17 ряд, 5 место

Петр Лобузнов
Среди  многочисленных анонсов, находящихся на стене центрального входа  в  королевсий парк Parque Riyal Барселоны, висела афиша о предстоящем выступлении очень известного в прошлом испанского певца Рафаэля, знакомого российскому зрителю по фильму "Пусть говорят". Фильм, конечно , так себе, сюжетец был слабенький, но съемки природы и песни были выше всяких похвал.
 Двое молодых людей с ребенком в коляске подошли к парку и вошли в него. Их глазам открылся небольшой красивый фонтан, с каскадами воды ниспадающими вниз. Они прошли далее по дорожке к королевскому дворцу, надеясь увидеть само здание и красивый цветник рядом. Однако все было закрыто, и на месте цветника располагалась черная сцена, откуда слышались звуки репетиции  музыкантов. ..
 -Как он мог проникнуть сюда!?- раздался громкий голос,- кто его сюда пустил!?
 -Но, маэстро, я делал все , что бы его не пустить, однако..
 Еще не успели смолкнуть последние аплодисменты, как к певцу прорвался странный незнакомец, который был в очень сильном возбуждении, он явно был не в себе:
 -Я видел вас тогда , более сорока лет назад!- кричал он певцу, а его оттаскивали охранники,- я видел вас!Вы даже не представляете себе, что через несколько минут случится с вами!
 Певец, уставший , но довольный выступлением, проговорил:
 -оставьте его, пусть подойдет!
 Незнакомец подошел к Рафаэлю и сходу спросил:
 -Хочешь ли вернуться в то время?
 -В какое время? говорите толком, что вы имеете в виду!
 -Вы прекрасно знаете, маэстро, о каком я времени говорю!
Рафаэль, неожиданно смешавшись мыслями, попытался вернуться во многие свои громкие выступления. В его голове мелькали яркие события начала семидесятых годов: Лиссабон, Стамбул, Испания, которые вдруг огненными  всплесками заполнили все его сознание. Он листал их , словно старый детский альбом с  наивными детскими рисунками, стремясь уловить   самое  главное.. Сейчас он был похож на очень маленького, талантливого ребенка, который еще не осознает в достаточной мере своего дарования. Он искал.. он не знал, но  чувствовал, что  ищет, сначала неосознанно, а потом все боле и более понимая, ощущая всем  своим существом, нащупывая то, что  утратил, потерял навсегда и полностью.. Сцена Королевского дворца родной ему ранее Барселоны ушла в неведомую бесконечность.Рафаэль вдруг неожиданно почувствовал себя ребенком.Певец полностью отдался этому процессу, не видя и не замечая никого и ничего. Он летел на крыльях своей фантазии к своей молодости, отрочеству, детству..
 "Испания, Испания,- повторялось в его мозгу,- воспоминания волнами накатывали на него:
 -Когда? когда это было?
Услужливая память, преодолевала его нежелание возвращаться в его детские воспоминания и уносила Рафаэля в то далекое время, когда он на улице Баэса № 2 в Линаресе стоял перед зеленым полем, на котором росли удивительные ярко-красные маки и паслись черные коровы.. Эти сочетания цветов ослепляли и пьянили его, а он все стоял и смотрел, смотрел..
 -Может быть, это произошло тогда? в то время?
А память уносила его все дальше и дальше, на улицу  Каролинас, где за неимением денег у семьи, он " проскальзывает" бесплатно в кино, в этот манящий волшебный мир. Рафаэль пошел ради этого работать сторожем в лавку, где хозяин платил ему 1 песету в день.
 -Или это случилось тогда!?
Ему вспомнился самый тревожный и неприятный момент его детства, когда они с мамой отправились на рынок и обнаружили исчезновение денег, которые или потерялись , или были украдены. Он искал эти несчастные 2 дуро по всей улице, проникая взглядом во все щели мостовой, моля Бога, чтобы приподнялись все камни и обнажили пропажу. Но они вернулись домой ни с чем..
 Его широко открытые глаза, казалось были созданы для того, чтого впитывать в себя всю видимую информацию, все полученные его душою впечатления откладывались в его чутком сердечке, переплавлялись между собой, рождая совершенно неожиданные художественные образы, ожидая своего главного звездного часа, когда они неожиданно прорвутся и выплеснутся наружу таким разноцветным фонтаном, который разбудит в окружающих Рафаэля людях море положительных эмоций, и которые, потрясенные силою его таланта будут рукоплескать ему..
