Воспоминание 13. Лейтинант. Служба в Германии

Валентина Попова
 
      Опять началась однообразная жизнь. Так я прослужил  1945 год, 1946 год, 1947 год, 1948 год,  1949 год. И только в начале 1950 года стали демобилизовывать  мой возраст. Так как  я был членом партии, в конце  апреля меня отправили в политическое училище города Ярославля. Перед отправлением  меня спросили:» кем ты хотел работать в мирное время?» Я ответил, что учителем истории. Тогда мне и посоветовали, остаться служить, так как учить истории можно и в армии. Об этом решении я никогда не пожалел.
     Вместе со мной в вагоне  ехал демобилизованный старший сержант. Его родители жили в Бресте, но ему очень хотелось попасть в Москву, к дяде профессору. Приехали мы в Москву  1-го Мая 1950  года. Быстро нашли дядю. Дядя, его жена и дочь очень хорошо нас встретили, стол был праздничный. Дядя внимательно слушал наши рассказы о войне.  После обеда я  сказал, что у меня на Неглинной  улице живет брат и мне надо попасть к нему. Они меня проводили,  брат меня не ожидал, он уже был женат и у него был трехлетний сын Виктор. Встретили меня очень хорошо.
   
     3-го Мая я поехал в Ярославль в училище. Учился я всего четыре месяца, мы сдали экзамены за полный курс и нам присвоили воинское звание – лейтенант.
     Из Москвы приехал подполковник для распределения нас по частям. Он вызывал на беседу по одному. Я вошел в кабинет. Подполковник спросил, где я хочу служить, то есть в какой округ хочу попасть. Я ответил, что в московский  ВО. «Нет»- ответил он, ты должен послужить в Германии. Мне не хотелось ехать в Германию, мне уже было  25 лет, а в Германию отправляли на три года, а потом заменяли другим офицером. Тогда я ответил, что мне уже 25 лет, пора жениться   и, вообще, у меня  один из братьев был в плену.
     Подполковник  объяснил, что самолично  он решение не принимает, обо всем он доложит в Главном политическом управлении (ГПУ), но решение ГПУ будет окончательным. Через пять дней подполковник вернулся и зачитал приказ Министра обороны о направлении офицеров в тот или иной округ.
     Согласно приказу я направлялся в группу советских  оккупационных войск Германии (ГСОвГ) на три года. Конечно, приказы не обсуждаются, а выполняются. Нам выдали матрацную наволочку, две простыни и две наволочки на подушку, все это я оставил  у родителей в деревне. Также выдали отпускной билет сроком на 30 суток и проездные документы в деревню и обратно в Ярославль. Отпуск прошел хорошо, да и люди в деревне стали жить лучше, в каждом хозяйстве были корова, свинья, овцы, куры, утки. По окончании отпуска я вернулся в Ярославль. В Германию были отобраны 10 человек.
 
      2 ноября 1950 года я прибыл со своими товарищами в Москву. Старший, который нас сопровождал, сказал, что из Москвы мы будем выезжать 8 ноября с Белорусского вокзала. Сбор в 15 часов. Я отправился к брату Николаю и его жене Марии. Пять дней прожил у них, а 8 ноября прибыл на вокзал.
     10 ноября прибыли в пограничный город - Франкфурт. Нам выдали по 200 марок. Мы были удивлены, что улицы города были чистыми, немцы и немки хорошо одетыми  по сравнению с СССР. Не было грязных, оборванных людей, на улицах не было нищих. На другой день меня и двух моих товарищей отправили  в город Ратенов, на земле Бранденбург, что в 70 километрах западнее Берлина. Меня в 65 тяжеломинометную бригаду, а их в 18 артиллерийскую бригаду 6 корпуса. Офицерский состав встретил меня хорошо. Меня назначили зам. командира батареи по политической части.
     В батарее было четыре миномета, калибр их 160 мм, вес мины 48 килограммов. Таких минометов во время войны не было. В дивизионе было 4 батареи.
     Нужно отметить, что нас во Франкфурте хорошо проинструктировали и сообщили, что в частях введен « сухой закон». Офицеры проживали в общежитиях,  питание в офицерской столовой, но когда я прибыл в комнату общежития, где располагались четыре офицера ( комбат, два командира взвода и командир взвода управления), из других комнат  пришли офицеры и принесли водку, закуску и устроили гуляние.
     Водку им поставляла немка в определенное ими место ( через забор), так как офицеров  в город не пускали, а также немки, которые работали  в части в качестве уборщиц. На  проходных воротах дежурил всегда офицер и три солдата. Офицеру было приказано, чтобы он производил осмотр сумок у немок. Если он обнаруживает в сумке водку, то спрашивает- кому? Она отвечает - такому-то офицеру. Он не отбирает водку, зная о том, что и он завтра у неё сможет заказать. В комнате общежития для меня была поставлена кровать, тумбочка, стул.
     Солдаты и офицеры выполняли свой воинский долг прекрасно. Отлично знали  технику и умело ее применяли на полигоне во время стрельбы. Команды «тревога» были часто, кроме того раз в месяц проводилась  ночная неделя. В 18 часов вечера - подъем, а в 11 часов утра – отбой. В 20 часов- завтрак, а в два часа ночи –обед и в 8  часов утра – ужин.
     В мае выезжали в лагерь Альтенграбов, округ Магдебург. Там  был большой полигон. На нем были заготовлены окопы и траншеи, макеты танков и машин. Офицер должен  на учениях всегда носить с собой  чемоданчик, в котором определенное количество консервов, 100  немецких марок, полотенце, мыло и бутылка коньяка. После окончания учения содержимое чемодана пополнялось.