Лизины сказы

Александр Ведров
Высказывания Лизы в возрасте от 2-х до 10-ти лет

Без детей нельзя было бы так любить человечество
Ф.М. Достоевский

    Лиза Кашкарева, свет и радость нашей дружной семьи, родилась в ноябре 2000 года, она – посланец третьего тысячелетия новой эры. В ней нашло свое воплощение благотворное слияние родительских и дедовских кровей, взлелеянных землями Балтии, Урала и Сибири. Янтарная Балтия придала ей чарующую прелесть манер, душевной непосредственности и внешней привлекательности, каменистый Урал – подспудную и невидимую извне твердость убеждений, неприступная и могучая Сибирь наделила самобытностью и глубинной духовной силой.

  Перечисленные личностные качества  сформировали в незаурядной юной особе кроткий, но и  одновременно цельный характер. За что бы ни бралась Лиза с малых лет, все у нее получалось легко, элегантно и талантливо. В ее неумелой ручонке карандаш воспроизводил оригинальные рисунки и таинственные миры. Неуемная фантазия увлекла Лизу в мир причудливых поделок из самых разных подручных материалов. В квартире она открыла целую  мастерскую, где находилось самое неожиданное применение деревяшкам и камешкам, фольге, пластилину и проволочкам.
 
  Затем – начальный курс музыкальной школы по классу фортепиано, и мы, взрослые, заслушивались незатейливыми  мелодиями ее собственных сочинений. Она могла бы стать первоклассным музыкантом, если бы волею судьбы и родителей не оказалась в  студии бальных танцев. За короткий срок в ее наградном собрании  насчитывалось 44  Диплома  победителя конкурсов, 11 медалей и в 10 лет – звание Чемпионки Иркутской области  и Сибири по бальным танцам.
  Но вот Лиза поставила себе новую цель – стать архитектором и поступила на художественное отделение Иркутской областной школы искусств, где с первого же года обучения заняла ведущие позиции среди наиболее одаренных учеников.

ЧАСТЬ 1.  ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ.

ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ.
   Лизе два года, и она, перенимая опыт старших наставников, сама проводит первые уроки.
  -Что это? - спрашивает Лиза, указывая на телефон.
-Телефон,- отвечаю я.
-Правильно, молодец.
*
  -Лиза, пойдем спать, уже поздно.
-Мне некогда, - следует краткий ответ.
Едва оценив всю необъятность и сложность огромного мира, в который она вошла от рождения, Лиза активно подключилась к суетливой деятельности человечества по его преобразованию. Она словно знала, что пришла сюда не пассивным созерцателем, а активным участником событий.
*
    На улице в один из вечеров маленькая жительница Земли делает глубокомысленное замечание:
"Луну не достать".
*
    По телевизору раздается немецкая речь. "Криво говорят", - прокомментировала  Лиза незнакомое ей  произношение.
*
    Лиза с трудом поднимается по лестнице в подъезде и приговаривает: "Ступеньки не дают мне идти, а я все-таки поднимаюсь".
Лиза уже начала свой нелегкий подъем по большому жизненному пути. Она еще не знает, что поднимается не по лестничным ступенькам, а по ступеням жизни.

ОТ ТРЕХ  ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ.
  Лиза сидит, греясь, напротив камина и замечает: "Огонь в печке дрова съел".
*
    Утром прозвенел будильник.
-Деда, вставай, а то будильник опять зазвенит, - забеспокоилась Лиза.
-Почему он опять зазвенит?
-У него работа такая - утром людей будить.
*
    Другая история с будильником случилась днем. Когда присутствующие занимались своими делами, внезапно раздался звонок будильника. Все весело переглянулись. "Ошибся", - объяснила Лиза случившийся с будильником казус.
*
    -Баба, ты пришла за мной сегодня в садик в белой шубе, а воспитательница подумала, что это не ты пришла.
  -Она не узнала меня в новой одежде?
  -Да. А ты сама-то хоть поняла, что это ты пришла?  - не преминула Лиза воспользоваться шуткой, подтвердив свое недавнее высказывание: "У всех детей бывает шутка".
*
  В прихожей комнате Лиза держит в руках фотографию мамы и внимательно рассматривает ее. Тут дверь в квартиру открывается, и входит мама.  «Вторая мама», - отреагировала Лиза на ее появление.

