141. 1842г. Дело о последствиях паники в церкви се

Леонид Блохин
ГАНО ф. 151, оп.826, д №34

Дело о последствиях паники в церкви села Покров

Начато: 17 января 1842 г.
Кончено: 18 января 1842 г.

1842 года января 17 дня Члены составляющие Временное Отделение Сергачского Земского Суда при нахождении нижеподписанных  депутатов и понятых сторонних людей свидетельствовали в Церкви села Покрова разные повреждения сделанныя 6-го января во время свершения божественной литургии при смятении множества бывшего народа.

  По свидетельству сему оказалось
Внутри означенной Покровской церкви в трапезе и в четверых окошках хорам выбиты семь стекол из коих пять по распоряжению местного Благочинного церковным старостой Семеном Антоновым уже и вставлены, а два по невозможности открыть намокшую и замерзшую раму остаются невставленными. Сверх сего еще разбито три стекла: 1-е) на Святцах, 2-е) на Иконе изображающей страдание Спасителя и 3-е) в полукруглом окошке на лестнице, ведущей на хоры. Во святом алтаре Никольского придела престол во всем его облачении с места своего сдвинут и сделался подвижным; у Серебрянаго кадила оторвана средняя цепочка и находится при нем; у Паникадила аплик(?) отломлен один подсвечник и так же находится при нем; помято и местами испорчено пять больших подсвечников аплих(?). Совершенно поломано Аналой с захвопского(?) на кленке, стол водо-святительный и благословения хлебов, одежда же его Красной парчи изорвана.
   Местных свеч белого воска числом пять; стеклянный большой фонарь с рукояткою; жаровня листового железа и две деревянныя табуретки для сидения священникам. В Арке которого входят ко трапезы в настоящую холодную Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы, на левой стороне ниже железного пробоя штукатупка сверху потерта,ся кровь и стекшая но к за тем выджется по местам маленькими знаками запекшая кровь и стекшая как предположено объявленными  при сем священно- и церковнослужители и церковный староста села Покрова будто бы лица одного из сыновей деревни Соболева … крестьянина Трофима Никанорова. В этой же Арке одна половина полукруглой двери, отделяющей теплую церковь от холодной, местами попорчена. В верхнем пределе Филиппа Митрополита северная дверь тоже попорчена. Более сего никаких повреждений не указано и не замечено, и никакой утраты в церкви 6-го января – как объявили те же священно- и церковнослужители и староста – не последовало.
                Благочинный села Гагино иерей Григорий Филиппов
                Псаломщик ( подпись неразборчива)
Одиночные повреждения показывавший из значущиеся в сем свидетельстве объясняли: села Покрова священник Павел Веселовский, священник Александр Мухин, священник Василий Егоров Покровский, дьячок Гаврила Стефанов
   Дьячок Петр Степанов
  Дьячок Лев Александров Крылов
Билетный пономарь Михаил Князев
Вместо церковного старосты Семена Антонова неграмотного по его личной просьбе села Покрова свободный хлебопашец Иван Иванов руку приложил.
При сем находились понятые сторонние люди Сергачского уезда села Панова-Асанова Чирикова крестьяне: Фома Филиппов, Матвей Андреев, Иван Иванов, Емельян Иванов, Липат Григорьев, Алексей Терентьев, Лупп Васильев, Василий Тимофеев, Марк Пименов, Антроп Никитин, Евтипят Абрамов и Сергей Архипов, а вместо их неграмотных по личной  их просьбе села Покрова свободный хлебопашец Иван Иванов руку приложил.




