Точильщик

Идеалистка
                Деревенька Старая Сысоевка  на речушке Даубихэ Приморского края – детство моё дошкольное и начальная школа тоже. Даубихэ означает по-китайски Долина счастья. И это действительно так. Живем мы в поселке летчиков. Два порядка  пахнущих свежесрубленным деревом одноэтажных домиков, по четыре семьи в каждом, с верандами, с кладовками, с подполами, с курятниками в сараюшках, с огородами . У каждого домика клумбы с ноготками, садовыми ромашками : розовыми, красными, белыми – рай земной, да и только! Мы с подружкой сделали из ромашек принцесс и играем в сказку братьев Гримм «Стоптанные туфельки».

                «Точить ножи-ножницы!» -- раздается зычный мужской голос. Мама выносит нож от мясорубки и ножницы: «Дочка, сбегай-ка, отдай точильщику, да спроси, сколько денег  возьмет, во второй раз прибежишь». Я бегу во всю прыть своих крепких семилетних ножек и вдруг останавливаюсь, как будто меня окатили ледяной водой. У точильщика совершенно нет обеих ног — туловище снизу обшито кожей, точильный станок носит за ним его сын, чуть постарше меня. Узнав цену работы, несусь обратно и, еле переводя дух, спрашиваю мать, как же могло так случиться, что человеку оставили только туловище, неужели грузовиком ему ноги отрезало?  Мама тяжело вздыхает: «На войне он ножки свои оставил, от фашистов Родину нашу защищал, чтобы жили мы в мире, чтобы дети наши родились. Ты сдачу-то не бери у него и поблагодари обязательно». А в сказке братьев Гримм принцессы танцевали с солдатами. И он, наверно, танцевал с красивыми девушками, когда ножки были.

                Крепко зажав деньги в ладошке,  я иду притихшая, детское сердце моё наполняет острая жалость и к дяденьке, и к его сыну. Делаю всё так, как велела мама, и говорю: « Дяденька, спасибо Вам за то, что Вы фашистов не испугались, нас всех защитили, и я родилась после войны». И вдруг что-то светлое наполняет меня, я обнимаю пахнущего крепким табаком и потом точильщика и целую его в небритую щёку. Чувствую, как неуверенная рука гладит меня по голове, и дяденька начинает как-то странно кашлять.

                До 60-х годов встречала я безногих солдат на колясочках с подставочками для рук, а потом они как-то вдруг исчезли. Мама говорила, что нарушается система кровообращения, и люди после таких ранений долго не живут. Только думается мне, сегодняшней, что слишком скупо отблагодарило своих солдат-инвалидов советское государство.

                Деревенька Старая Сысоевка Приморского края, сегодня смотрю на тебя из Космоса со спутника, вижу наш поселок летчиков, а от речушки Даубихэ осталось два длинных болотца. Как-то живут там мои одноклассники, жители бывшей Долины счастья? Или уж разъехались по более перспективным местам? Некому, видимо, очистить реку, не нужна сочная трава с заливных лугов Даубихэ. Грустно и больно.