ОТ  ЧЕТЫРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ.
    На дороге велись ремонтные работы. Полный хаос царствовал вдоль улицы - вскрытые трассы трубопроводов, груды щебня и вскрытого  грунта, куски асфальта...
  -Дорогу ремонтируют,  - оценила обстановку Вика, Лизина мама.
  -Не ремонтируют, а ломают,  - поправила ее Лиза.
*
    "Не могу понять, почему по мне вы все скучаете, а мне без вас не скучно",- поделилась Лиза своими жизненными наблюдениями.
*
    Ехали на поезде в экскурсии по Кругобайкальской железной дороге. Поезд остановился, и пассажиры двинулись к выходу. Но вскоре поезд снова начал набирать ход. Лиза, оценив грозящую опасность, громко крикнула на весь вагон: "Стойте, народы! Поезд поехал, выходить нельзя!" Народы встали, подчинившись команде ребенка.
*
    -Лиза, скоро весна придет, видишь, как солнце пригревает.
  -Да, скоро придет, ей еще три города осталось, чтобы до нас дойти", - уточнила Лиза сроки прихода весны.
*
  Оказавшись в гостях, Лиза деловито осмотрелась в комнате и заявила:
-У вас мебель неправильно расставлена.
-Как это неправильно? – опешила от неожиданности хозяйка.
-Кровать надо переставить к той стенке, где шкаф стоит, - пояснила девочка, которая в то время хотела стать дизайнером.
-А шкаф куда?
-Шкаф поближе к входной двери.
*
- Меня ругают, ругают, а я все равно веселая. Никак отругать не могут

ОТ ПЯТИ ДО ШЕСТИ ЛЕТ.
  Лиза гуляла во дворе, занятая играми с детишками. Из школы подошла старшая сестра Полина, подозвала Лизу и стала спрашивать, дома ли баба, дома ли мама. Лиза ответила.
На другой день все повторяется, - снова Лиза в играх во дворе, снова подошедшая  Полина зовет ее к себе. Но на этот раз Лиза, подбежав к сестре, опережает ее вопросы своими ответами: «Ну что тебе опять надо? Баба дома! Мама дома! Теперь все? И отстань от меня со своими вопросами!» Выпалив такую тираду, Лиза убежала.
*
  -Баба, ты нашу одежду не выбрасывай, а складывай. Мою одежду будет носить моя дочка, а Полинину – ее дочка, - сделала наставление Лиза, проявив заботу о себе и о  сестре Полине на годы вперед.
*
  При выполнении домашнего задания, полученного от преподавателя детского сада, один из вопросов поставил ее в тупик.
 -Сколько останется яблок, если от двух яблок отнять три? – спрашивалось в задачке.
-Это нереально, - отреагировала на вопрос ученица, выразив свое отношение к миру отрицательных чисел.
*
-Война – это когда ссорятся города.
*
   -Я все понимаю, но многое не знаю, - честно призналась себе понятливая маленькая девочка.
 Но ведь важно не то, что она многое еще не знает, а то, что она понимает необходимость бесконечного познания жизни. Пройдут года, и автор приведенного детского изречения может повторить знаменитую фразу Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Смысл сей фразы в том, что с непрерывным приобретением новых знаний человеку открываются все более необозримые миры непознанного.
Если же сопоставить высказывания маленькой Лизы и великого Сократа, то мы не найдем в них существенного смыслового различия. Не так ли?