1842 года января 18 дня в присутствии Временного Отделения Сергачского Земского Суда прихода села Покрова бывшие у обедни 6-го января в происшествии в церкви их тогда случившимся каждый порознь на законном /основании/ допрашеваны
и сказали:
Села Покрова свободные хлебопашцы:
1-й Сотский Андрей Осипов 52-х лет, грамоты не знает, отличных заслуг и пороков не имеет, в вере православной, на исповедях и у Святого причастия бывает, в День Богоявления Господня сего января 6-го числа в своей приходской церкви у обедни и во время слушания оной в большом стечении и тесноте народа начальный  тихий шум произошел от всеобщей давки, а потом в пределе Филиппа Митрополита на хорах от сильного прижатия к перилам самых крайних крестьян, коих стоя внизу трапезы заметить не мог, слышен стал крик, что падает, чего испугавшись и вообразив действительное падение всех хор, которые только одни перилы сильно скрипели, весь бывший в церкви народ и внизу и наверху взволновался и искал себе спасения повсюду – при каковом волнении некоторые из прихожан надвинуты были вплоть к большим свечам, горевшим перед местными иконами и опаляемы ими кричали горим, других без различия возраста и пола втиснули во весь святые Алтарь в трапезе находящиеся, троих смяли – как впрочем уже и выздоровлены, а одного Соболевского мальчика  Андрея Трофимова окровенили, сделав сверх сего повреждения Престолу в Никольском пределе, где начата была обедня, и разной церковной утвари. При втеснении народа сего частью в настоящую холодную церковь Покрова Пресвятыя Богородицы и помилованные первого страха волнения прекратились и сделалось тихо и спокойно. Тот же самый народ вмявший хоры к перилам на своем месте, стоял а при окончании обедни в настоящей церкви, злаго умысла в произведенном крике не было и похищения никакого притом не сделано ; остановить сего  волнения он был не в силах, а предупредить оное не имел никаких способов. Что все в подтверждении к деталям рапорта своего, показует по сущей правде.
                К сим допросил вместо сотского Андрея Осипова

2-я Солдатка Акулина Осипова, вышеописанному Андрею Осипову родная сестра, 50-ти лет, в относящимся до нее сказала то же самое
                - солдатки Акулины Осиповой
3-я Ульяна Трофимова 27-ми лет, Андрея Осипова невестка сказала то же самое
                - Жинка Ульяна Трофимова
4-я Онисья Андреева, 23-х лет, его же Осипова родная дочь, девка, сказала то же самое
                - Онисья Андреева
5-я Дарья Андреева, 13 лет, его же Осипова родная дочь, девка, сказала то же самое
                - Дарья Андреева
6-й Староста Купреян Иванов, 40 лет, в относящимся до него сказал то же самое, что и сотский Осипов
                -старосты Купреяна Иванова
7-й Иван Сафронов, 60-ти лет,  старосты Иванова родной отец, сказал то же самое
                -крестьянина Ивана Сафронова
8-i  Василий Иванов, 37 лет, старосты родной брат, сказал то же самое
                - Василия Иванова
9-й Андрей Купреянов, 13-ти лет, старосты Куприяна Иванова родной сын, сказал то же самое
                - Андрея Куприянова
10-й Яков Куприянов, 9-ти лет, старосты Иванова родной сын, сказал то же самое
                - Якова Куприянова
11-я Ирина Дорофеева, 60-ти лет, старосты мать, сказала то же самое
                -женки Ирины Дорофеевой
12-я Надежда Иванова, 18-ти лет,  старостина  родная сестра, девка, сказала то же самое
                - Надежды Ивановой
13-я Матрена Иванова, 12-ти лет, старостина сестра, сказала то же самое
                - Матрены Ивановой
14-я Прасковья Купреянова, 18-ти лет, старостина родная дочь, девка, сказала то же самое
                -Прасковьи Купреяновой
15-я Дарья Купреянова, 15-ти лет, старостина родная дочь, девка, сказала то же самое
                -Дарьи Купреяновой

Рядовые:
16-й Егор Гаврилов, 44-х лет, в относящимся до него сказал то же самое
-Егора Гаврилова

17-й Андрей Егоров, 23-х лет, вышеописанного Егора Гаврилова родной сын, сказал то же самое
- Андрея Егорова

18-я Солдатка Елена Гаврилова, того же Егора Гаврилова родная сестра,40 лет,  сказала то же самое
- Елены Гавриловой

19-я Прасковья Егорова 9-ти лет, того же Егора Гаврилова родная дочь, сказала то же самое
-Прасковьи Егоровой

20-й Иван Семенов , 30-ти лет, сказал то же самое
- Ивана Семенова
21-й Василий Ифалов, 14-ти лет, Ивна Семенова родной племянник, сказал то же самое
- Василия Ифалова

22-й Михаил Иванов, 8-ми лет, 20-го Ивана Семенова родной сын, сказал то же самое
-Михаила Иванова

23-я Пелагея Ифалова, 16-ти лет, 20-го Семенова племянница, сказала то же самое
- Пелагеи Ифаловой

24-й Аким Акимов, 66-ти лет, сказал то же самое
-Акима Акимова

25-й Гавриил Акимов, 45 лет,  24-го Акима Акимова родной сын, сказал то же самое
-Гавриила Акимова
26-й Иван Андреев, 15-ти лет, того же Акима Акимова внук, сказал то же самое
-Ивана Андреева
27-й Кирил Гаврилов, 10 лет, того же Акима Акимова внук, сказал то же самое
- Кирила Гаврилова