 -скорее всего это было тогда!
 -Кто это там так поет!?- обращался клирик, к хору, показывая на симпатичного мальчугана, брюнета, который блистательной жемчужиной вплетал свой голос в хор церкви Сан Антонио, исполняющий " Аве  Мария","Звездочка"," Аллилуйя".
 -Это Рафаэль, -отвечали ему,- сын Этебана, служащего при церкви Иисуса Мединаселли.
 -Или сейчас?
 А может быть это произошло в Мадриде, когда он впервые просил Божьего благословения на песенное исполнение, где его буквально разрывало в клочья от переполняющих  эмоций, которые выплеснулись  таким водопадом  звуков, от которого ему стало не по себе..И именно тогда он поверил в себя по-настоящему.
 А если... а если это было в Бенидорме,- где  впервые почувствовал себя таким одиноким, потому что: " Успех приносит одиночество". Эта мысль не давала  покоя, в ней он особенно укрепился после выступления в Карабанчель  Альто..
 -И вскоре, после одного из концертов, он стал слышать о себе даже от ближайшего  окружения, что  отдается песне так, словно хочет умереть после одного из своих выступлений..
 -Это было тогда?


 ...Вы совершенно не слышите меня, маэстро!- обратился к нему странный незнакомец.
 Рафаэль, очнувшись от свого путешествия в детство, уже стал переходить к своему шумному успеху в театре,- дворце Сарсуэла, где в ноябре 1965 года блистал талантливый испанский танцовщик Антонио, звезда мирового уровня...
 Певец пел: "Un  largo  camino"( "Долгая дорога"), где он выплескивал на слушателя всю свою яркую, впечатлительную, романтическую и ранимую душу. Он пел о море красных маков, волнующихся у его детских ног, куда он , к своему сожалению не попадет уже никогда в своей жизни, он пел о своей воплотившейся в жизнь  мечте, о старом здании " Парижской Олимпии", где ранее блистала Эдит Пиаф, о котором он с юношеским задором восклицал: "Я буду петь, я буду петь там!
...Но почему, почему он возвращался в своих мыслях все чаще и чаще к тому прошлому своему, к зеленому лугу с коровами и прекрасными цветущими красными маками? Почему он в свои очередные приезды на родину не стремился туда, а старательно избегал? Что это? Ведь это так естественно, пройтись по тем местам, где бегал босоногим мальчонкой по росистой траве, где, замирая смотрел на сверкающие капли росы, горящие самоцветами на кончиках трав, где видел коров, поедающих сочную луговую траву и обмахивающихся  хвостами от наседающих на них назойливых слепней.. Что -то произошло.. Что-то произошло такое, чего избегала вся его душа, его сердце...
Он только что приехал в свой детский уютный уголок после шумного успеха и .. не ощутил созвучного настроения в окружающем его привычном мире.. Рафаэль  ступал босыми ногами по той траве, по которой ходил в детстве, по той траве , в которую погружались его загорелые ребячьи ноги и .. не ощущал того, прежнего состояния, которого он испытывал ребенком... Это так больно ударило по его восторженной, находящейся еще там, на сцене его главного успеха, душе, что он .. надломился, как тростинка: все переполнявшие его в тот день чувства разбились, словно о скалу нового, нового и непонятного ощущения, которое  вдруг неожиданно возникло на его пути...
 "Весь этот детский мир мой, который я оставил на некоторе время, пока я выступал и добивался успеха, оказывается, тоже жил в это время своей жизнью, тоже имел свой звездный час, а почему бы и нет? Вдруг горький, противный комок подкатил ему к самому горлу: мой успех- чье то падение!?- он ужаснулся этой мысли и вздрогнул, а перед глазами пошло его выступление на сцене, где выступала Эдит Пиаф..
 Он мечтал, он буквально горел желанием выступать на этой сцене, он весь был словно сгусток неуемной, неоформившейся энергии, но.. позднее он понял: что успех, это всегда одиночество, которое замыкается в самом себе, обижается на всех и вся и через это начинает ненавидеть и свой талант и все то, что окружало его все эти годы.