   ОТ ШЕСТИ С ПОЛОВИНОЙ ДО СЕМИ  ЛЕТ. ШКОЛА
  Первый урок в первом классе проходил по теме: «Какие опасности существуют в школе?» Лиза первая подняла руку и ответила: «Пожар».
*
   Во второй день школы учительница попросила детей рассказать любимую сказку. Лиза пересказала сюжет детского писателя Носова «На горке». В конце урока учительница спросила учеников, что им больше всего понравилось на уроке. Лиза заявила: «Мне больше понравилось то, как я рассказывала историю на горке».
*
   -Какая столица в Подмосковье? – спросила у кого-то в семье первоклассница.
-Москва, - ответили ей.
-А Путин им разрешает?
-Да, разрешает.
*
   Лиза оказалась в гостях, где хозяйка явно гордилась богато накрытым столом. «Угощайтесь, дорогие гости, но скажите, может быть, на столе чего-то не хватает?» Едва она успела задать свой вопрос, уверенная в одобрительной реакции гостей, как послышалась Лизина подсказка: «Не хватает торта!»
*
    Полина упала на улице, запнувшись о плитку, и рассказала об ушибах Лизе. «Полина, ты забудь, что упала, и у тебя все пройдет», - посоветовала  младшая сестренка, сама не подозревая, что преподнесла пострадавшей урок психотерапии.
*
   В одном из офисных зданий подошли к киоску копировальных работ, чтобы сделать заказ на ксерокопию домашнего задания по музыке. Копировальщица была лилипуткой. Лиза, сама небольшого росточка, заглядывает через барьерную стойку и  спрашивает маму: «У нее что там, - пол низкий?»
*
   Забавно, но в продолжение предыдущей истории произошла следующая. В киоске копировальных работ, расположенном в фойе музыкальной школы, уровень пола действительно был значительно ниже, чем в прилегающем к нему коридоре. Лизина голова едва возвышалась над прилавком киоска, у копировальщицы – тоже.
-Мама, эта тетя лилипутка? -  спросила  Лиза, едва отойдя от киоска.
*
-Почему это туалет построили рядом с кухней? – задалась вопросом Лиза, выходя из туалета.
*
По поводу какой-то мелкой неприятности сделано философское замечание: «Жизнь все хуже и хуже…»

ОТ СЕМИ ДО ВОСЬМИ ЛЕТ.
   Лиза смотрит на расставленные перед собой мелкие игрушки, которые она годами собирала из шоколадных конфет с киндер-сюрпризами и глубокомысленно замечает: «Я вспоминаю детство…»
*
   На кухне обнаружили скисший суп, который с вечера  забыли поставить в холодильник. У Лизы в ожидании завтрака тоже был кислый вид из-за неважного настроения.
-Лиза, ты почему такая кислая? – спросили ее.
-Потому что я ночью в холодильнике не сидела, - не задержалась с ответом Лиза.
*
  Идем с Лизой по улице.   «Деда, посмотри, такая приличная девушка идет, а курит!» - маленькая блюстительница правил нравственности и здорового образа жизни не могла не отметить противоречивости между приличным видом девушки и ее пагубным пристрастием к курению.
*
  -Баба, ты отдашь жизнь за то, чтобы все люди на земле жили хорошо?
Баба призадумалась, прикидывая ценность оставшихся лет своей жизни в сравнении со счастьем человечества и пытаясь найти выход из щекотливого положения.
-Не знаю, - неуверенно ответила она.
-Ну как же ты не знаешь, баба! А я отдам!

ОТ ВОСЬМИ ДО ДЕСЯТИ ЛЕТ.
   Лиза проснулась ночью. Лежит.
-Ты почему не спишь, Лиза? – спросила мама, - Приснилось что-нибудь?
-Нет, - ответила Лиза и тут же занялась просветительством, - А ты знаешь, что такое сон? Это когда ночью мозгам делать нечего, они и устраивают всякие сны.  А у меня мозги отдыхали.
*
  По телевизору показали цифры атмосферного давления.  «Деда, что это такое – 736 мм. рт. ст.?» - заинтересовалась внучка.   
 Объяснил ей, что такое атмосферное давление, и в каких единицах его измеряют.
-А что толку, что мы его знаем?
*
  На обед предложили Лизе поджаренные макароны с  котлетой.
-Мама, дай хлеб.
-Зачем тебе хлеб? Ведь макароны – тот же хлеб.
-Мама, я же русский человек, а русские едят макароны с хлебом.
*
  Полина пожаловалась на боль в спине. «Полина, тебе 16 лет, а ты уже старая», - осуждающе заявила Лиза старшей сестре.
*
Лиза проснулась утром и сказала: «Хорошо, что этот был только сон».
-Расскажи, что ты там видела,- попросили Лизу.
-Учительница дала мне задание выучить очень большое стихотворение, напечатанное мелким шрифтом да еще на английском языке. Я от страха и проснулась, ведь во сне никогда не поймешь, происходит ли что-то на самом деле или только во сне.
*
Лиза с подружкой Соней, обе 10-ти лет отроду, пошли гулять по городу.
- Смотрите не заблудитесь! – напутствовала их мама, - Далеко не уходите!
- Что ты, мама! Мы уже 10 лет в Иркутске живем, не заблудимся!
*
 Накануне  дня своего рождения Лиза пожаловалась сестре: «Живем как бомжи! Постель не стирана! Меня не купают… Полина, ты только в школе об этом не говори, а то лишат родительских прав, еще хуже будет».
Полина пришла в комнату к родителям и, не в силах удержаться от смеха, пересказала Лизины претензии. Родители, уличенные в беспечности и недосмотре за ребенком, срочно заменили постель и приготовили ванну. «Ну вот, хоть к дню рождения чудо произошло», - примирительно заявила именинница.
*
  «Если хорошо подумать, тогда все получится», - сказала однажды Лиза.
Это глубокое замечание надолго запало в мою память.  Когда человек, только начинающий жить, делает такое весомое заявление, то от него можно многое ждать в предстоящей большой и сложной жизни. Этой фразой, достойной мудрого человека, завершим первый раздел Лизиных детских сказов.