28-я Крестьянка Прасковья Демидова, 20-ти лет, того же Акима Акимова внука, сказала то же самое
- крестьянки Прасковьи Демидовой

29-я Прасковья Андреева, 21 года, того же Акима Акимова внука, сказала то же самое
-Прасковьи Андреевой

30-й Иван Романов, 43-х лет, сказал то же самое
- за отца Ивана Романова

31-й Иван Иванов, 25 лет, 30-го Ивана Романова родной сын, сказал то же самое
- за себя Ивана Иванова

32-й Егор Иванов, 8-ми лет, 30-го Ивана Романова второй сын, сказал то же самое
-Егора Иванова

33-й Панферий Емельянов, 43-х лет, сказал то же самое
-Пенферия Емельянова

34-й Андрей Панферьев, 13-ти лет, 33-го Панферия Емельянова родной сын, сказал то же самое
-Андрея Панферьева

35-й Тимофей Никитин, 56-ти лет, сказал тоже самое
- Тимофея Никитина

36-й Дмитрий Тимофеев, 15-ти лет, 35-го Тимофея Никитина родной сын, сказал то же самое
-Дмитрия Тимофеева

37-й  Андрей Тимофеев, 12-ти лет, того же Тимофея Никитина второй сын, сказал то же самое
- Андрея Тимофеева

38-я Анна Петрова, 20-ти лет, 35-го Тимофея Никитина невестка, сказала то же самое
-Анны Петровой

39-й Тарас Филиппов, 43-х лет, сказал то же самое
-Тараса Филиппова

40-я Аграфена Тарасова, 17-ти лет, 39-го Тараса Филиппова родная дочь, сказала то же самое
-Аграфены Тарасовой

41-й Евстей Максимов 50-ти лет, сказал то же самое
-Евстея Максимова

42-й Максим Мартьянов, 81-го года, 41-го Евстея Максимова отец, сказал то же самое
-Максима Мартьянова

43-я Аграфена Филиппова, 45 –ти лет, 42-го Мартьянова невестка, сказала то же самое
-Аграфены Филипповой

44-я девка Прасковья Евсеева, 20-ти лет, 41-го Евсея Максимова дочь, сказала то же самое
-Прасковьи Евсеевой

45-я девка Прасковья Евсеева, 9-ти лет,  Евсея Максимова вторая  дочь, сказала то же самое
-Прасковьи Евсеевой

46-я Девка Пелагея Фокеева, 14 –ти лет, 41-го Евсея Максимова родная племянница, сказала то же самое
-Пелагеи Фокеевой

47-я Евфросинья Фокеева, 10-ти лет, Евсея Масимова родная племянница, сказала то же самое
- Евфросиньи Фокеевой

48-й Иван Денисов, 58-ми лет, сказал то же самое
-Ивана Денисова

49-я Девка Авдотья Иванова, 28-ми лет, 48-го Ивана Денисова родная дочь, сказала то же самое
-Авдотьи Ивановой

50-я вдова Екатерина Артемьева, 35-ти лет, сказала то же самое
- Екатерины Артемьевой

51-я девка Дарья Романова, 12-ти лет, 50-й вдовы Артемьевой племянница, сказала то же самое
-Дарьи Романовой

52-й Мирон Иванов, 44-х лет, сказал то же самое
-Мирона Иванова

53-я Прасковья Миронова, 15-ти лет, 52-го Мирона Иванова родная дочь, сказала то же самое
-Прасковьи Мироновой

54-й Иван Ефимов, 36-ти лет, сказал то же самое
- Ивана Ефимова

55-я девка Устинья Иванова, 11-ти лет, 54-го Ивана Ефимова дочь, сказала то же самое
-Устиньи Ивановой
56-я Екатерина Иванова, 8-ми лет, 54-го Ивана Ефимова вторая дочь, сказала то же самое
-Екатерины Ивановой

57-й Максим Алексеев, 61-го года, сказал то же самое
- Максима Алексеева

58-й Федор Константинов, 13-ти лет, 57-го Максима Алексеева внук, сказал то же самое
-Федора Константинова

59-я солдатка Агафья Никитина, 21-го года, 57-го Максима Алексеева невестка, сказала то же самое
-Агафьи Никитиной