 "Что у меня осталось?- спрашивал он сам себя и не находил ответа,- мои детские годы? но я не хочу возвращаться в них, я не хочу попасть в то самое время, потому, что это невозможно, потому , что невозможно войти в одну и ту же реку дважды..Мой успех? - но он призрачен, как утренний туман. Деньги?- о них вообще говорить не стоит, потому что с ними связаны мои самые неприятные детские воспоминания. Тогда что? Что я могу положить в копилку моей души и идти с этим по жизни? Мой голос? Но он в последнее время стал утрачивать свою силу и свежесть и силу звучания.. Почему я еще продолжаю петь? Потому что я ничего более делать не могу...


-Маэстро, вы слышите меня!?
-Да-да,- рассеянно проговорил Рафаэль и почувствовал, как по его лицу покатилась слеза.
-Маэстро, вы плачете! - спросил незнакомец.
-Нет-нет,- отвечал певец, -совсем нет, просто, что-то попало в глаз.
Он легонько пошатываясь, вышел со сцены, охранники тотчас же бросились к нему, но он отстранил их слабым движением руки и оперся на плечо незнакомца.
-Все будет хорошо , маэстро, все будет хорошо!- повторял незнакомец, уводя певца в заросли бамбука, вы знаете именно сейчас, в этих зарослях мы с вами и отправимся туда..
-Куда!?- с сомнением в голосе спросил певец,- куда мы с вами отправимся?
-Туда, куда и должны, на сорок с лишним лет назад.
-Вы шутите?
-Совершенно не шучу! Вот сейчас дойдем до самого толстого бамбука,  повернем направо и ..
-Но ведь вы же меня не спросили, а согласен ли я? - попробовал слабо сопротивляться Рафаэль.
-Почему же?- с воодушевлением отвечал незнакомец, - я спрашивал вас несколько раз, однако вы были настолько поглощены своими воспоминаниями, что...
-Ну хорошо, - ответил певец,-скажите , пожалуйста, вам-то зачем это нужно?
Не дождавшись быстрого ответа от странного незнакомца, певец, повернулся в его сторону и увидел, что тот .. плачет.
-Вы  плачете?-  удивленно спросил Рафаэль, -вы плачете, но почему!? Почему!?
 Незнакомец быстро взглянул на него, смахнул  слезу и вдруг тихо сказал:
-Вы не поверите, вы ни за что не поверите, а скажите мне, видели ли вы тогда... ну  тогда, рядом с коровами и маками небольшого мальчика, который находился на лугу?
-Нет.. не видел , - проговорил обескураженно Рафаэль, и словно, всматриваясь в далекую картину детства, задумчиво повторил: нет, точно не видел! Он напрягал все свои умственные силы, скользил воображаемым  вглядом,- слава Богу, воображением его Господь не обидел!- по всему изумрудному лугу с маками, но нет, нет, никакого мальчика не видел..
-Я так и знал,- откликнулся незнакомец, - я так и знал,- огорченно сказал он и замолк.
-А что же вы замолчали? - смешавшись в своих мыслях, и  неожиданно увидев в своем воображении тогдашнего мальчика и сегодняшнего незнакомца в одном лице,- спросил Рафаэль, -что же вы  молчите!? Он вдруг почувствовал , что инициатива сегодняшней неожиданной встречи переходит к нему и подойдя к незнакомцу, покровительственно похлопал его по спине рукой:
-пожалуй, вы, милейший, пошутили насчет посещения нашего с Вами,- он подчеркнул последнее слово,- сорокалетнего прошлого..
Рафаэль не успел закончить свою фразу, как  незнакомец словно бы встряхнулся от воспоминаний, но сбросить их окончательно не смог, и перешел на "ты":
-а, знаешь, я ведь видел тебя тогда, на лугу, мало того, я тебя слышал, я слышал твой чудесный голос, и уже тогда я почувствовал,  да-да, представь себе, почувствовал, что настанет время и ты станешь известным...
-Ты знал, что я стану известным!- воскликнул Рафаэль, принимая форму общения,- ты знал это уже тогда!?
-Ну зачем Вы так, маэстро? Я же не сказал , что я знал, я сказал, что я почувствовал, а это разные вещи!А  хотите, маэстро,- неожиданно спросил незнакомец,- сейчас мы с вами окажемся в месте Вашей первой любви? Там где Вы...
-Не продолжайте!- перебил его Рафаэль, - не продолжайте, пожалуйста, мне это неприятно!
