных сюрреалистических объектов в мире. Гигантские яйца и золотые статуи на крыше, краюхи хлеба на стенах, костюм водолаза над входом, внутри – инсталляции «Губы Мэй Уэст» и «Плачущий кадиллак», расписанное панно на потолке «Дворец ветра», из картин золотого периода – «Спектр сексуального влечения» 1932 года. В музее Дали завещал совершить свое погребение, там замурован его саркофаг.



Деревня рыбаков


Деревня Сиурана де Прадес*  -
посёлок в скалах выше Таррагоны,
деревня рыбаков между небес
и "водными складами" Барселоны.

Водохранилищ под горой ультрамарин,
леса на скалах, голубые дали...
Домов немного. Ресторан один.
И множество поверий и преданий...

Вокруг - остатки крепостной стены,
и красная скала, в которой ветер
дыру проделал**. На счету страны
есть и покруче памятки столетий!

Но есть в ней то, что не дано другим –
Скит Богоматери***. А в нём гнездятся пчёлы –
трудяжки вьются у лица... Враги
сюда не ворвались, в портал точёный...

Бывает, что шампанским брызжет кран,
а люд клубится у центральных арок...****
Лик старины рассыпан по горам,
как Ренессанса дорогой подарок!


*Миниатюрная малонаселенная деревушка Сиурана де Прадес раскинулась на Юге Каталонии. Она расположена на высоте 737 метров над уровнем моря на отвесных скалах. При въезде в деревню можно увидеть разрушенную крепость, которую строили еще мавры. Еще в деревне находится небольшая постройка XII-XIII веков — церковь Святой Марии, выполненная в романском стиле. С высоты поселения открывается потрясающая панорама водохранилища Каталонии.
**Дырявая скала – большой красный камень с дырой сделана ветром, на которую можно влезать.
***Скит Богоматери пчел – маленький собор построен из красного камня в 1520 году. Он находится в лесу, под огромном красном камнем. В ските стоит Богоматерь, и её название – Богоматерь пчел, потому что вокруг неё обычно летают пчелы, от которых получают мёд.
****Ренессансный источник, которые был построен в XVI веке из красного камня. Источник символизирует землю и у него есть четыре крана, которые выходят на север, запад, юг и восток. Источник находится на Большой Площади. Летом – вечеринка шампанского, когда из источника льётся шампанское вместо воды.



Коста Брава


"Суровый берег"*. Магеллан готовится
к отплытью от скалистых берегов...**
Мыс, освещённый каталонским солнцем,
к легенде исторической готов.

В пятнадцатом столетьи дружно правили
здесь Фердинанд и Изабелла. Арагон
фрегаты адмиральские направил
в далёкий атлантический прогон.

Шучу, конечно, - летописцы спорили,
когда, куда, откуда, почему, -
но тень от магеллановой истории
досталась побережью моему.

Стою на мысе у крутого берега
и всматриваюсь в море-океан:
отсюда предвкушал свою Америку
отважный легендарный капитан.

А Коста Брава растянулась пляжами
и, ресторанным бизнесом полна, -
рыбалкой, бутиками и продажами.
А сине-бирюзовая волна

всё лижет берег замков исторических
старинных каталонских крепостей,
густых лесов сосновых и величественных
остатков от былых монастырей...



*Коста Брава переводится как "суровый берег".

**На рассвете 3 августа 1492 г. корабли  "Св. Мария", "Пинта" и "Нинья" снялись с якорей. Из Палоса их вывели на веслах к отмели Сальтес в устье Тинго.Впере¬ди за мутной речной водой Тинто катились прозрачные волны океана. За день до этого, 2 августа, истек срок пребывания евреев в Испании. Возможно, выйдя в открытое море, Колумб увидел по¬следние корабли, увозившие изгнанников. Экспедиция Колумба должна была обогатить Испанию, но на его глазах страна беднела, теряя ремесленников, торговцев, грамотных горожан.



Черная Мадонна Монтсеррата


К этому свиданию начинались замети –
закрутил Испанию ветер штормовой!
Серпантином медленным в гору с лёгкой наледью
еле полз автобус наш "майскою" пургой...

Снежное свидание без причин глобальных
отложить немыслимо, - к окончанью дня
"Чёрная Мадонна" в Монсеррате* скальном
в маленькой базилике нынче ждёт меня!

Чёрною святынею славной Каталонии,
сделанной из тополя, в тканях золотых,
в Тронном зале праздничном с мощными колоннами
принимает к милости здравых и больных.

