На Волго - Балте

Владимир Островитянин
            Записано со слов моего товарища Саши Николаенко.

         1962 году  меня 17-летнего паренька, недавнего детдомовца вызвали  в комитет комсомола Саранского приборостроительного завода и сказали: « Надо ехать!» 

   И вот мы  комсомольцы – "добровольцы" прибыли  на станцию  Лодейное поле. После войны прошло уже много лет, а город стоял разрушенный. Колючая проволока на столбах в местах прежних боев. Повезли нас автобусом в Вытегру. Там находился трест ВолгоБалтстроя.

     Определили плотником - бетонщиком в 421-е стройуправление. Запомнил фамилию начальника -  Трахман. Направили меня в поселок Новинки на 5-й шлюз бетонщиком, выдали вибратор.
     Бетона за смену принимали по 300 МАЗов. Заливали стенной блок шлюза. Вокруг густо торчит металлическая арматура. А я работаю этой тяжеленной «дурой». Таскал я ее неделю, потом мастер меня пожалел и послал на приемку бетона.  Надо было поднять задний борт самосвала и принять  раствор в бадью. Потом зацепить бадью стропами. Хорошо, когда машины делали первые рейсы. А потом столько застывало бетона на бортах, что отскребая его, я однажды чуть не погиб.

     Затем меня направили выгружать цемент с баржи. Надо было насыпать его в мешки и грузить на плечи напарнику. Разумеется, ни о каких респираторах мы тогда не подозревали.

    После послали делать лежневку через болото. Лес подвозили по каналу Мариинской системы. Она была построена еще при Петре Первом. В мое время еще работали деревянные шлюзы  и женщины вручную крутили огромные колеса, открывая и закрывая шлюзовые ворота.
 
    Кругом были лагеря заключенных. Они делали самую тяжелую работу готовили ложе канала, а у Онеги одни валуны. После выдачи зарплаты вольняшкам  в магазины привозили спирт. Дальше мужики напивались, дрались, резались, а утром приезжал суд. И, глядишь, через пару дней он опять работает с тобой, но уже как заключенный.

     Ближайший лагерь был в Белоусово и там же  бетонный завод. Шофера зарабатывали за количество рейсов.  Дорога узкая и заключенных возили на работу на автомобилях, а на встречу летит МАЗ с бетоном. Врезается в машину зэков и… море трупов. Вот так многие и остались там навечно.

          Удалось побывать и на Онеге. Медведи там спокойно выходили на дорогу. Осенью направили нас помогать в колхоз. Запомнилось название – «Заря». Целый день ехали на тракторных санях  по тайге. Попутно с нами везли в магазин продукты и водку. Тракторист и пассажиры  напились, трактор сломался.

    Шли потом часов 10 пешком.  Пришли в село. Дворов много, а жителей мало. Электричества нет, радио на батареях. Люди в жизни не видели автомашин.  Озеро рядом большое.  Сетями они не ловили, а забивали колья один к одному и так спиралью, а в центре  круг-ловушка. А когда надо рыбы с лодки черпали там сачком.
 Однажды я увидел, как местный охотник застрелил медведя. Таких огромных я  видел потом только в кино,  где показывали  про приключения на Аляске. А здоровенные окуни клевали на листочки жести, что вырезали из консервных банок.  Местные пекли вкуснейшие пироги-шаньги с рыбой.