60-й Тимофей Андреев, 20-ти лет, сказал то же самое
- Тимофея Андреева

61-я Екатерина Михайлова 20-ти лет, 60-го  Тимофея Андреева жена,  сказала то же самое
-Екатерины Михайловой
62-я Авдотья Андреева, 10-ти лет, 60-го Тимофея Андреева сестра, сказала то же самое
- Авдотьи Андреевой

63-й Никита Петров, 57-ми лет, сказал то же самое
- Никиты Петрова

64-й Яков Никитин, 35-ти лет, 63-го Никиты Петрова родной сын, сказал то же самое
- Якова Никитина

65-я Вера Яковлева, 26-ти лет, 64-го Якова Никитина жена второго брака, сказала то же самое
- Веры Яковлевой

66-й Андрей Никитин, 23-х лет, 63-го Никиты Петрова второй сын, сказал то же самое
- Андрея Никитина

67-й Матвей Никитин, 11-ти лет, 63-го Никиты Петрова третий сын, сказал то же самое
- Матвея Никитина

68-й Филипп Яковлев 9-ти лет, 64-го Якова Никитина сын от 1-го брака, сказал то же самое
- Филиппа Яковлева

69-я девка Марфа Яковлева, 13-ти лет, 64-го Якова Никитина дочь, сказала то же самое
- Марфы Яковлевой

70-й Мирон Иванов, 18-ти лет, сказал то же самое
- Мирона Иванова

71-я Марина Петрова, 18-ти лет, 70-го Мирона Иванова жена, сказала то же самое
- Марины Петровой

72-я крестьянка Матрена Степанова, 35-ти лет, 70-го Мирона Иванова мать, сказала то же самое
-Матрены Степановой

73-й Василий Иванов, 32-х лет, сказал то же самое
- Василия Иванова

74-й Дмитрий Иванов, 28-ми лет, сказал то же самое
-Дмитрия Иванова

75-я Авдотья Осипова, 27-ми лет, Дмитрия Иванова жена, сказала то же самое
- Авдотьи Осиповой

76-й Степан Ефимов 18-ти лет, сказал то же самое
- Степана Ефимова

77-я Матрена Васильева, 18-ти лет, 76-го Степана Ефимова жена, сказала то же самое
- Матрены Васильевой


78-й Андрей Антропов, 33-х лет, сказал то же самое
- Андрея Антропова

79-й Василий Михайлов, 16-ти лет, сказал то же самое
- Василия Михайлова

80-й Емельян Михайлов, 11-ти лет, 79-го Василия Михайлова родной брат, сказал то же самое
- Емельяна Михайлова

81-й Варлам Тимофеев 36-ти лет, сказал то же самое
- Варлама Тимофеева

82-й Федор Ефимов, 14-ти лет, 81-го Варлама Тимофеева племянник, сказал то же самое
-Федора Ефимова

83-й Егор Яковлев, 53-х лет, сказал то же самое
- Егора Яковлева

84-я Екатерина Петрова, 24-х лет, 83-го Егора Яковлева жена второго брака, сказала то же самое
- Екатерины Петровой

85-й Иван Сергеев, 60-ти лет, сказал то же самое
- Ивана Сергеева

86-й Василий Иванов, 36-ти лет, 85-го Ивана Сергеева родной сын, сказал то же самое
- Василия Иванова

87-я Маланья Филиппова, 36-ти лет, 86-го Василия Иванова жена, сказала то же самое
- Маланьи Филипповой

88-я солдатка Авдотья Иванова, 30-ти лет, 85-го  Ивана Сергеева родная дочь, сказала то же самое
Авдотьи Ивановой

89-й Филипп Никитин, 53-х лет, сказал то же самое
- Филиппа Никитина

90-й Иван Филиппов, 24-х лет, 89-го Филиппа Никитина родной сын, сказал то же самое
- Ивана Филипп

91-я Феврония Варфоломеева, 24-х лет, 90-го  Ивана Филиппова жена, сказала то же самое
- Февронии Варфоломеевой

92-я девка Прасковья Егорова, 18 лет, 89-го Филиппа Никитина падчерица, сказал то же самое
- девки Прасковьи Егоровой

93-й Егор Яковлев, 31-го года, сказал то же самое
- Егора Яковлева

94-й Федор Иванов, 40-а лет, сказал то же самое
 - Федора Иванова

95-й Иван Иванов, 23-х лет, 94-го Федора Иванова родной брат, сказал то же самое
- Ивана Иванова

