Подруги детства. Вера

Нина Джос
               

    Долго думала, стоит ли доставать из памяти столь горькие моей душе воспоминания?  Наконец решилась, только имя подруги изменила по понятным причинам.
   С Верой я подружилась во втором классе - мы вместе учились и сидели за одной партой в школе. Я училась хорошо и давала ей списывать задачки, а также подсказывала на уроках. Вера была тихой, незаметной девочкой из многодетной семьи.   
   - Какая бесцветная и бесхарактерная девочка! - восклицала моя мама. - Неужели тебе с ней интересно?  И что между вами общего? – однако, дружить нам она не запрещала.
     Я стала часто бывать у Веры в гостях. В четырехкомнатной квартире жила большая семья - отец с матерью, шестеро детей и старшая сестра матери - тётя Поля, старая дева, помогавшая многодетной сестре по хозяйству. В их доме всегда пахло полынью - тётя Поля делала из этой травы веники и держала их в туалете и прихожей вместо освежителя воздуха. Отец Веры был телевизионным мастером. В их квартире вечно стояли разобранные на части телевизоры, и отец сосредоточенно копался в них.  Под руками мастера очередной "ящик" вдруг оживал и начинал  громко играть музыку и мелькать экраном.
    У Веры с сестрой была отдельная комната, где мы и проводили время, делая вместе уроки и обсуждая творческие планы. Моя подруга была младшей из шести детей, а старшим братьям - близнецам было уже за двадцать. Оба брата носили толстые очки и были со странностями - они закончили школу для умственно отсталых детей, и теперь где-то работали. Я их побаивалась. А взрослые говорили, что у них в семье дурная наследственность - однажды отец Веры упал на гололеде и сильно ударился головой. Тогда у него случилось сотрясение мозгов, спровоцировавшее психическое расстройство. После лечения он восстановился и продолжал копаться в телевизорах.
    Несмотря на большую семью, Вера была очень одиноким ребёнком. Никому до неё не было дела, все жили своей жизнью. Девочку никто не контролировал , и поэтому она могла сопровождать меня в походах и экспедициях. Вера была моим Санчо Пансой, оруженосцем, всегда готовым последовать туда, куда мне взбредёт в голову.
     Как и все нормальные дети, я была озабочена на тему "Кем быть?". Меня всегда  интересовала история, о машине времени мечтаю даже сейчас. В те годы у меня был свой детский музей в кладовке, которую мне выделила мама для игрушек. В музее были отделы: палеонтологический - там были собственноручно нарисованные динозавры, хранились аммониты, белемниты, прозванные в народе "чертовы пальцы", кусочки окаменелого дерева и папоротника - все то, что удалось собрать на берегу Волги.
 
