О Генрихе Фуксе

Малахитовая Шкатулка
Автор Стрельцова Валентина Сергеевна.

Генрих Фукс.
Об удивительном человеке мой рассказ. Сначала я услышала это имя, когда с группой студентов посетила заводской музей АТЗ и остановилась перед бюстом одного человека, совершенно мне незнакомого. «Кто таков?» - спросила я. «Это автопортрет нашего заводского скульптора Фукса Г.Г.,» - было сказано в ответ. Фамилия довольно таки редкая и мне, преподавателю немецкого языка, конечно же,  кое-что сказала. При внимательном взгляде на бюст охарактеризовала я этого человека: решительный, волевой, энергичный, с огромным запасом душевных сил и красоты.
  Потом была встреча со скульптурной работой Фукса «Мститель».  «Мститель» -  это человек из легенды: орлиный взгляд, молодцеватая осанка, великолепная посадка головы. Папаха и бурка на плечах. Что-то в образе от Чапаева, но более решительный и намного суровей. Этот бюст Фукс в 1970 году и подарил его музею. Уже позже я познакомилась с другими работами скульптора.
Батраков.
 Открытие этого бюста было отмечено очень празднично. В Рубцовск был приглашен сам Герой Советского Союза, и в школьном музее состоялась встреча Фукса и Батракова и знакомство, которое потом продолжалось до самой смерти Батракова.
В тот день школьный музей был полон гостей, мне рассказала об этом руководитель школьного музея Прохоренко М.  Оказалось, что и бюст Петрова, и бюст Рублевского,  и бюст Добродомова, и бюст Федоренко – тоже его работы. Также М.П. Прохоренко сообщила мне о дружбе школьников из школы №2 с Г.Г.Фуксом. Об их  взаимопосещениях, чаепитиях и прочих приятных событиях. Сказала, что они создали альбом, посвящённый Генриху Генриховичу, и я попросила этот альбом на пару дней. Из этого альбома я впервые почерпнула сведения о скульпторе, познакомиться с которым я уже тогда мечтала.
Альбом в моих руках заговорил.
В городе Астрахани на Волге в 1903 году родился Генрих Фукс.
Потом жил в Баку, где и окончил вечернюю школу и училище, стал слесарем. В 1920 году с группой товарищей по заводу пошёл добровольно громить интервентов.  В 1923 году вернулся к станку на завод. В 1925 году вступил в ВКПБ. В 1928 году был выдвинут коллективом и направлен на работу ответственного секретаря РКИ бакинского совета. В 1930 году поступил в Ленинградский коммунистический университет, окончив который поехал в город Энгельс, где работал заведующим по партийным кадрам в городском комитете партии.
Война прервала размеренную жизнь семьи Фукса, и им пришлось перенести все те тяготы, какие выпали на долю русских немцев. Пе-ресыльные лагеря, телятники, вокзалы, грязь и голод. В 1948 году прибыла семья в Рубцовск, где Генрих Фукс работал до самой пенсии инженером по технике безопасности на АТЗ.
 До 1948 года  пришлось ему поработать редактором газеты Шипуновского района. С добросовестностью и ответственностью относился Генрих Генрихович к любой работе и никогда не отступал ни на шаг от своих убеждений и верности данному слову. Работал он и заведующим МТС у П.Бахолдиной – героини соцтруда, женщины справедливой и умной. Именно она  заметила трудолюбие и самоотверженность Фукса и предложила ему эту должность.
В 1963 году вышел на пенсию.
- А как же с любовью к искусству? – спросите Вы.
Только уйдя на пенсию, он смог серьёзно заняться тем, к чему в юности тянулся он всей душой. Оставшиеся годы своей жизни он отдал скульптуре, и здесь ему удалось сказать своё слово. Достаточно посетить городские музеи, чтобы убедиться в справедливости этих слов.
В школьном музее стояла я перед недавно созданным бюстом И.С, Федоренко. При открытии этого бюста присутствовали родные солдата. Их встреча с сыном и братом была трогательной. Бюст был сделан по простой фотографии, где Федоренко был сфотографирован ещё юным человеком.
Художник же силой своего воображения представил зрителям  воина – освободителя, мужчину, способного на героический подвиг и даже смерть во имя родины. Посмертное звание героя Советского Союза тому свидетельство. Сурово сдвинутые брови, твёрдо сжатые губы, гордо вскинутая голова заставляют поверить в готовность этого воина отдать жизнь за отчизну.