ЧАСТЬ 2.  ЗАГАДКИ МИРОЗДАНИЯ.

ДВА С ПОЛОВИНОЙ - ТРИ  ГОДА. 
  Двухлетняя Лиза нашла такое же малое, слабое и беззащитное существо, какой является сама, и задает вопрос мухе, сидевшей на оконном стекле:  "Муха, тебе сколько лет? Два года"?
*
  -Деда, зачем человеку брови? По-моему, брови ему не нужны.
Я объяснил, что по бровям пот и вода стекают по лицу, минуя глаза, и  таким образом брови являются защитной преградой для глаз.
-Неужели природа подумала о таких мелочах? – в интонации последней фразы слышалось уважение к искусной природе, способности которой превзошли воображение ребенка.
*
  Лиза застегивает пуговицы на кофте и не может найти петельки для пуговиц: «Где эти ямки для пуговиц?»
Вероятно, для петель на одеждах можно было бы подобрать другое, более точное название, - прорези, например, или хотя бы «ямки», как сказала Лиза.
*
  -Я знаю, откуда ток к нам приходит.
-??
-От соседей снизу, - ответила воспитанница детского садика и внесла предложение по вопросу электроснабжения подъезда, - Надо, чтобы тока было много на первом этаже, тогда его хватит для всех.

ПЯТЬ ЛЕТ.
  В Лизином велосипеде что-то забренчало. Обладательница детского транспортного средства предложила свой вариант, как обнаружить механическую неисправность: «Деда, я поеду на велосипеде, а ты смотри за колесами. Я думаю, если где-то что-нибудь болтается, то там и бренчит».
*
  Наблюдаем из окна квартиры за строительством дома, которое ведется через дорогу.
-Смотри, Лиза, чем глубже забьют сваи под фундамент, тем крепче будет стоять дом, - открыл  я девочке на правах наставника один из секретов домостроения.
-А чем выше построят дом, тем он будет слабее, - поделилась со мною  Лиза другим секретом по затронутой  теме.
-Почему? – невольно вырвался у меня вопрос, обративший меня из Учителя в  Ученика.
-Потому что ветер сильнее раскачает высокий дом, и он окажется слабым, - ответила Лиза, взявшая на себя роль Учителя.
*
  -Баба, ты не ставь сотовый телефон на зарядку на всю ночь.
-Почему, Лиза?
-Потому что батарейка зарядится, а потом распухнет от перезарядки и лопнет.
*
  Лиза зашла в ванную комнату, осмотрелась вокруг и призналась: «Я не знаю, как дома строят».
Не удивительно, что она не знает, как дома строят. Удивительно другое, то, что она пытается постигнуть технологию домостроения.

