Пианино из правобережья - В

Григорий Сухман
Отчего Степан Ильич к нему прицепился , Митька своей 13-ти летней башкой понять не мог. Родного племяша из школы гнать! Позорище-то какое! И за что - за какое-то долбаное пианино. Не ломал он его, этого и в помыслах не было, только вот вцепился директор школы клещём в пацана, веселившего одноклассников (а главное, одну девчонку, дабы понравиться ей)- веником по клавишам шарахал, не более того. Пианино, коим Степан Ильич очень гордился, было предметом его особой гордости, военного в отставке - ни в каком учебном заведении послевоенного Береславля инструмента не было. Да что пианино - есть досыта не было, один учебник на класс, дети одеты невесть во что. Митька-то дальше гаммы одним пальцем в музыках не продвинулся. А вот у директора - какая-то патологическая любовь случилась к инструменту, не иначе. Это же надо какое совпадение! Вечером, когда в школе никого нет, Митька устроил свой небольшой концерт, сообщив друзьям, что он умеет забацать джазуху -что-то где-то слышал про заграничные ансамбли с ударными веничками да саксофонами... Пианино стояло прямо напротив директорского кабинета, дверь его открылась и вылетевший на звуки какофонии Степан Ильич поймал преступника на горячем - концерт был сорван.
    На самом деле прицепиться было к чему. Неоднократные прогулы Митьки достали его во весь, как говорится, рост, все "оздоровительные беседы" с братом, отцом сорванца, ни к чему не приводили. А что пацану скучно на уроках, в расчёт не принималось, и непостижимым образом четвертные оценки в табеле были хорошие и отличные, мальчишка явно был в курсе изучаемых предметов. Кто же виноват, что он технику обожал, разбирая с мужиками на МТС трактора, косилки, моторы - аккурат в учебное время. Что он помогал родителям по домашней работе и огороду нечего и рассказывать, это было в ту пору нормой! Мать свою Митька просто обожал - не раз она спасала его от смерти в годы фашисткой оккупации (а отец-то был в немецком плену!)А как он морем"болел"? Не было вопроса, на который он бы затруднился ответить по оснастке, скажем, парусника, где сыщется мальчишка, без запинки и с воодушевлением растолкующий вам разницу между бушпритом и стеньгой, или что такое вообще рангоут, а уж о знаменитых пиратах от Френсиса Дрейка с Генри Морганом  до Мэри Рид и Чжэн Ши мог рассказывать часами...Мальчишкам-приятелям казалось невероятным, что Уильям Кидд в 1701 году  был повешен, а его тело провисело в железной клетке над Темзой 23 года, как предупреждение корсарам о неминуемой каре. Как это будило воображение!
    Были предметы, по которым он получал и отличные оценки и уроков не пропускал - английский, например - но тут заслуга была классной училки, выпускнице Смольного института Марины Евлампьевны. Как её, старую деву, занесло в послевоенную Украину в их школу, никто не знал. И ей выделили, как и всем учителям, 15 соток под огород - кормитесь, будте любезны, как все. Только огород-то поливать надо, не во всякий месяц дождик-то капал, а до Днепра рукой, как говорится, подать - полтора километра. Что потопаешь, то и полопаешь... Бедные во всех смыслах учительницы вообще были костяком педагогического состава школ, мужчины в качестве преподавателей были тогда, после войны, редкостью
    Ещё Митька обожал карточные игры: и в дурака резались, и в буру, и в кинга - играли на деньги. Которых ни у кого не было. Так что мелкие поборы с одноклассников, а то и правонарушения посерьёзнее, были у пацанов в ходу... К чести Митьки, он деньги за выигрыш не брал, ибо отлично знал их происхождение. А долги ему должники отдавали очень оригинально: он "приговаривал" таскать воду на огороды учителей - непременно ночью, чтоб никто не видел. Попробуй отказаться! Свои же засмеют - слабак, должник и ханыга. А Митька практически не проигрывал - соображалка у него была отличная, он запоминал все вышедшие карты и, соответственно, что остались на руках у других. До шулерства они не опускались - кодекс чести в таком возрасте ещё работает.
Какая это была для него великая награда, когда уборщицы выпучив глаза делились новостями, перешептывались: опять Евлампьевне кто-то огород поливал ночью!..
Зима в южной Украине суровая не каждый год, но замёрзнуть без тёплой одежды можно без всяких проблем, ребята ходили одетые в очень непонятную, свободную форму - у кого что есть, и вопросы "откуда у тебя Это?" не задавались. Во время войны всяко бывало... Например, во время Березниговато-Снегирёвской операции кавалеристы генерала Плиева, прорвавшись в тыл, изрубили сотни не успевших понять что произошло немцев 6-й армии вермахта - так они и остались лежать в местах, где их настигло возмездие. А утром  все трупы оказались почему-то голыми. Такая "практика" была в то время общепринятой.
    За время войны по непонятным причинам невероятно расплодились зайцы, лисы, появились волки, давно исчезнувшие из этих мест. А у населения откуда-то появилось не учтённое стрелковое оружие, о котором не докладывалось, понятно, никому - вот в шкуры необработанные этого зверья и рядились все, от мала до велика - и шапки, и полушубки, и воротники. Не будешь охотиться - замёрзнешь: вот и весь сказ для защитников дикой природы. Мясо тоже почему-то не пропадало.
    Когда на педсовете поставили на голосование предложение Степана Ильича, не все проголосовали за исключение. Более того, дискуссия разгорелась с новой силой, когда слово взяла бывшая партизанка, заведующая школьной библиотекой, одноногая Степанида Марковна:" А вы хорошо знаете, кого хотите  сейчас исключить? Поглядите на формуляр Дмитрия, он прочитал за полгода около пятидесяти книг! Среди них руководство по агрономии, устройство радиоприёмника, оснастка парусного судна и так далее!" - она пустила формуляр по кругу для желающих ознакомиться учителей.
- И Этого Исключительного Мальчика вы хотите исключить??
Решение директора осталось непреклонным, хотя при голосовании его мнение победило с перевесом всего в один голос. Его.
 А через пару месяцев Cтепана Ильича ждало другое, более серьёзное потрясение. К нему в кабинет явился чин из районного КГБ и потребовал личное дело"явного врага народа и агента австралийской разведки". Оказалось, Митька с ещё одним таким же "кулибиным" сделали самостоятельно радиоприёмник, работавший на коротких волнах - из списанных частей динамо, реле и прочей электропримудрости, которой было достаточно на свалке МТС. Но этот приёмник мог работать и как радиопередатчик! С помощью морзянки и английского радиолюбители вышли на связь с коротковолновиком... из Брисбена, и он послал им сертификат об установлении не знающей железного занавеса связи. Вот с ним-то в кабинет директора товарищ и заявился... На сей раз Митька был реабилитирован дядей по полной программе...
   Ещё чин из госбезопасности обратил внимание, что в тесном кабинете директора стояло пианино. Так Вы ещё и музыкант?- спросил он.
- Не вполне,- насупился Степан Ильич,-убрал из коридора, чтоб охламоны ценную вещь не испортили, понимаешь ли... Собеседник понимающе лишь покачал головой.
9.1.2015