    В историческом отделе были старинные деньги, пожелтелые журналы, коллекция старинных открыток. В геологическом я разместила разные камни - минералы.  Кстати, к камням неравнодушна по сей день. А тогда собрала коллекцию, где самыми любимыми камнем был железный колчедан. Если чиркать по нему иголкой в темноте - летели искры, как бенгальские огни. Этот аттракцион я показывала своим подружкам и имела неизменный успех.
    Для пополнения коллекции, часто затевала походы на берег Волги - это было примерно в двух километрах от дома, а идти надо было через лесопосадки. Одной скучно и страшно, а с Верой за компанию очень даже интересно, ведь она разделяла и поддерживала все мои увлечения.
    После уроков и дотемна мы бродили по окрестностям городка в поисках чего интересного. А я в те годы мечтала найти скелет мамонта, такой же , какой видела в Ульяновском краеведческом музее. Раз кто-то нашёл, значит они есть в наших краях и я тоже могу найти, если очень постараюсь. Вера разделяла мое увлечение и помогала в поисках желанного скелета. Мы часами бродили по берегу реки, глядя под ноги,  и радостно делились находками. Так пополнялся мой музей, но мамонта мы так и не нашли, только окаменелый большой зуб какого-то зверя. Мою любовно собранную коллекцию, которую я перевезла в Молдавию, бездушно выкинул первый муж. Мне до сих пор её жалко - были там довольно любопытные и ценные экспонаты.
      В заливе Волги находился причал, где разгружали баржи с песком, гравием и щебенкой. Там были целые горы гравия. Нам, детям, они казались огромными. Мы лазали по ним, в поисках интересных по форме и цвету камешков, а в школе давали их "на опознание" учительнице географии. Жизнь была яркой и творческой.
      В пятом классе я стала ходить в изостудию, а Вера рисовать не умела. Мы стали общаться, в основном, в школе. В седьмом классе меня перевели в другую школу, и мы стали встречаться ещё реже. А потом случилось несчастье.
     В седьмом классе зимой Вера тяжело переболела вирусным гриппом, который  дал осложнение на голову. Я приходила к подруге и не узнавала её. Вера постоянно молчала, не отвечала на вопросы, а только глупо хихикала. Казалось что она тут, а душа девочки гуляет где-то далеко и не реагирует на окружающий мир. Было страшно и непонятно.  Иногда она просто сидела и тупо смотрела в одну точку.
      Однажды мама Веры позвала меня и со слезами попросила помочь ей. Она сказала, что Вера серьезно больна и ей надо в больницу на лечение. Несчастная мать просила меня помочь ей - пригласить Веру покататься на машине, поскольку маму она отказывается слушать. Мама Веры убедила меня, что я сделаю доброе дело для подруги, поскольку её нужно отвезти в больницу на лечение. Я согласилась помочь.
 
    Весело болтая, я пригласила Веру поехать покататься на машине. Она согласилась. Мы сели на заднее сидение, а мама Веры рядом с водителем. Мы поехали в сторону Ульяновска, и вскоре машина подкатила к старинному зданию, похожему на замок из красного кирпича с башенками и современными пристройками. Это была психиатрическая больница им. Карамзина, построенная еще в 19-ом веке и прозванная в народе просто "Карамзинка".
     Навстречу машине вышли две санитарки в белых халатах - Веру там уже ждали. И тут она всё поняла! Повернувшись ко мне, подруга громко закричала:
   - Предательница! Ты предала меня! Я тебя ненавижу! Предательница!!! - санитарки взяли подругу под руки , и повели в приемный покой, а я осталась в слезах ждать в машине. На душе было горько и скверно - ведь я хотела как лучше. Мама Веры убедила меня, что сделаю доброе дело для подруги. Что это - "ложь во спасение". Но как же мне было тяжело! Слова подруги звенели у меня в ушах и страшное слово "предательница", даже через года причиняет мне боль.
    Мама Веры вернулась в машину и стала успокаивать меня, совать мне в руки деньги и конфеты. Я с отвращением отказалась от них - они жгли руки как тридцать серебряников Иуды. Я потеряла покой. Хотелось убежать от самой себя. Это одно из самых горьких воспоминаний моего детства. Вот и сейчас думаю, зачем мама подруги подвергла мою незрелую душу этому испытанию. Конечно,  она думала в первую очередь о здоровье дочки. Но всё же...
    Через месяц Вера вернулась из больницы. Она весело болтала, смеялась и рассказывала, как хотела сбежать из больницы, а ещё про какого-то больного мальчишку, который всем показывал пиписку - ну сумасшедший, что с него возьмешь?   Я немного успокоилась - ведь в результате подруга вылечилась! Значит, я все же помогла ей. Вера этот случай не вспоминала, а спустя несколько месяцев снова стала замыкаться в себе. Через полгода Вера опять попала в ту же больницу с диагнозом шизофрения, уже без моего участия.
     Вскоре мы уехали из того городка. Из переписки с подругами знаю, что Вера вышла замуж и родила четырех сыновей. Периодически она ложится в ту же больницу на лечение.

    Иногда, запах полыни напоминает мне о подруге детства и в ушах звенит страшное слово - "предательница".  Прости меня, Вера...