-Ну, хорошо, а как же Бланка? -постарался перевести разговор в другое русло незнакомец, имея в виду его пассию из фильма "Пусть говорят".
-Вы так и хотите всенепременно вернуть меня в давнее прошлое!? - с огорчением сказал маэстро,- а мне этого так не хочется!
-Но, почему, почему же!?- воскликнул незнакомец.
-По той простой причине , что в одну и ту  же реку нельзя войти дважды,- ответил Рафаэль.
 -Однако я все- таки попытаюсь это сделать! поверьте мне, вам придется войти в нее трижды, живите же долго, и простите меня, пожалуйста,- сказал незнакомец и вложил Рафаэлю в правую руку обычный лист бамбука со словами:
 -сейчас направо и коснетесь этим листом самого толстого бамбука и...
Певец машинально взял в руки лист бамбука и не успев дойти до самого толстого дерева, увидел , что находится абсолютно один .. незнакомец..исчез.
 "А знаете ли вы, почему я плакал!? -неожиданно послышался Рафаэлю голос странного незнакомца в шелестящих на ветру листьях бамбука,- я , думаю, что вы ни за что не догадаетесь!
 И спеша закончить свою мысль , чтобы его не перебили, выкрикнул:
 -я плакал от зависти!
Рафаэлю показалось, что он сходит с ума, слыша несуществующие слова, которые просто было некому говорить.
 "Что со мною происходит!?- спрашивал он себя, пытаясь найти ответ всему происходящему с ним после концерта,- а был ли вообще незнакомец?
 Он рассеянно опустил взгляд вниз и увидел в своей правой руке какой-то листок, на котором было написано:
 Сарсуэла, 3  ноября 1965 года..
Рафаэль поднес листок к своим глазам и увидел: это был билет на его будущее выступление в Мадриде, ряд 17, место 5. Указанные цифры почему-то так завораживающе подействовали на его легко ранимую душу, что он сразу же как-то расслабился, и ощупывая правой рукой пространство вокруг себя, опустился на скамью.
 -Что происходит со мной!?- спрашивал он себя и не находил ответа,- кто этот странный незнакомец, и куда он, в конце концов исчез? Что это за превращение листа бамбука в билет на мое выступление? И почему именно "ряд 17, место 5", что за мистика? Вопросов было много, а ответы отсутствовали.
 -Чертовщина какая-то! - воскликнул Рафаэль и тем не менее встал со скамьи, подошел к указанному толстому бамбуку и коснулся его ствола билетом..


 ..Рафаэль оказался неподалеку от королевского дворца Сарсуэла в Мадриде, где везде висели объявления о предстоящих выступлениях ансамбля хора и танца и нескольких  концертов Лусеро  Тена, которые были наклеены прямо на афиши закончившего свое выступление Антонио с мадридским балетом.
 И лишь где-то с краю, не на самом видном месте, висело скромное объявление:
 "Рафаэль,  10=45 вечера, единственный концерт".
 Певец не мог поверить своим глазам:
 -что происходит!? где я нахожусь!? ах, да, в Мадриде, конечно, но год, какой год!? Этого не может быть! Я все-таки вернулся! Не обманул, выходит, странный незнакомец из Барселоны!
 Он почувствовал, как бешено заколотилось его сердце, переживая те события..
 Никогда еще в своей жизни Рафаэль не чувствовал себя таким одиноким.. Он не находил себе места, метался то туда, то сюда, пытаясь сосредоточиться на выступлении, до которого оставалось около двадцати минут, но у него ничего не получалось.
 "Провал! это полный провал,- я ничего не помню! Совершенно ничего! Надо успокоиться, надо успокоиться,- как заклинание повторял певец.
 "Легко сказать, успокоиться: ведь оркестр под управлением самого Грегорио Гарсиа Сегуры! Но , ведь, ты же хотел этого, ты же добился! Вальдо де лос Риос и его квинтет испанские гитары: Los Gemelos,- что еще надо!? Боже, мой, куда они все подевались, я всеми покинут! Из музыкантов остался лишь Пако Гордильо.."Подойди, Пако, на минутку, подойди!- обращался я мысленно к нему, но Гордильо входил и выходил со страшной нервозностью, какой раньше он не демонстрировал никогда. Он так и не остался со мною..Что я пережил за эти бесконечные минуты,-одному Богу известно! В гримерной оставалась одна Ана Мариньосо, с которой я познакомился во время  поездок в Сарагосу, но и она не подошла.. Как я их всех понимаю! Если бы я сам мог сбежать! Но я не мог, Я должен был сохранять хладнокровие и выйти на сцену..
