Венценосный Государь Николай II. глава 47

Анатолий Половинкин
XLVII

   Но вот сейчас, спустя столетие, когда подходишь к этой личности, и задаешься вопросом, каким же был на самом деле Григорий Ефимович Распутин, то впадаешь в некоторую растерянность. Во-первых, возникают сомнения по поводу тех источников информации, на котором базировались все сведения об этом таинственном человеке. И тут начинаешь невольно понимать, что ни один из них не внушает доверие. Прежде всего, потому, что все, кто распространял грязные слухи о Распутине, являлись закоренелыми врагами Николая II, его семьи, да и вообще самодержавия. Одно это заставляет остановиться, и поставить под сомнение все, что мы знали о нем ранее. Были ли свидетельства о нем правдой или же искусственно создавался миф о том, кто был последней надеждой Царской семьи? По сути, Распутин был единственным, кому доверяли Государь и его супруга, и нападки в его адрес, прежде всего, предназначались самому Императору. Били по Царю, так как в Распутине враги обнаружили его слабое место. Несмотря на всю грязь, которая была вылита на этого человека, нельзя отрицать одного. Он был единственным, кто помогал Царевичу Алексею в моменты обострения его болезни.
   Современный историк и исследователь Олег Платонов собрал сведения о Григории Распутине, которые кардинальным образом отличаются от общепринятых и распространенных о нем. Да если и разобраться, то многие из современников Распутина, распространявших негативные свидетельства об этой личности, отнюдь не являются лицами, заслуживающими доверия.  Более того, они иной раз вызывают категорическое неприятие, и недоумение по поводу того, как на эти источники вообще можно было ссылаться.
   Одной из таких фигур является князь Феликс Юсупов, на свидетельствах которого создавался миф о Распутине. Он обвинял Григория Ефимовича во всех смертных грехах, называя его конокрадом и утверждая, что и его отец был тоже конокрадом. Вот только как можно вообще ссылаться на Юсупова, как на источник информации, если он сам является никем иным, как убийцей Распутина, обманным путем заманившим того в ловушку, где он, вместе со своими сообщниками, собственноручно лишил его жизни? И каким же подлым и даже кощунственным способом это было сделано – ведь Юсупов пригласил Распутина в свой дом якобы для того, чтобы тот исцелил его болящую жену. До какого же цинизма дошел князь, если пригласив Григория в свой дом для совершения такого благого дела, он, с сообщниками, изуверским способом его убил.
   Разве могут россказни убийцы приниматься за источник информации. Убийца в первую очередь заинтересован в том, чтобы оправдать себя и свое преступление. Разве он, ненавидящий свою жертву лютой ненавистью в течение стольких лет, и вынашивающий планы ее убийства, может рассказать правду о том, кого он лишил жизни? Тем более что Юсупов отнюдь не испытывал по поводу своего злодеяния ни малейшего раскаяния. Более того, он возвел свое преступление в подвиг, утверждая, что он не человека убил, а тварь, дьявола в человеческом обличье. Совсем как Раскольников у Достоевского. И страшна участь такого вот нераскаянного Раскольникова. Безумие, творящееся у него в голове, и ненависть в сердце, все это является достаточным доказательством того, чего стоят все его свидетельства. Все они должны автоматически приравниваться ко лжи и клевете.
   Другой исследователь, Владимир Михайлович Руднев, на доклады и отчеты которого ссылаются многие историки, тоже оказывается под сомнением. Хотя бы по той причине, что он был членом Чрезвычайной Следственной Комиссии, при Временном правительстве. А временное правительство, как известно, отнюдь не питало симпатий ни к Царю, ни ко всем его приближенным. Вполне вероятно, что и Григория Распутина он мог ненавидеть именно за то, что тот был близок царской семье. И уж вдвойне ненавидел его за то, что он был способен облегчать страдания цесаревича.
   Не вызывает доверия и Председатель Государственной Думы Родзянко. И по той же самой причине. Дума, как и Временное Правительство, никак не может быть занесена в список друзей или просто лояльных к Императору.