ОТ ПЯТИ ДО ШЕСТИ ЛЕТ.
  -Деда, а зачем на земле люди нужны?  - задала Лиза вопрос, который не каждому взрослому человеку придет в голову.
 -Этого никто не знает, - не нашел я другого ответа.
 -Может быть, для того, чтобы природе было веселее? - высказал маленький мыслитель свое предположение, над которым, вероятно, уже не раз задумывалась.
 -Навряд  ли, ведь люди наоборот губят природу.
 -Не знаю, зачем тогда люди нужны, - задумчиво повторила девчушка мучивший ее  вопрос, оставшись с ним одна на один.
*
  Едем  в поезде в гости на Урал. Едва разместились в купе, как маленькая путешественница заметила отсутствие нашей дорожной сумки.
-Деда, а где наша черная сумка?
-В багажном ящике под сиденьем.
Лиза полезла под сиденье, заставив меня его открыть, осмотрела устройство ящика и одобрительно отозвалась о конструкторах железнодорожных вагонов: «Ты посмотри-ка, как придумали! Умные люди».
*
   Как-то в семье обсуждали тему об инопланетянах.
-Люди еще не готовы к жизни во Вселенной, они отсталые, -  высказала Лиза свое мнение по вопросу, полному неясностей и загадок.
-Почему, Лиза?
-Потому что лица у всех людей разные.
-Ну и что? – недоумевали присутствующие люди с разными лицами.
-Когда они станут совершенными, тогда станут одинаковыми, как один. Инопланетяне такие и есть, одинаковые, - разъяснила школьница второго класса взрослым собеседникам предстоящий процесс эволюции людского рода.
 С такими доводами и прогнозами развития цивилизации трудно поспорить. Но откуда, из каких источников она могла почерпнуть такое видение во мгле далекого будущего? Из телевизионных передач? Возможно. Как возможно и то, что ее прирожденная наблюдательность художника привела к такому заключению.
*
   -Мама, как бог все может видеть? А если я спрячусь в туалете?
-Так считается, что бог видит все. Это люди так думают.
-Значит, бог – это мысли? – тут же сделал глубоко философское предположение шестилетний ребенок.
Возникновение религии объясняется появлением зачаточного мышления первобытных людей в эпоху каменного века, когда в  их представлениях отражалось бессилие и чувство страха  перед грозными силами природы.  Постепенно появившаяся возможность отрыва мысли от действительности привела к условному раздвоению мира на реально существующий и некий умозрительный, отнесенный к сфере божества. Гносеологические корни возникновения религии Лиза выразила простой фразой: «Бог – это мысли?»

ОТ ШЕСТИ ДО СЕМИ ЛЕТ
  -У меня очень много мозгов, больше, чем кончаются цифры. Один мозг для книг, другой для телевизора, еще для музыки. Для всего есть. А у Цезаря (кота) всего один мозг.
-Почему?
-Он придет в комнату за мячом, а там мяча нет. И  уже не знает, где его искать, чтобы поиграть. Один  мозга у него не справляется.
*
-Если Цезарь (кот) написает, то это хуже, чем вода.
*
  В саду баба посетовала на то, что на верхней половине грядки морковь плохо растет, а на нижней – хорошо. Она решила,  что часть семян оказалась плохой.
-Что ты, баба! Видишь, верхняя половина грядки в тени от березы, а нижняя всегда на солнце, - разъяснила ей Лиза.
*
  В учебнике 1-го класса под картинкой с растениями сделана надпись: Растениям нужны – вода, воздух, свет и тепло.
-А где же земля? – задала резонный вопрос Лиза в адрес составителей учебника.
*
-Растения сбрасывают семена, а мы – детей.
*
  Выпила ложечку серебряного раствора из серии биологически активных добавок и сказала: «Каменный вкус». Я выпил следом,  действительно – каменный.
*
  На этот раз Лиза удивила меня тем, что четко прочитала мои мысли. Однажды поутру, когда еще не рассеялась ночная мгла, мы шли с ней в музыкальную школу. Сзади  послышался  гул снижающегося самолета, казалось, он садится прямо на нас. Известно, что в Иркутске аэропорт расположен непосредственно в черте города, и за последние  годы произошло немало случаев падений самолетов на жилые кварталы, так и на этот раз ощущение было не из приятных. Скорее бы зайти за угол здания и спрятаться за него, думал я, невольно прибавляя шагу. Все это, почти слово в слово, пересказывала мне Лиза, пока мы добирались до своего укрытия.
*
  Шла познавательная телепередача о муравьях, их жизни в муравейниках.  «Как же туда затащили телекамеру для съемок»? – озадачилась Лиза технической стороной съемок муравьиных ходов и помещений.