 Воинственные аккорды первой песни "Un largo camino" ("Долгая дорога") оркестра Грегорио Сегуры девятым валом ворвались в заполненный до отказа зал, завоевывая  сердца и души слушателей. Ничего подобного ранее им слышать не приходилось. Казалось, в мире не существует более ничего, кроме этого дворца, заполненного волшебными звуками.Для каждой ноты у Рафаэля были готовы свои улыбка, жест, настроение, которые постоянно изменялись, гармонически переплетались между собой. Музыка, слово, цвет в соединении с удивительным артистизмом певца рождали на глазах у очарованных зрителей Будущего Маэстро.
 Песни следовали одна за другой, накатывая на благодарную аудиторию, неся с собою неослабевающую эмоциональную энергетику.
 Когда певец запел "La noche",-драматизм исполнения достиг своего апогея, казалось, сцена дворца раздвинулась во все стороны, большая  люстра в центре разрисованного  свода задрожала .. и исчезла. В образовавшийся проем вверх к самим звездам хлынули звуки  музыки и голос, голос мастера, которым стало тесно в этом  зале...
 ..Рафаэль, находясь во власти воспоминаний, рассеянно взглянул на билет в своей руке и увидел, что "контроль" оторван, как будто, он только что вышел из зала.
 "Странно, странно,- подумалось ему,- мне кажется, что билет был целым, ненадорванным". Певец вошел в зал, где сорок лет назад он испытал настоящий триумф, и, остановившись возле кресла №5, ряд 17, обитого красным бархатом, погладил  его рукой.
 "Кто же сидел на нем тогда, в 1965 году, кто?!- и не находил ответа. Его мысли переключились на недавнюю встречу: "что он мне тогда говорил, этот странный незнакомец в Барселоне? Про то, что я должен буду войти в реку трижды..А что значили его слова "живите долго"?
 Осененный внезапной догадкой, певец быстро вышел из зала и направился к выходу.Через некоторое время он уже мчался в экпрессе в Линарес.
 " А если я ошибаюсь?" -мелькали мысли, обгоняя друг друга, - и моя поездка будет напрасной..
 Приехав в город, Рафаэль сразу же направился к старенькому кладбищу, которое находилось  неподалеку от улицы, где он  ранее жил. Певец сразу же нашел могилу под номером 5 в семнадцатом ряду.
 На каменной плите с фотографии на него смотрел улыбающийся странный незнакомец, который приходил к нему по окончании концерта в Барселоне:
 "Хосе Гонсалес", 17.05.45 - 5. 11.65.
 "А я знал, что ты ко мне придешь,- словно говорил Хосе,- ведь не зря я тебе сказал про третий приезд сюда!"
 Рафаэль включился в  мистический диалог:
 "Я догадался приехать потому, что ты дал мне подсказку "живите долго". Сам-то ты, судя по надписи на фото, умер через день после моего выступления в Мадриде. Что случилось?
 "Это долгий разговор, а у нас так мало времени. Главное же- моя зависть, которая мне не давала покоя, я и на концерт-то поехал из последних сил..Помнишь ты говорил о том, что "чей-то успех, это всегда чье-то падение", и что успех приносит одиночество...
 "Но..Но, мне кажется, мы с тобой об этом не говорили, это были мои мысли.."
 "Да, ладно, не придирайся, какая разница между словами и мыслями, одни еще в голове, другие -озвучены. Я, ведь, знаешь, тоже неплохо пел, кстати, иногда в хоре церкви Сан Антонио, но, конечно, с тобой не сравнить...Теперь.. теперь мне немного полегче, я попросил у тебя прощения и сейчас еще прошу за мое завистливое отношение.. Ну все, прости меня, я очень устал, живи долго!"
 Рафаэль покинул кладбище и не спеша добрался до рекреационной зоны, кафедрального собора, где слева, в зелени утопал его музей. В его голове снова звучали музыка и слова, которые он так и не успел сказать Хосе:
 "Я прихожу не для того, чтобы что-то кому-то доказывать. Если я пою, то это потому, что так хотел Бог. Я клоун, и король, и Арлекин, а может быть, я романтичный нахал..."