Юбилейная медаль

Вадим Гарин
Фото автора 2003г.               

                Зиму кое-как пережили. Уже полтора года мать Ивана Васильевича не вставала с постели. Она перестала разговаривать. Только в знак согласия моргала  выцветшими, когда-то ярко-голубыми испуганными глазками. Они оживлялись, когда видела любимое лакомство – мороженное или наоборот закрывались, когда сын подходил с пузырьком перекиси водорода протирать пролежни.
                На столе вперемежку с лекарствами, памперсами,  ватой и пузырьками лежало извещение из районной администрации о награждении участника войны Долиновой Марии Ивановны очередной юбилейной медалью ко дню Победы.
                Иван Васильевич, вздохнув, повертел в руках бумажку и спросил:
                - Мам, я отъеду ненадолго. Получу твою медаль…  она непонимающе смотрела широко открытыми глазами.

                Когда  могла ходить, сын вывозил её гулять на девятое мая к памятнику неизвестному солдату с вечным огнём. На пиджаке сияли награды, но к юбилейным медалям её отношение было более, чем прохладное. Высоко ценила Мария Ивановна только Орден Красной звезды, полученный в начале 1942 года, гвардейский знак и медаль за оборону Сталинграда.
                Сейчас в её глазах сквозила растерянность. Она просто не понимала о чём идёт речь, ею овладело тревожное беспокойство, вызванное  сборами сына.
                Со словами, "Мам, я быстро вернусь",  Иван Васильевич  с костылём доковылял до старенького жигулёнка, стоящего во дворе, с трудом влез в него и выехал в  арку дома. В районной управе на входе ему объяснили, где выдают юбилейные медали.
                В комнате сидели за столом две женщины неопределённого возраста, а напротив у окна за столом что-то писал пожилой мужчина с колодками медалей и орденов.
                - Скажите пожалуйста, произнёс Иван Васильевич, подойдя к столу, - моей матери пришло извещение на получение юбилейной медали. Вот её документы и мои. Могу ли я  получить медаль?
                - Да, конечно, - ответила сильно накрашенная блондинка с тёмными корешками волос и длинными наклеенными ресницами, - давайте доверенность.
                - Видите ли, - произнес Иван Васильевич, - мне самому уже семьдесят и я инвалид. Мне тяжело ходить. А доверенность для меня дело непростое. Да, и зачем она? Это же не денежный документ! Надо  везти нотариуса домой, деньги платить, мать не ходит… вообщем,  это серьёзная проблема. Да и зачем?  Выдайте мне медаль без доверенности – у меня даже фамилия с мамой одинаковая!
                - Как можно! – заверещала брюнетка помоложе, - вам же русским языком говорят!
                - Иван Васильевич почувствовал, что ему стало жарко в легкой куртке, лицо покраснело,  сердце заколотило и в него вонзились «иголки», но он сдержал себя и, как можно вежливей, повторил просьбу. Правда, допустил ошибку, презрительно назвав медаль, медалькой. Он старался успокоиться, для чего считал про себя до десяти.
                - Если по вашему, это медалька, - продолжала верещать брюнетка, - зачем тогда приходить?

                - Знаете, что мадамы, - сорвался Иван Васильевич, засуньте эту медальку себе в …. Тут он остановился, махнул рукой и повернулся к двери.
                На полпути его остановил спокойный мужской голос:
                - Мужчина, подождите. Вернитесь, - и уже обращаясь к женщинам, он произнёс:
                - Выдайте, пожалуйста, медаль.  Пожилой человек, инвалид… под мою ответственность.
               
                Приехав домой, Иван Васильевич показал маме медаль в коробочке с пластиковой крышкой.

                Она равнодушно посмотрела на неё и закрыла глаза.