Здравым счастья хочется, - светлого нетленного,
хворым - укрощения болевых химер...
Подойду к "Смугляночке" за благословением,
прикоснусь к заступнице от небесных сфер:

"Всё при мне. Любима я. Да жива пока ещё.
Сколько в счастье пламенном я ещё продлюсь?"-
Чёрной богородице, как на древнем капище,
боязно и истово в ноги поклонюсь...



*Монтсеррат – это гора с уникальной энергетикой. Местные жители утверждают, что здесь можно ощутить дыхание Испании и почувствовать, как бьется сердце Каталонии. Гора Монтсеррат воспета в преданиях. Культ горы, связанный со священной животворящей статуей «Черной Мадонны», которая является покровительницей Барселоны. «Черная Мадонна» – это 95 сантиметровая статуя из черного тополя в золотых одеждах. Каталонцы называют ее ласково «Смугляночка». Она держит на коленях младенца Иисуса Христа. В ее левой руке – сфера, как символ вселенной. В руке младенца – шишка, как символ бесконечной жизни, дарованной нам на небесах. Мадонна находится в базилике. В Тронном зале к алтарю поднимается очередь. Появление этого образа католической церкви относится к 12 веку, автор неизвестен. Есть «Черные мадонны» и в других европейских странах, но только в Испании их насчитывается около пятидесяти.



Французский Коллиур


На мощёных улочках морского Коллиура*,
с видами на море и на замок королевы, –
живо представляются мне происки Амура
за цветными ставнями башни Изабеллы.

Пирс уходит в море улицей широкой.
У кафе художники пишут виды дивные.
Рамочки пустые выставлены в окнах, -
рамкой обрамляются крепости старинные...

Славится художниками местная история:
импрессионизм Матисса - в лодках у причала,
в улочках кривых и во французской кондитории.
А кубизм Пикассо публика встречала
в бликах треугольников водной акватории...

Лично я отметилась в шоколадной лавке
(настоящий фирменный горький шоколад,
по-ручному сделанный!) - в несусветной давке
ломтик счастья горького схвачен наугад...

Так вот, - с шоколадинкой, за щекою тающей, -
набережной томною средь французских дам,
я продифилировала поступью гуляющей
на аллее липовой к церкви Нотр-Дам...



*Коллиур – местечко на юге Франции, в 20 километрах от Испанской границы. Прекрасный, тихий и уютный рыбацкий городок, пропитанный деревенской романтикой XVIII века. Здесь находится королевский замок, где еще в XIV веке жили короли Майорки и Арагона, символ города – церковь Нотр-Дам-дез-Анж. Эта церковь построена на скале, а ее круглая башня когда-то служила маяком. Церковь и ее алтари – необычайной красоты. А старый город позволит вам окунуться в разные мастерские художников фовизма, таких как Матисса, Дерена, Пикассо. Удивительное впечатление создают эти картины, развешанные по домам и улочкам старого города, однако, еще больше впечатляют пустые рамы – знак, что картина была написана именно с этого месте и с этим видом.



Эмпуриа


Тридцать пять искусственных каналов,
сотни вилл испанской Эмпурии*,
а на дальних склонах Пиринеев –
снежных шапок слаломный набор.
Нет свободных лодок у причала.
Кружатся в богемной эйфории
сотни пилигримов водной неги...
Закатилось солнце за собор.

Я бегу фотографов у пирса.
"Не фотогенична", - отвечаю,
но на этот раз попалась в сети
рыжего смешного паренька.
Выбрал ракурс яхты серебристой,
с панорамой приозёрных чаек, -
мы с тобой - счастливые, как дети! -
на тарелке, кичевой слегка...

Красоты Венеции старинной
здесь не встретишь: виллы, яхты, парки.
Но своей экзотики хватает,
и адреналин - доступен всем!
Дремлют бультерьеры у каминов,
в гаражах - машин престижных марки,
и бомонд испанский отдыхает
здесь от стресса, банков и проблемм.



*Есть в Испании удивительное местечко, совсем недалеко от французской границы и в 140 км от Барселоны. Это Эмпуриабрава - маленькая Венеция на побережье Коста Брава. С этим небольшим прибрежным городком произошли настоящие метаморфозы, которые за короткое время превратили его из никому не известного местечка в настоящий богемный центр туризма. Некогда естественные водоемы были преобразованы архитекторами в целую сеть из 35 искусственных каналов, которые пронизывают весь город. Общей протяженностью около 37 км, они имеют выход в море и представляют собой единую судоходную систему.