СЕМЬ ЛЕТ.
  В семейных дискуссиях речь зашла о том, сколько секунд в двух минутах.
-Сто двадцать, - сказала Полина, уверенная в своей правоте.
-Больше, - возразила Лиза, - Ведь в промежутках время тоже идет.
-В каких промежутках?
-В тех, которые между цифрами. Ты считаешь цифры до 120, а между цифрами время не останавливается, оно идет всегда. Значит,  получается еще больше времени.
*
  Едем по городу на своей машине.
-Деда,  как ты так  руль крутишь? Ведь колеса цепляются за дорогу, их повернуть трудно.
-Молодец, Лиза! Ты рассуждаешь как настоящий механик.  Дело в том, что в машине ставят гидроусилитель, и  с его помощью человек прилагает на руль небольшое усилие, а на колеса для поворота действует большая сила.
-А что такое гидроусилитель?..
*
  -Лиза, посчитай, сколько будет 3+3+3+3?
-Тут и считать не надо, будет 12.
-Правильно! А как ты решила?
-Очень просто. Я по месяцам.
-Как это, по месяцам?
-Что тут непонятного? Весной, летом, осенью и зимой всегда по 3 месяца. Правильно?.. А ведь их в году  12, это все знают. Вот и ответ.
*
  Лиза пожаловалась  на то, что плохо задают домашнее задание на дом по математике.
-Что такое, Лиза? Трудные задания? – заволновались родители.
-Нет, не трудные, но заданий мало. Мне же хочется еще решать, а я уже все решила.
*
Я иногда почему-то проснусь ночью, лежу и думаю о разном.  Думаю, думаю, а потом уже опять сплю. Это меня подсознание подводит.
*
   Учительница на уроке задала вопрос классу:
-Чем отличаются птицы от животных?
Один из учеников поднял руку и ответил: «Птицы летают, а животные нет».
Вопрос казался исчерпанным, но неожиданно Лиза тоже подняла руку и сказала, что она не согласна с таким ответом.
-Почему? - удивилась учительница.
-Потому что насекомые тоже летают, но они не птицы. А птицы отличаются от животных клювом и перьями.
Ответ первоклассницы оказался неожиданным не только для учеников, но и для учительницы. Какую же точку зрения разделит  читатель?

ЧАСТЬ 3. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА.             

ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ.
  Лиза сидит с задумчивым видом перед чистым листом бумаги. Смотрит куда-то  вдаль.
-Лиза, ты о чем задумалась?
-Я не думаю. Я смотрю картину в своих глазах, чтобы потом ее нарисовать.
*
  Лиза затруднялась в изображении стихии ветра: «Деда, какого цвета ветер – синий или белый? Я ведь не знаю, как его нарисовать».
*
  Нарисовала кресло в аксонометрии. Как она, четырехлетняя девчушка, уловила  вид предмета под углом в 120 градусов? В тот благословенный день ее озарило творческое озарение. К сожалению, рисунок не сохранился, а потом такое изображение ей некоторое время не удавалось. Но сохранился небольшой набросок человека, лежащего на кровати. И снова в аксонометрии!

ОТ ПЯТИ ДО ШЕСТИ ЛЕТ.
  На конкурсе бальных танцев «Кубок Иркутского алюминиевого завода» Лиза в паре с Егором заняли Первое место.  Дети были счастливы – первая золотая медаль!
-Лиза, какие вы молодцы, Кубок выиграли! – хвалили ее родители.
-Да, мы танцуем в самой серединке музыки, даже нисколько из нее не выходим. Совсем не опережаем и не отстаем, - объяснила победительница свой успех.
*
  Лиза ходит по садовому участку, ей нравится его яркий весенний наряд. «Какая красивая жизнь!» - не может она скрыть свой восторг от прекрасной гармонии зелени, небесной голубизны и  цветущих  растений.
*
   «Все живое –  и земля, и деревья, и снег тоже живой», - так сформулировала Лиза свое заключение об изначальной сути природы.
Сопоставим это высказывание малышки с утверждением выдающегося мыслителя-материалиста Спинозы: «Все вещи воодушевлены, хотя и в разной степени». Не правда ли, есть в этих фразах  общее начало, хотя и в разной степени. Сила детской  интуиции и сила философских познаний сошлись в единой оценке мироздания.
*
  -Лиза, что ты рисуешь? Я не могу понять.
-Рисовать надо так, чтобы было немного непонятно. Потом поймешь.
Это замечание начинающего художника многого стоит. До такого уровня понимания изобразительного искусства многие живописцы не доходят и  за всю свою творческую жизнь.

