Фенарета, мать философа Сократа

Гениальные Матери Планеты
Фенарета, мать древнегреческого философа Сократа, V в. до н. э.

Фенарета, мать Сократа, была повивальной бабкой. Вот, собственно, и всё, что известно о матери философа. Однако, если воспользоваться сократовским методом поиска истины, то о Фенарете можно узнать очень многое.

Свои беседы-поучения Сократ, по воспоминаниям учеников, называл «повивальным искусством» (майевтикой), духовным рождением идеи. Многие историки считают, что это выражение было шуткой, «сократовской иронией». На самом деле Сократ говорил об этом совершенно серьёзно, потому что мать он свою любил и почитал её как мудрого учителя.

В беседе с Теэтетом (Диалоги Платона) Сократ спрашивает: «А не слыхал ли ты, что я – сын повитухи, очень опытной и строгой повитухи Фенареты? – Слыхал... – А не слыхал ли ты, что я промышляю тем же ремеслом?.. Славный юноша, доверься мне как сыну повитухи».

Фенарета и Сократ жили две с половиной тысячи лет тому назад. Что значила в то время хорошая повивальная бабка? Наверное, гораздо больше, чем мы привыкли думать.

В древние времена повивальная бабка имела в обществе такой же статус, какое в наше время имеет врач. При этом она совмещала две профессии: врача-акушера и педиатра.

Фенарета была лучшей из повивальных бабок, и люди часто приглашали принимать роды именно её. В любое время суток она была готова выполнять своё высокое предназначение. Мать Сократа являлась к тому же опытным психологом; ведь порой ей приходилось долгими часами находиться у постели роженицы. Фенарета знала, как успокоить страдающую женщину, облегчить боль нежным прикосновением, подбодрить ласковым словом, а иногда и весёлой шуткой.

Направляясь к роженице, Фенарета часто брала с собой маленького Сократа. Сын видел, с каким уважением относились люди к его матери. В то время как Фенарета занималась «повивальным искусством», он сидел с другими детьми недалеко от дома. Сократ чувствовал волнение взрослых, слышал душераздирающие стоны, громкие крики, и это его пугало. Затем выходила его прекрасная мать и с радостью сообщала, что родился новый человек. И все благодарили за это чудо именно её.

В те далёкие времена нередко случались и трагедии: матери и младенцы умирали при родах. Вот при каких обстоятельствах будущий философ начал задумываться о жизни, о счастье, о страданиях, о наказании, о смерти. По дороге домой мама вела с сыном задушевные беседы (диалоги).

Маленький Сократ желал познать всё то неизвестное и таинственное, что происходило во взрослом мире. Фенарета доверительным, порой шутливым тоном, а иногда с печалью в голосе отвечала на его вопросы и при помощи наводящих вопросов заставляла его самого искать ответы. Таким образом мама поощряла любознательность сына и развивала его самостоятельное мышление.

В будущем Сократ считал главным в своей педагогической методике вопросно-ответную систему обучения. Философ считал, что целью воспитания является не заучивание моральных норм и нравственных правил, а развитие мыслительной способности ребёнка. По мнению Сократа, каждый человек уже в детстве должен постичь такие истины как честность, верность, дружба, ответственность, честь. Достижение этих целей философ считал возможным через беседу, диалоги и спор. Цицерон ценил Сократа именно за то, что он первым свёл философию с небес на землю, ввёл её в дома и человеческие отношения.

В своих поучительных диалогах с сыном Фенарета приводила примеры из жизни тех людей, чьи судьбы она прослеживала порой от самого рождения. Многие истории были взяты из её собственных наблюдений, многие унаследованы вместе с даром «повитухи» от матери и бабушки. Подрастая, Сократ всё также продолжал выпытывать у матери и анализировать вместе с ней все счастливые и трагические случаи из её «повивальной» практики.

Весь свой житейский опыт (и не только свой) вместе с нравственными законами добродетели и справедливости как абсолютных божественных истин Фенарета передала сыну.

Не удивительно, что именно этот богатый житейский опыт, унаследованный Сократом от матери, так поразил молодого Платона, ставшего самым преданным его учеником. Сократ разбудил в нём «философский интерес» и настоящую страсть к поиску истины при помощи диалогов. В будущем на этом педагогическом приёме будет выстроена образовательная система в знаменитой Платоновской Академии.

Древние утверждали, что Платон первым облёк свои произведения в форму вопросов и ответов, первым употребил (придумал) термин «диалектика» и аналитический способ исследования, к помощи которого мы прибегли. Однако Платон учился диалектике у Сократа, а Сократ – у своей матери – «повивальной бабки» Фенареты. Таким образом, истоком непревзойдённой философской и педагогической мысли Древней Греции была Гениальная Мать.

Сократ является центральным персонажем практически всех Диалогов Платона. Теперь совершенно очевидно, почему в этих Диалогах интеллектуальная деятельность представлена, как зачатие, беременность, рождение и воспитание. Так, например, в «Симпозиуме» Сократ говорит: «И вот, когда деторождение приближается к прекрасному, оно становится радужным и жизнерадостным, и за зачатием быстро следует рождение. Но, когда деторождение встречается с безобразным, оно преодолевается с трудом и унынием, и, отвернувшись, уходит в себя и не разрешается от бремени, но по-прежнему страдает от него».

«Итак, – продолжает Сократ, – когда родящий уже на сносях, он странным образом взволнован прекрасным, поскольку знает, что обладатель красоты (ребёнок для женщины) положит конец его мучениям. А кто родил и вскормил истинное совершенство, тому достаётся в удел любовь богов, и если кто-либо из людей бывает бессмертен, то именно он (она)».

Приведённый пример показывает, насколько огромным оказалось влияние Фенареты не только на своего сына Сократа, но и на самого Платона.

Всю жизнь Сократ восхищался и преклонялся перед величием матери. По словам Платона, даже в тюрьме, в ожидании приговора, Сократ перекладывал в стих басню Эзопа, которую ему когда-то рассказывала мать, и с нежностью вспоминал эти далёкие дни своего детства. Перед самой смертью, когда самому философу было уже семьдесят, напутствуя юного Теэтета (будущего учёного и философа), Сократ в конце беседы с гордостью напоминает, что речь идёт о «повивальном искусстве», которое он, как и его мать получили от богов. Фенарета получила это искусство для женщин, рождающих детей, Сократ же – для юношей, рождающих прекрасные мысли.