 Всё это о скульпторе я узнала из школьного альбома, заполненного рукой самого Генриха Генриховича. Там же увидела я несколько фотографий.  Среди них фотографию  жены и друга скульптора  Анаиду Минаеву . Узнала также, что Фукс неизменный участник всех городских художественных выставок. Однажды он представил целую галерею сатирических фигур под названием : «Кто мешает нам жить?» Часть из них и сегодня хранятся в музее «История медицины на Алтае». Было это в 1976 году. За свои работы скульптор был награждён  дипломами первой, второй и третьей степеней. Позже, в 1989 году ему присвоили звание  «Почётного гражданина города Рубцовска». Ну как было не гордиться таким человеком?
 В конце концов,  осуществилась моя давняя мечта, я познакомилась с ним и его семьёй лично. Мне кажется, что это было приятно не только мне. Удивило Генриха Генриховича, что я так детально знакома с его работами и даже биографией.  Мой интерес к нему не остался незамеченным.  О его дальнейшей творческой жизни я уже узнала от него лично, о его планах по созданию скульптуры  Михаила  Рубцова.  Его сомнения и трудности, возникшие в связи с этим, не были  для меня тайной.
Видела я и его первую заготовку из пластилина: мужика с котомкой за спиной, а потом и скульптуру в готовом виде на обозрении в городском музее. Мне известны мотивы, вызвавшие у скульптора желание создать бюст Шукшина.  Всё, что я могла найти в городе о Шукшине, я представила Фуксу. И наше общее увлечение этим человеком осуществилось в прекрасно схваченном душевном надломе в облике, мало похожем на примелькавшиеся повсюду фотографии. Бюст был установлен в школьном читальном зале.Хотя это единственный на то время бюст Шукшина,  по моему мнению, его место в городском музее.
Если проследить по календарю, чем был занят скульптор до своего юбилея, то вы удивитесь, что в таком преклонном возрасте редкий день он не прикасался к гипсу. Бюсты Кондратюка, Геблера, Островского, всего 46 бюстовых скульптур успел он сделать. Умер в девяносто пять  лет, не упустив понапрасну ни одного дня из своей жизни.
В честь столетия Рубцовска к скульптору Генриху Фуксу обратились из городского музея с просьбой сделать скульптуру основателя города Михаила Рубцова.
Фукс дал согласие, но был в полной нерешительности, как осуществить задание. Ведь кроме плохонькой фотографии ничего нет в его распоряжении, да и то фото совершенно непригодное: только очертание, никакой фотогеничности даже не просматривалось.
В поисках исходного материала посетил он заводской музей и там ему предложили имеющиеся в наличии две фографии Рубцова. Одна из них явно стилизованная под лихого мужика с закрученным усом и дерзким взглядом. Другая – копия имеющейся у него на руках, но более чёткая, более рельефная, лучше сохранившаяся. Скудно, бедно, но что-то уже было у художника для начала.
   Начались поиски людей, знавших лично Михаила. Ещё были живы старики, что помнили Рубцова. Они скажут, что представлял из себя этот мужичок: что любил, чего хотел, как выглядел и прочее.
Постепенно образ первопроходца стал формироваться. Со слов старожила узнаёт мастер, что Рубцов был человеком живым и решительным. Горяч на слово, да и на руку. Служил в царской армии и был награждён орденом «Святого Георгия». Все эти сведения оживили созданный в воображении облик Михаила. И вот сделан первый макет. Я видела его. Это была Фигура в три четверти крупного бородатого мужика с посохом в руке и заплечным мешком, затянутым бечевой. Прищурив глаза, смотрит он из-под козырька порядком поношенного картуза на степь, что раскинулась до горизонта. Раздумье в его лице. Одет в суконную поддёвку – одежда крестьян среднего достатка. Он пришёл сюда из центральной России в поисках земли, где можно не без пользы приложить свои силы и знания. Он не одинок. За ним люди, семьи. Они доверяют ему, ждут от него решительного слова и помощи. Ведь он один из всех обучен грамоте и знает, как вести тяжбу, знает к кому обратиться и кому писать жалобу. Ведь он годами вёл переписку с губернатором города Томска, ожидая разрешения на земельный надел для односельчан. Вскоре работа подошла к концу, она одобрена знавшими Михаила Рубцова стариками и нашла своё место в городском музее и мы сегодня имеем возможность увидеть эту статую собственными глазами.

 
Автор Стрельцова В. С. не имеет доступа к интернету . Статья опубликована  с согласия автора.