16. Танец

Владимир Морозов 5
ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 16. "ТАНЕЦ" (ФРЕСКА).


            Теперь хотелось бы посмотреть на живописные произведения разных эпох и разных направлений, идя постепенно от старых времён к современности.

     Это интересно не только в смысле ознакомления с самой живописью. Искусство изменяется соответственно жизни, и размышляя о разных этапах искусства, придётся поневоле коснуться и самой жизни на разных её исторических стадиях.


            Фреска (настенная роспись), названная "Танец", относится к этрусскому искусству 5-го века до нашей эры, - ей, следовательно, уже 2,5 тысячи лет!

     Странно думать, что вот когда-то какой-то неизвестный нам автор расписывал стену, и мы через 2,5 тысячи лет смотрим на это изображение и рассуждаем о нём.

     Невольно думаешь: что бы себе такое сделать, чтоб об этом говорили и через 25 веков?

     Шутка, конечно. Но всё-таки "белая зависть" к этому автору действительно возникает.


            Этруски - это особый народ, живший в древности на территории современной Италии ещё до возникновения Рима и постепенно растворившийся в общем народе Римской империи.



            Глядя на это изображение, очень трудно назвать то искусство недостаточно ещё развитым. Да, многие художественные средства, применяющиеся сейчас, ещё не были известны тем людям. Фигуры изображены плоско, контуры тел очень упрощены, деревья схематичны.

     Но при этом вся роспись наполнена подлинным искусством в очень большой мере.

     Очевидно, уровень искусства не столько зависит от развитости его средств и приёмов, сколько от искреннего чувствования художником настоящей красоты.

     С развитием человечества средства и приёмы всё более обогащаются, но искреннее чувствование подлинной красоты возникает рано, тогда, когда человек становится человеком, пусть ещё и несовершенным в техническом отношении. И наоборот, на более технически высоких этапах это чувствование может по каким-то причинам уменьшаться или уклоняться с правильного пути. И мы действительно можем видеть немало произведений, исполненных богато в смысле средств и приёмов, но бедных по своему внутреннему духу.


            Обаяние этой фреске придают три фактора: потрясающая ритмика, волнующая символика и впечатление одухотворенности.

     Ритмика создана динамичными разворотами фигур, особыми положениями рук и ног, талантливой взаимодополняющей сочетаемостью движений обоих танцоров и линий их одежд.

     Символика произведения очень трогательна и легко понятна. Ощущение простора неба. В центре - строгое дерево, летящая птица. Левое дерево кажется распускающим почки. Это нечто весеннее, рождение чего-то молодого, нового.

     Одухотворённость произведения вообще считается одним из важнейших признаков настоящего искусства. Замечательный испанский поэт Федерико Лорка говорил, что задача поэта именно в том и состоит, чтобы одушевлять вещи, то есть наделять вещи душой.

     Как древний автор достигает здесь этой цели? Очень трудно указать все детали. Очень многое служит этому, - и цель действительно достигается. Этому служат и цвета фрески, и в частности, красные и синие цвета одежд, сочетающиеся с общей светлостью фона и всего изображения. Этому служит и характерный взгляд одного из танцоров прямо в небо. А обратите внимание на место сближения их рук в самом центре картины на фоне символического юного деревца, - какая замечательная художественная точка!

     Впрочем, зачем многословие. Конечно, вы всё это видите и сами.



            Извините за умничанье, но невольно вспоминается определение красоты, данное философом Гегелем: "Красота - это чувственная форма истины."

     То есть он имеет в виду, что то, что является подлинной истиной в её абсолютном великом смысле, одновременно возбуждает в людях и ощущение великой красоты.

     "Истинное" и "красивое", по Гегелю, не отдельные, самостоятельные, а две связанные в одно категории, две стороны одного и того же. То, что истинно, то и прекрасно.

     Не будем, конечно, оценивать это определение с точки зрения правильной философии. Но скажем только, что если это так, то налицо различие между учёными и художниками.
    
     Учёные логически ищут истину, шаг за шагом открывают её по частям через доказательства и опыты. А художественные натуры, не зная истины, ещё не открыв её логически, уже предчувствуют её через ощущение настоящей красоты.

     На древних этапах развития человечества, когда наука ещё не была достаточно развита, это особенно заметно.