Бабушкин сундук. Из повести В лабиринтах памяти

Елена Вознесенская
        Был у бабушки Ули заветный сундук под замком. Когда она его открывала, в нос ударял запах махорки, пересыпанной между шерстяными поневами от моли, и всегда хотелось докопаться до дна. Но чаще всего доставалась какая-нибудь вещь и он захлопывался, не давая ничего рассмотреть, кроме лежащей сверху длинной косы толщиной в руку взрослой женщины. На моё любопытное: «Чья это?»- баба Уля ответила: «А моя – у меня волос в молодости был такой густой, что не помещался в кичку – вот и выстригала по несколько прядей, да и сплетала в косу. Ты смотри, свои волосы тоже не бросай где попало – собирай и прячь, а то худо будет!» Спасибо бабушке – волосы она мне подарила отменные. И сейчас в 65 лет они густые и нет необходимости их красить. Но тогда, глядя на её тонкие косички с вплетенными марлевыми  ленточками я ей не очень поверила.
       Опорожнялся сундук до дна раз в год – в жаркий солнечный день доставалось все добро для просушки. Чего там только не было! Скатанное в рулоны тонкое отбеленное льняное полотно, льняные и «бумажные» (из х/б ниток) скатерти, украшенные кружевами и вышивкой, расшитые рушники, пестрые шерстяные поневы в клеточку, расшитые льняные рубахи и фартуки,  пестрые оборы для онуч, рулончики кружев!... И все это сделано её руками!  Но главные сокровища – расшитые бисером и лентами головные уборы. Я не запомнила их названия, но дух захватывало от этой красоты.  Её скатерти, половички и рушники все ещё хранятся у правнуков, да и у меня есть три полотенца и  два половичка, которые напоминают мне о моей любимой бабуле.Долго после её смерти сундук стоял нетронутым. Но однажды приехали в деревню посланцы то ли театра, то ли музея и за гроши купили  все бабушкины праздничные наряды, часть рушников и её роскошную косу.
        Как сейчас вижу бабулю в праздничном наряде, изготовленном её ловкими и умелыми руками до самой последней ниточки! Прежде всего надевалась льняная белая рубаха с воротом, лифом и широкими присборенными рукавами, расшитыми мелким (2х2 нити)сплошным крестом изумительными красно-черно-белыми орнаментами.Подол украшен тонким, но широким ажурным кружевом.  На рубаху надевалась самотканая шерстяная коричневая понёва с пёстрым орнаментом понизу, расчерченная жёлтыми и зелеными тонкими линиями в крупную клетку. Сверху надевался фартук,впереди длиной до подола понёвы, а сзади до талии, как жилетка.Фартук так же сплошь расшит таким же мелким крестом и ещё украшенный кружевами и лентами.На голове - удивительной красоты бисерный головной убор(не помню, как он назывался)с яркими красными лентами.
А на ногах - сплетенные дедушкой праздничные лапотки из узких лык. Ноги обернуты самоткаными выбеленными онучами и обвязаны пестрыми, ручного плетения оборами. А если добавить, что коса бабушки не вмешалась в кичку(это такой небольшой чехольчик для свёрнутой косы), то можно представить, как это было красиво! У нас в области много фольклорных коллективов, но ничего подобного я теперь не вижу. А бабушкин наряд так и стоит в глазах, как наяву.
          Всю эту красоту бабушка надевала по большим праздникам: на Пасху, на Троицу, на Рождество. На Троицу всю избу украшали березовыми ветками и бабушка с невесткой и соседками уходили «в лог  - завивать венки и водить карагод (хороводы)». Жалею, что меня туда ни разу не взяли. Теперь это игрище уже нигде не увидеть.