96-й Иван Иванов, 14-ти лет, сказал то же самое
 - Ивана Иванова

97-й Федор Иванов, 11-ти лет, 96-го Ивана Иванова брат, сказал то же самое
- Федора Иванова

98-я девочка Марья Иванова ,8-ми лет, 96-го Ивана Иванова сестра, сказала то же самое
- Марья Ивановой

99-й Федор Кирилов, 28-ми лет, сказал то же самое
- Федора Кирилова

100-я Прасковья Никитина, 27-ми лет, 99-го Федора Кирилова жена второго брака, сказала то же самое
- Прасковьи Никитиной

101-я  девка Настасья Кирилова, 18-ти лет, 99-го Федора Кирилова родная сестра, сказала то же самое
- Настасьи Кириловой

102-я девочка Татьяна Федорова, 9-ти лет, 99-го Федора Кирилова дочь от первого брака, сказала то же самое
- Татьяны Федоровой

103-й Тимофей Фадеев, 52-х лет, сказал то же самое
- Тимофея Фадеева

104-й Федор Тимофеев, 19-ти лет, 103-го Тимофея Фадеева родной сын, сказал то же самое
- Федора Тимофеева

105-я Матрена Прокофьева, 19-ти лет, 104-го Федора Тимофеева жена, сказала то же самое
- Матрены Прокофьевой

106-я девка Матрена Тимофеева, 16-ти лет, 103-го Тимофея Фадеева родная дочь, сказала то же самое
Матрены Тимофеевой

107-я солдатка Прасковья Варфоломеева, 30-ти лет, 103-го Тимофея Фадеева невестка, сказала то же самое
- Прасковьи Варфоломеевой

108-я девка Матрена Трофимова, 15-ти лет, 107-й солдатки Варфоломеевой родная дочь, сказала то же самое
- Матрены Трофимовой

109-й Фрол Варнаввин, 20-ти лет, сказал то же самое
- Фрола Варнаввина

110-я Прасковья Яковлева, 19-ти лет, 109-го Фрола Варнаввина жена, сказала то же самое
- Прасковьи Яковлевой

111-я девка Прасковья Варнаввина, 19-ти лет Фрола Варнаввина родная сестра, сказала то же самое
- Прасковьи Варнаввиной

112-го Василий Прокофьев, 63-х лет, сказал то же самое
- Василия Прокофьева

113-й Сергей Васильев, 29-ти лет, 112-го Василия Прокофьева сын, сказал то же самое
- Сергея Васильева

114-я девка Настасья Сергеева, 12-ти лет, 113-го Сергея Васильева дочь, сказала то же самое
- Настасьи Сергеевой

115-я девочка Онисья Сергеева, 9-ти лет, 113-го Сергея Васильева дочь, сказала то же самое
 - Онисьи Сергеевой

116-я девка Наталья Ермолаева, 17–ти лет, сказала то же самое
- Натальи Ермолаевой

117-я девка Авдотья Андриянова, 17-ти лет, сказала то же самое
- Авдотьи Андрияновой

118-й Петр Федоров, 55-ти лет, сказал то же самое
- Петра Федорова

119-й Иван Петров, 8-ми лет, 118-го Петра Федорова сын, сказал то же самое
- Ивана Петрова

120-й Иван Герасимов, 25-ти лет, сказал то же самое и дополнил к тому еще, что от испугу на хорах он надел на себя шапку и не испомнит скоро ль снял ее
- Ивана Герасимова

121-я Федора Филипова, 24-х лет, 120-го Ивана Герасимова жена, сказала то же самое
- Федоры Филипповой

122-й Михаил Герасимов, 23-х лет, сказал то же самое
- Михаила Герасимова

123-й Анна Сергеева, 21-го года, 122-го Михаила Герасимова жена, сказала то же самое
- Анны Сергеевой
124-й  Никифор Герасимов, 18-ти лет, сказал то же самое
 - Никифора Герасимова

125-я Василиса Яковлева, 18-ти лет, 124-го Никифора Герасимова жена, сказала то же самое
- Василисы Яковлевой

126-й Козьма Харитонов, 41-го года, сказал то же самое
Козьмы Харитонова

127-й Василий Семенов, 20-ти лет, сказал то же самое
-Василия Семенова

128-я Феврония Дмитриева, 18-ти лет, 127-го Василия Семенова жена, сказала то же самое
-Февронии Дмитриевой




(Копировано в ГАНО г.Нижний Новгород  02.03.2015 г.)