   Но даже все эти вышеперечисленные враги Распутина признавали следующие факты: Распутин, вне всякого сомнения, был богомольцем. Проявлялось ли это только внешним образом или же таковым было его внутреннее состояние – неизвестно. В душу и в помыслы человека невозможно проникнуть. Всеми исследователями и современниками единодушно признается, что Распутин много путешествовал по святым местам, посещал гору Афон, и считал себя глубоко верующим человеком.
   Противники видели в Распутине всего лишь лицемера, обосновывая свою уверенность тем, что многие священники, епископы и архиепископы были настроены против него, обличая Григория во всевозможных грехах и пороках, в особенности в пьянстве и разврате. Но тот же Олег Платонов утверждает, что в точно таких же грехах обвинялся и Иоанн Кронштадтский. Общеизвестен и тот факт, что в девятнадцатом веке сектантом и еретиком безоговорочно признавался и Игнатий Брянчанинов, позже причисленный к лику святых.
   Не были ли все эти свидетельства всего лишь нападками врагов Николая II, царской семьи, да и личных врагов самого Распутина, которых у последнего было тоже великое множество? Как известно, любой человек, который стремится найти свой путь к Богу, а тем более, еще и обладает даром исцеления, вызывает крайнюю враждебность у тех, кто Бога ненавидит. Не произошло ли то же самое и с Григорием Распутиным, которого царская чета называла не иначе как «Наш Друг»?
   То же самое касается и нападок на Распутина со стороны Церкви. Ведь он, как известно, много обличал духовенство, как за его равнодушие к вере, так и за злоупотребление саном. Многим ли это могло понравиться? Многим ли людям нравится, когда их в чем-либо обличают? А духовенства это касается вдвойне, так как люди, носящие священнический сан, особенно подвержены гордыне, потому как считают себя избранниками Божьими, и если кто-то покушается на их непогрешимость, то это, без сомнения, вызовет в них прилив враждебности к обличающему. Подобные примеры имеются сплошь и рядом в нашей повседневной жизни.
   Достаточно вспомнить высказывание самого Распутина в адрес современного ему духовенства: «Поет и читает резво, громко, как мужик дрова рубит». То есть механически. Ни в том же самом обвиняем мы и современное нам духовенство? Как видно, на протяжении веков и тысячелетий ничего не меняется. Две тысячи лет назад Иисус Христос обвинял в том же самом и современных ему священников-фарисеев. Из Евангелия мы знаем, как они поступили за это с Христом. Так где же гарантия, что подобным образом не поступили и с Распутиным те, кого он обличал?
   Не следует забывать и того, что именно священник представил Распутина царской семье. И не просто рядовой батюшка, а епископ, духовник самой Императрицы. Весьма сомнительно, чтобы он привел к Императору первую попавшуюся личность. Такое решение наверняка было обосновано тем, что епископ верил Распутину, верил в его особенность, и в то, что Григорий был послан Богом. А тот факт, что позже он сам пошел против него, не может ли это означать, что Феофан просто приревновал к Распутину, тем более что Императрица стала гораздо больше доверять Григорию, нежели своему духовнику. Не в этом ли кроется объяснение такой нелюбви Феофана к Распутину?
   Обвинения Григория в принадлежности к «секте хлыстов», согласно исследованиям того же Олега Платонова, являются необоснованными, и не внушают никакого доверия.
   Одним словом, если подойти к делу с такой позиции, то Распутина могли просто оклеветать, и он, вполне возможно, и вовсе не был замешан ни в чем из того, в чем его так усердно обвиняли.
   Но что парадоксально, все, даже самые злейшие враги Распутина, признавали в нем ряд достоинств, в числе которых было полное отсутствие тяги к почестям и роскоши. Его жилье всегда было обставлено крайне скромно и без излишеств. Кроме того, Григорий был бессребреником, то есть в нем полностью отсутствовало желание обогатиться. Все пожертвования, которые он получал от влиятельных лиц, в том числе от императорской четы, он тут же жертвовал другим, переводил деньги на строительства храмов, бедным крестьянским семьям, и так далее. Себе он оставлял самый минимум, необходимый для того, чтобы прокормиться.
   Все признавали и то, что Распутин был очень отзывчивым человеком, и всегда оказывал помощь всякому, обратившемуся к нему. Тот же Руднев писал, что двери Распутина всегда были открыты для всех желающих. Григорий часто повторял цитату из Евангелия: «рука дающего не оскудеет». А примеров его благотворительности существует множество.   
