Фиалка вечности

Лидия Кузьмина Сапогова
Завершено в 2006
1я публикация на Проза ру 2015 03 12

Редакция 2017 01 26


Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим,
т.е. фрагментарно изменён и дополнен, найденные ошибки исправлены;
см.  выше дату "ближайшей редакции".




Лидия Кузьмина-Сапогова

ФИАЛКА ВЕЧНОСТИ
                (из старого цикла "РАССКАЗКИ для немаленьких")



"И были дни, как муть опала,
И был один, как аметист".
                Максимилиан Волошин «Второе письмо»
 

"Извечна истина простая:
Свободен — значит, одинок.

...

И на растерянные лица
(Куда нам жизни деть свои?)
Крылом спасительным ложится
Власть государства и семьи.".

Александр Городницкй "Элегия"


«Иду, шепчу колдовские слова,
   Магические, как встарь.
Отдай мне ее! Ты слышишь, Москва?
   Выбрось, как море янтарь!»

Илья Сельвинский   
Из цикла «Алиса» этюд 10




- Забавно, коллега,  «симпозиум» - значит «дружеская пирушка», неплохое название для встречи врачей-наркологов, - заметил профессор Березин, сидящий в углу зала ожидания с видом на летное поле.
Доцент Вихров улыбнулся.
 
Они возвращались с симпозиума - познакомившись недавно, коротко сошлись, несмотря на принадлежность разным поколениям.
Обнаружилась масса интересных тем, так что нелетная погода нисколько не огорчала.

 - Ваш доклад  произвел фурор, научные перспективы несомненны. Пишите докторскую, берите меня в рецензенты.
Молодой человек смутился, поблагодарил и, стремясь отвлечь профессора от своей персоны, спросил:
- Вы говорили: сегодня особенный день. Чем же?

Березин ответил не сразу:
- Простите старого болтуна. Испытываю к вам необъяснимое доверие, словно к давнему другу. Вы умеете слушать, а мне приспичило выговориться. К тому же этой истории не знает никто. Если вы не против, расскажу... по порядку. Тем более что она неким образом относится к нашей профессии.
- Я весь нетерпение, - заверил Вихров.

Коллега положил ему на ладонь старый перстень.
Доцент с интересом рассматривал украшение:
- Ух, красавец! Мой дед ювелир, я немного знаю толк. Оправа простая, но какой удивительный аметист!
- И что вы знаете об этом камне?
- Ну-у… Разновидность кварца, а именно горного хрусталя – единственная из допущенных в группу драгоценных камней. Цвет от бледно-фиолетового до пурпурного, кроваво-красного и  черно-фиолетового. Другие названия - агат пурпурный, амефист, лавандин, пастырский или епископский камень – у  католиков перстни с аметистом вручали епископам при посвящении в сан. Украшает и папский перстень…
С этим камнем связана ваша тайна?

- Все так. Сегодня мой Аметистовый День – годовщина встречи с Олей.
История началась банально: порочный мальчик, рафинированная девочка, случайная встреча на курорте, роман - казалось, проходной.
Я, что называется, прожигал жизнь. Вылетел из института. Позор семьи. Злоупотреблял…  это оч-чень мягко говоря, скажи мне кто в тогдашнее время, что стану наркологом! - помер бы со смеху. Был на краю, деградировал стремительно. По своим теперешним пациентам – их трагедиям -  нетрудно спрогнозировать свой безвременный конец.
Мог оставить бренный мир и того раньше - проиграл сумму даже по нынешним временам солидную, а тогда, казалось, нереально-астрономическую. Партнер-шулер попался не по зубам, в мастерстве меня не превосходил, но мухлевал блестяще.
Оля отдала мне этот перстень перед расставанием: «Заложи и верни долг».
Знала, что говорит – дочь потомственного ювелира, любила и понимала камни. А этот действительно редчайший - по цвету и огранке, соответственно очень дорогой. Подарок родителей на совершеннолетие, камень родившихся в феврале. 
Потом я не раз показывал его знатокам – все были готовы оторвать с руками.
Я не склонен к мистике, но обилие совпадений обескураживает. Вот посудите:  я тоже рожден в феврале. В переводе с греческого «аметист» - «непьяный, неопьяняющий». Еще одно название - «камень Бахуса». Символ надежды и преданности.
В России его звали «архиерейский камень», подносили представителям духовенства как напоминание о данном ими зароке или строгом обете.
Я ломался, не хотел брать - у женщины! Я!... она долго меня убеждала.
Проняла тем, что надо спастись ради любящих меня близких. И ради неё.
"Ну - против лома нет приёма. Верну обязательно», - я театрально поклялся чем-то серьезным, Оля испугалась, просила не считать себя должником: «Не возвращай. Прошу тебя больше не пить и не играть. Дай зарок! Не губи себя».
Я кочевряжился, шутил: мол, не повезло в картах, потому что сказочно повезло в любви.
- Зачем же вы расстались?
- Муж! Не хотела причинять ему боль. Это ее «особинка» в отношении к людям вообще,  может, слишком сильно выраженная, доведенная до крайности - так сказать, акцентуация.
«Человек тем более воспитан, чем меньшее количество людей он ставит в неловкое положение» – эти слова Свифта про нее. Но дело даже не в воспитании – тут черта характера, а может, суть.
Таких женщин больше нет! - я не встречал, во всяком случае. Невероятная «положительность» - без тени занудства. Уникум!
«Надо проверить чувства - временем и расстоянием. Со мной такого не было никогда. Уехать – значит немного умереть... так говорят...
Если поймем., что все по-настоящему, то…  Сейчас мы в горячке, вдруг все быстро пройдет? А создавая наше будущее, придется разрушить мою семью».
Я смеялся: «Разлука для любви – как ветер для огня. Маленькую он гасит, большую раздувает». И не хотел ее отпускать. Но силы оказались неравны: с виду мягкая, нежная девочка обладала незаурядной волей. Сталь, обернутая в бархат. Мальчик понял, что придется уступить, и впервые реально осознал, что такое чувство долга. Мне это всегда было чуждо, казалось глупостью или пошлым притворством. Жил беспечно, одним днем, главным было «хочу – и получу», смысл жизни – исполнение желаний. Наслаждения...
Гедонист хренов.
А тут убедился, что реальное значение могут иметь не только и не столько свои чувства, желания, но и чужие – причем порой даже большее.
Это было откровением и потрясло: не ханжество, не поза, она была естественна во всем.
Да, признаю: рассмотрел и понял это, потому что был влюблен. Если б не чувство, чего ради вникать в такие тонкости? Эти материи меня не интересовали вовсе. А тут все сошлось, и  я был ошарашен: оказывается, меня – меня! – в женщине может интересовать ещё и...душа!
К такому повороту не был готов. Себя не узнавал. Но это новое чувство было восхитительным. Понял, что возможна совсем другая жизнь.
Тогда, наверное, скрипнуло и повернулось Колесо Судьбы.