ОТ ВОСЬМИ ДО ДЕСЯТИ ЛЕТ.
  Лиза принесла домой Кубок, завоеванный на чемпионате  Сибири и Дальнего Востока. Она – чемпионка! Полина, тоже в недавнем прошлом чемпионка Иркутской области, ревниво относящаяся к спортивным успехам сестренки, заявила, что кубок изготовлен из жестянки как консервная банка. Лиза ответила уколом на укол. Разгорелась перепалка, когда ее участники уже не помнили, из-за чего начался спор.
«А ты вообще некрещеная!» - нанесла Лиза решающий удар оппонентке.
*
   Лизе сделала комплимент Юле, преподавателю бальных танцев:
-Мне очень нравится ходить на танцы.
-Я рада этому, - ответила польщенная похвалой любимой ученицы Юля. – А что тебе конкретно у нас нравится?
-Здесь можно побегать по коридорам и побеситься, а в музыкальную школу я не люблю ходить, - откровенно поделилась Лиза своими предпочтениями.
-А что там плохого? – поинтересовалась Юля, озадаченная неожиданным продолжением приятно начатого разговора.
-Там очень строго и ругают.
*
  -Лиза, в твоих рисунках так много фантазии, что непонятно, откуда она берется?
-Когда я во сне что-то вижу, то утром встаю и рисую то, что видела. Получается не как в жизни.
Возможно, это достаточно простой прием, доступный для каждого. Но только каждой ли натуре явятся во сне  фантастические картины? Каждому ли ученому, как это приписывается Менделееву, могла присниться таблица химических элементов?

Сегодня Лизе 14 лет, и похоже на то, что она, обучаясь в Иркутской областной школе искусств, нашла свое признание в живописи и графике. В 2014 году на Международном конкурсе в Москве ей за рисунок о птицах, о которых она когда-то отозвалась как об обладателях клюва и перьев, присуждено 2-е место, а на другом конкурсе, проводимом в Иркутской области, – безоговорочное 1-е место!

ЧАСТЬ 4.  НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА

Издавно известно, что личность человека, его характер и добропорядочность формируются в раннем возрасте. «Покель он поперек лавки лежит, учи его. А как лягет вдоль лавки, тожно уж не научишь» (1). Эту стародавнюю истину изложили и Лев Толстой: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг, от новорожденного – страшное расстояние».

«Женщины – первые воспитательницы рода человеческого», - утверждал английский писатель О. Голдсмит. А кто бы спорил? «Материнская школа», известная колыбельными песнями, а затем, по мере подрастания детишек,  - сказками, небылицами, загадками и забавами, интуитивно строится на  знании детской психологии, устоев душевной жизни. Лучшие педагоги в народной среде – это старицы, люди старого поколения, прародители, умудренные жизнью, - писал без малого век назад Г.С. Виноградов, доктор филологии, выходец из Иркутского края.
 
Классический тому пример – восторженные воспоминания А.С. Пушкина о сказках Арины Родионовны: «Что за прелесть эти сказки!» Те же мотивы мы находим в воспоминаниях  знаменитого историка С.М. Соловьева: «Рассказы няни о хождениях, о любопытных дальних местах и приключениях не могли не развить врожденной в ребенке склонности к истории» (2). Не забыть и мне, как незабвенная матушка, уставшая за колхозные трудодни, по моим запросам терпеливо пересказывала перед сном одну и ту же сказку о приключениях  мальчика Жихарко. Других она не знала.

