Перекат

Анатолий Акуль
После окончания университета Андрей временно устроился школьным учителем. Преподавал физику девятиклассником. Он старался ограничиться только вопросами физики, но как свойственно его натуре и, вообще, молодости, увлекся и всецело включился в классную жизнь.

Класс был самый обычный. Никто не интересовался учебой. Какие – то мелкие разборки были главным делом ребят. Два довольно тупых парня верховодили. Остальные были сами по себе, и каждый занимался собой. Ребята побогаче старались подчеркнуть свое положение и одеждой, и электронными устройствами. И мальчики и девочки, говорили на модном сленге, грубили друг другу и учителям.

 Однако, Андрею довольно быстро удалось увлечь ребят сначала величием физики и её безграничными возможностями изменять мир, а потом потихоньку и втянуть в культурную программу.

 Они ходили на просмотры интересных фильмов, о которых раньше и не слыхали, смотрели и модные ленты, обсуждали, спорили. Обстановка в классе стала совсем другой. Прежние фавориты ушли в тень, все стали, как бы равными. Трудно теперь было кого – то обидеть или постоянно издеваться, как это было раньше. Организовал Андрей и спортивную программу. Кого-то в секции пристроил, остальных собирал играть в футбол, бегать на лыжах. Андрея все очень любили. Он был главным при решении всех споров.


Был у Андрея один недостаток. Андрей все свои мероприятия  проводил, в основном, с мальчиками. Девочек он перепоручил учительницам географии и литературы. Возможно, он опасался этих влюбчивых дур.  Про его подружку мало кто знал. Видели его в её обществе не часто. Прятал Андрей свою личную жизнь. Однако, ребята подсознательно перенесли его поведение на свое отношение к девочкам. В классе почти не было ухаживаний и парочек. Это надолго въелось в некоторых парней и даже проявлялось  еще после школы. На школьных встречах уже ребята из всех классов приходили с женами или близкими подругами, а из класса Андрея были всё больше холостяки. Они собирались своей мужской компанией,  и, кажется, не  завидовали тем, кто оказался связанным семейными путами.
 
К летним каникулам ребята стали просить Андрея пойти в поход. Девчонкам даже не предлагали. Да и их родители не очень поддерживали идею похода. Собралось в поход двенадцать ребят.
 
В походе было очень весело и хорошо, хотя некоторым большие пешие переходы по полям и лесам были тяжеловаты. Но все терпели трудности. Дружно ставили палатки, разжигали костер, варили еду, пели песни под гитару. Были маленькие приключения: то с местными ребятами конфликт, то  в садах, огородах и на полях сторож погонится, то затеют футбольный или волейбольный матч с местными. Погода бывала разная. Были и дожди, и мокрая одежда и палатки, сырые дрова не хотели разгораться. Были и очень жаркие дни, когда все мечтали о глотке воды.

В один такой жаркий день ребята вышли на берег Днепра. Посыпались шутки:
- Чуден Днепр,

- Где эта птица, которая только до середины Днепра долетает?

- Реве та стогне Дніпр широкий,
  Сердитий вітер завива,

Все хотели купаться. Место было очень хорошее. Песчаный пляж. Быстро разделись и полезли в воду.

- Стойте! – крикнул Андрей – Место не знакомое. Течение сильное. Дальше, чем по грудь, не заходить.

Андрей остался на берегу. Метрах в пяти от берега глубина была по грудь, и ребята, послушавшись Андрея, стали там плавать. Однако пятеро ребят решили все - таки зайти подальше. Оказалось, что дальше глубина резко уменьшалась и ребята, не нарушая запрета Андрея, двинулись дальше.  По началу вода им была чуть выше колен, метров через пять по пояс и чуть дальше по грудь.
 
- Дальше не ходить – крикнул Андрей.

Ребята повернули и пошли назад. Их немного сносило по течению.

Неожиданно они поплыли и стали кричать:

- Тонем! Тонем!

Те, кто купался на берегу, кричали:

- Хватайтесь за соломинку!

- Сейчас за спасательным кругом сбегаем!

Вдруг Саша, который купался у берега, но был ближе всех к плывущим крикнул:

- Правда, тонут! Вася плавать не умеет! Тонет! И Витька тоже.
 
Все вдруг увидели огромные от ужаса глаза Васи на абсолютно белом лице и его неловкие хаотичные движения руками.

Саша поплыл навстречу.
 
- Нет – закричал Андрей – Всем взяться за руки и цепочкой вперед. Не плыть!

Андрей уже бросился в воду и мощным кролем плыл к ребятам.

Смерть была рядом.
 
Однако ребята, которые оказались в беде,  не спасовали. Они поплыли рядом с Васей, поддерживали его и толкали к берегу. А Витю спасал самый слабый мальчик Женя. Его ребята обычно дразнили: - «Женечка! Женечка» , как будто девчонку. Оказалось, он хорошо плавал, и умел спасать. Он  перевернул Витю на спину, ловко подхватил его левой рукой, а правой греб к берегу. Андрей помог вытаскивать Васю. Ребята, которые плавали у берега,  а теперь держась за руки, создали цепочку, принимали обессилевших утопающих и тащили их к берегу.

Потихоньку к утопающим возвращался нормальный цвет лица и глаза уменьшились до обычных размеров.

Договорились, что после возвращения домой про этот случай рассказывать не будут.
 
- Коварная река. Это был перекат – сказал Андрей.

Перека;т — мелководный участок русла реки.
Обычно перекат сложен рыхлыми отложениями (аллювием), пересекает русло и имеет вид вала: с пологим скатом, обращенным против течения, или с крутым скатом, обращенным по течению.
Перекат образуется в результате неравномерного размыва русла водным потоком и отложения наносов.