Говорила: захочешь – найдешь меня, нет – пойму. Ей не нужно было ничего фальшивого.
У  мужиков ведь две извечных проблемы: сначала как завоевать, а потом как отвязаться. Она не стала бы навязываться. Никогда!

Уехала. В тот же вечер меня избили, очнулся под забором.
Перстень остался в потайном кармане, листок с адресом исчез. А я даже не прочел его, не то, что города, фамилии ее не знаю!
Идиотская беспечность! 
Помню одно: Оля говорила, что из ее инициалов можно сложить слово ВИ-ОЛ-А, то есть фиалка. Любила фиалки...

Кстати, одно из названий аметиста – каменная фиалка или фиалка вечности.
 
Говорю же – мистика! Символ моего вечного одиночества.

Тогда все казалось простым, легкодостижимым: надо будет – отыщу, все возможно! Навалились другие проблемы. Заложил перстень, вырвал у скупщика клятву, что выкуплю не позже,  чем через год - легко сказать! Пришлось влезать в кабалу, идти на такой риск! Подробности неинтересны, да и не делают мне чести. Только молодые ослы могут вот так ходить по лезвию ножа.
Однако фортуна сжалилась, к тому же «если у человека есть зачем жить, он может вынести почти любое как».
 
С тех пор не пью и не играю. Как бабка отшептала.

Искал ее долго. Тосковал до помутнения рассудка.
Не нашел...
Восстановился в мединституте. Закончил с красным дипломом, родня ликовала.
 
За годы работы наркологом видел сотни разрушенных жизней. В некоторых четко прорисовывался мой вероятный финал, если б не Оля...
Немало и спасённых –  благодаря моему труду, знаниям. Это личный счет искупления грехов. Каждую свою удачу я посвящаю ей.
 
Хотел обратиться на телевидение, но рассудил, что не имею права. У нее давно сложившаяся жизнь, а тут узнают близкие, вдруг это повредит ей. В детективных агенствах мне отказали – нет зацепок.

Был женат пару раз - не сложилось, да и не могло – это были попытки забыться. Чужие чувства по-прежнему не щадил, хотя обе мои жены, надо сказать, аналогично, так что мы квиты.

Сейчас - свобода, работа взахлёб, достаток до избытка, друзья, хобби, дамы в ассортименте.
Широко известен в узких кругах - авторитет и, так сказать, свадебный генерал... 
Не нова мысль: успех - это то, что нравится   д р у г и м,   но счастье - это... то, что нравится   т е б е. 
«Сижу в президиуме, а счастья нет».
Нет счастья...

Оба молчали.
 
- О, мой рейс. Не провожайте. Визитка у вас – если будете в нашем городе, обязательно навестите.
- Вы тоже!

Оставшись один, доцент вытащил из портмоне черно-белую фотографию молодой женщины в старомодной одежде. Цвет камня в ее перстне было не различить, но оправа…

Он вскочил и бросился к лестнице, сбив с ног бегущего навстречу. Оба синхронно рухнули на пол и очутились нос к носу.

- Вихров, - нащупывая слетевшие очки, прошептал старший. – Вы упомянули, что вашу маму зовут Ольга Андреевна? Да? А когда у нее день рождения?
Младший молча протянул ему фото.

======================================

*Примечание автора

В 1м варианте опубликован в журнале
"Наука и религия"
в 2008

==============================================