Лиза с малолетства в благожелательной семейной обстановке, где по велению любящих сердец была окружена вниманием и нежной заботой, не вызывающей, однако, отягощения ею. Народная педагогика носит не только сиюминутный, но и философический характер, ведь к философии относится все, что способствует миросозерцанию и формированию мировоззрения  ребенка.  Этому всеобъемлющему процессу способствовали чтения литературы для малышей,  а также забавные истории, интересные случаи и необычные события,  которые мы, родители и прародители, наговаривали ей перед сном. Укладываясь спать, Лиза непременно напоминала  о том, чтобы ей рассказали очередную  историю, с ней и уходила в мир сновидений. За год-другой таких историй набиралось сотнями, и они помогали ребенку познавать и ориентироваться в большом и неизведанном мире.

Значимость народной педагогики состоит в том, что под воздействием доморощенных педагогов подпадают младенцы, едва распахнувшие глаза навстречу миру и впитывающие подобно губке всю его новизну, установленные правила общежития и бытия. Семья – залог становления добропорядочного гражданина страны, о чем говорит чешский мыслитель и педагог Я.А. Коменский: «Только то прочно и надежно, что всосалось в природу в первую пору жизни». Г. Виноградов обращает внимание на осмотрительность в подборе сказочного материала для малолеток.  В одной из моих книг (3) приведен случай, когда Полине, нашей четырехлетней внучке, начали читать сказку о мрачных чучелах, одетых в балахоны и способных менять окраску. Полина решительно отказалась от чтения, заявив: «Я не хочу слышать об этом». Малышка раз и навсегда отреклась от зла и черной магии во всех ее проявлениях. Книгу убрали в дальний ящик.

Роль семьи в воспитании  велика безгранично. Если в ней царит добронравие и справедливость, то младенец впитывает в себя атмосферу душевной красоты и духовной чистоты. «Лучшая школа дисциплины есть семья», - проповедует английский философ С. Смайлс. В связи с этим  вспоминается забавный случай. Свою дочь Вику мы, молодые родители, решили не избаловывать, не обволакивать сладкой заботой и посему даже не целовать. Об этом предупредили  матушку, приехавшую издалека помочь вырастить малое дитя. Бабушка однажды не удержалась от соблазна и чмокнула внучку в щечку, когда держала ее на руках. Маленькая спартанка отреагировала мгновенно, влепив в ответ на нежное лобзание крепкую пощечину.  Любвеобильная наставница, едва не выронив воинственную внучку, хорошо усвоила преподнесенный урок воспитания.

Педагогика есть процесс  научно осознанного воспитания. Народные педагоги, не обладая систематизированными знаниями о воспитании, тем не менее, интуитивно закладывают нарождающемуся поколению   основы познавательной адаптации к природной и цивилизованной среде, к начальному пониманию «что такое хорошо и что такое плохо». Детские дошкольные учреждения воспитывают из индивидов коллективистов, соизмеряющих собственные интересы с общественными. Наконец, работа школы есть продолжение семейного и дошкольного воспитания, устранения накопленных огрехов, развития и укрепления качеств радетелей людских интересов, убежденных гуманистов и самоотверженных альтруистов. Вспомним категорическое высказывание Лизы: «А я отдам жизнь за счастье людей» (часть 1).

К сожалению, школа, как и вся система образования, не несет обязанность воспитания. Работа школьного учителя оценивается не по качеству воспитания, а по баллам успеваемости. Педагогические вузы выпускают не педагогов, а дипломированных учителей-предметников. Лишь отдельные обладатели педагогического дара и духовного огня способны повести за собой юное племя к вершинам честности, добродетели и чувства долга. Педагогам по призванию даже не требуется проводить специальные воспитательные мероприятия, они несут свою высокую миссию сами по себе, своей личностью, общением, поступками. Герой моего романа «Школьный вальс», повзрослев, осознал, что его пожизненно любимая учительница, Людмила Андреевна, «вложила в него от самой себя то неоценимое и важное, что он не смог бы почерпнуть из любого другого источника» (4).

Источники:
1 – Г.С. Виноградов, статья «Народная педагогика». Иркутск: ж-л «Камены»,1997 г., с. 80.
2 – С.М. Соловьев, Записки. М: Изд. «Прометей»,  с. 5.
3 – А. Белоногов (Ведров), «Три судьбы, или трилогия о детстве», Изд. Иркутская областная типография № 1, 1999 г. 188 с.
4 – А. Белоногов (Ведров), Школьный вальс»,Иркутск. ИЗД. НПО «Облмашинформ».2003 г., 318 с.