   Олег Платонов рассказывает, что когда на экраны страны вышел фильм «Агония», оставшиеся в живых современники тех событий с негодованием отвергали показанное. По их словам Григорий Распутин был совершенно иным, нежели его экранный образ.  Не соответствовала как внешность, современники запомнили его невысоким и худощавым, всегда ходившим с посохом, так и его поведением и поступками. Что ж, фильм снимался по заказу КПСС, следовательно, и показать мог только то, что было угодно советской власти.   
   И наконец, следует привести неоспоримые факты того, что Григорий Распутин обладал даром исцеления. Каким образом он это делал, с помощью какой сверхъестественной силы, вероятно, навсегда останется загадкой. Однако примеров исцеления можно привести множество и без случаев оказания помощи царевичу Алексею. Тот же Руднев пишет, что Распутин исцелил от Виттовой пляски сына своего друга Симановича. Кроме того, Анна Вырубова, в своих дневниках неоднократно обвинявшая Распутина в двуличии, сама входит в число тех, кто был исцелен таинственным образом Григорием.
   Дело происходило в 1915 году, когда Вырубова была тяжело ранена во время железнодорожной катастрофы, едва не приведшей к ее смерти. Распутин, подойдя к лежащей без сознания женщине, поднял вверх руки, и произнес: «Аннушка, открой глаза». После этих слов пострадавшая действительно пришла в себя, и открыла глаза.
   У этого невероятного события было множество свидетелей, в числе которых оказалась и царская чета. Приписать все это простому совпадению невозможно.
   Ну и наконец, Распутин оказался единственным, кто был способен облегчать страдания наследника Алексея. Ему удалось сделать то, в чем оказались бессильны самые лучшие врачи. Он говорил Императрице: «Верь, что сбудется по молитве твоей; верь в могучую силу предстательства моего, и сын твой будет жив». Возможно, эти слова звучат несколько горделиво, но как могли не поверить в Распутина несчастные родители больного Алексея, если их единственный сын получал облегчение по молитвам того, кого они считали настоящим старцем.
   Многие полагают, что дар исцеления был послан Распутину отнюдь не Богом, и склонны приписывать его совсем другим силам. Однако выяснить правду в этом вопросе не под силу никаким историкам.
   Считается, что Григорий Распутин имел большое влияние на Николая II, но это неправда. К советам Григория Государь, конечно же, прислушивался, но далеко не всегда он поступал согласно им.
   Распутину принадлежат пророческие слова, которые он говорил Императору: «Моя смерть будет твоею смертью. Если меня убьют простолюдины, то ты, Государь, будешь жить. Если же меня убьет кто-нибудь из царского рода, то горе тебе, Государь. Умрешь и ты, и вся твоя семья».
   Что это, тоже совпадение? Слова Распутина оказались пророческими. С его смертью прекратилась и династия Романовых. Россия рухнула в бездну, в которую ее столкнула революция.
   Так кто же он был, Григорий Распутин? Старец, последняя надежда царской семьи, единственный человек, которому мог доверять Государь в последние годы своего правления?
   Или же дьявол во плоти, служитель темных сил, причина падения царской династии?
   Быть может, двуличная фигура, которая была для царской семьи одной, а для всех остальных совсем иной?
   Одно несомненно, Распутин был единственным человеком, кто оказывал реальную помощь больному наследнику, и враги самодержавия люто ненавидели его за это. Ведь они прекрасно осознавали, что в случае отречения Николая, трон переходил к наследнику, а если наследник обречен, то рухнет правление династии Романовых, рухнет и самодержавие. И они стремились любыми средствами устранить Распутина, опасаясь того, что он исцелит наследника, и тогда наступил бы неизбежный крах всей революции. Последняя надежда Императора должна была быть ликвидирована, и революционеры успешно справились с этой задачей.
   Интересен еще один факт, Анна Вырубова, которая преподносилась историками чуть ли не как главная любовница Распутина, по заключении медиков, эксгумировавших ее тело, оказалась девственницей. Кто знает, не являются ли все остальные похождения Распутина таким же мифом?