Монетка

Михаил Дак
          Случаи детского воровства происходят часто. Происходили и будут происходить. Как говорят психологи: самая распространенная причина детского воровства  - это импульсивность. Всем детям тяжело контролировать свои желания. Импульсивность импульсивностью, а контролировать надо. Хорошо, когда есть кому научить, пресечь в корне, чтобы потом неповадно…
         
          Таньке  было семь лет. Её все так звали и родители, и друзья, и соседи. Росла сорванцом, дралась и во дворе, и в школе. Мама, встречая её с улицы, обречённо говорила: "Танька, на тебе же всё "горит", одежды не напасёшься". Жалобы родителям поступали от детей и взрослых  с завидной регулярностью.  Была у неё  сестра старше на год  – Лена… Леночка.  Спокойную, мягкую, добрую - её любили все. Слова грубого не скажет никогда, от соседских старушек не отмахнется.  Все удивлялись, что  в одной семье - такие разные девочки.  Если Леночку ставили в пример, то  с Танькой  запрещали дружить. Но между собой сёстры жили душа в душу.  Младшая лупила  во дворе детей за старшую, если её обижали; старшая дома защищала младшую от гнева родителей, когда той грозило наказание.
         
          Был месяц май. В южном городке жарко по-летнему. В тот день Лену позвала к себе    подруга Наташа, которая жила неподалёку, их родители тоже дружили. Танька от нечего делать потащилась с сестрой. Наташа делала причёски своей длинноволосой кукле Анжелике, Лена шила для неё новое платье. Откровенно скучая (хотя игры в куклы ей тоже были не чужды), Танька забрела в соседнюю комнату, где на полированной тумбочке красовался большой  новый телевизор «Горизонт» - гордость Наташкиных родителей. Равнодушно бросив на него взгляд, Таня замерла... на телевизоре  стояли монетки, именно стояли, составленные  башенкой. Она подошла поближе... точно, 15-копеечные монетки. Много, штук двадцать, наверное… И Танькина рука сама собой  потянулась к этой башенке. Она осторожно сняла одну монетку и зажала ее в кулаке. В шлепанцы не засунешь, в сарафане нет карманов... ну куда?.. Посидев еще несколько минут, она стала звать Лену домой. «Уж больно есть хочется». Сестра спорить не стала, и они направились домой. «Сейчас поем - и на Пятак, к ларьку. Куплю «Крем-Брюле», а может и шоколадное будет»,- мечтала Танька.
         
          Дверь им открыла мама, которая никогда раньше не приходила домой на обед. Танька от неожиданности заметалась у порога, но  быстро сообразив, засунула монетку под тряпку у входной двери и, довольная собой, вслед за сестрой зашла в квартиру. Через некоторое время Таньку позвала мама. Она пошла на голос. Мама стояла на пороге  и держала в руках тряпку, уже мокрую. Видимо хотела помыть лестничную площадку. Таню обдало холодом, и она с ужасом поняла, что вот он... конец. Мама  показала на монетку, сиротливо лежащую на кафеле у двери, и спросила: «Твоя?.. Где взяла?..».  Таня  выпучила глаза, покраснела (она всегда так делала, прежде чем соврать… вернее, оно само так делалось). «Не вздумай врать, хуже будет»,- сказала ледяным голосом мама. «Куда уж хуже», - мелькнула мысль, и Танька тут же выпалила всё «как на духу». В ответ получила несколько шлепков мокрой тряпкой пониже спины и по ногам. Она мужественно стиснула зубы и даже не вскрикнула. На шлепки и кряхтение из кухни выскочила встревоженная Лена и крикнула, ещё не поняв, что произошло:  «Не надо, она больше так не будет». Мама опустила тряпку и сказала: «Сама не хочу, а что делать?». И тут же  ответила: «Прямо сейчас берёшь деньги и идешь туда, где взяла, признаёшься, что ты это украла и просишь прощенья. Потом сразу домой… и никакой сегодня больше улицы. А если сама не пойдешь, значит, я пойду с тобой, и будем краснеть вместе. И пойми: дело не в том, много это или мало 15 копеек (именно столько давали родители им с сестрой ежедневно в школу), а в том, что УКРАЛА. Не ты положила, не тебе и брать».
         
          Спорить было бесполезно, и Танька, уже не сдерживаясь, рыдая в голос,  побрела вниз по лестнице. Лена догнала сестру  на выходе из подъезда, и стала успокаивать, одновременно распекая и стыдя её. Она говорила, что сестра-воровка ей не нужна, что вести себя так, как будто никогда в жизни не ела мороженого стыдно, что  можно было у родителей попросить. Короче  – позор из позоров! «Я не знаю, что делать, если родители Наташи уже дома, посмотрим.  А если она одна, я буду её отвлекать, а ты положишь деньги  назад», - сказала она под конец гневной тирады. У Таньки с плеч будто гора свалилась. Как хорошо, что у неё такая сестра, ни у кого такой больше нет... Наташа была дома одна, родители ещё не пришли с работы (значит пропажу не заметили), и операция по возвращению монетки  прошла успешно. 
         
          Домой они шли  умиротворённые, довольные, что всё обошлось, и  представляли себе, что было бы, если б родители Наташкины были дома. Позор на весь городок!.. И родители как смотрели бы в глаза родителям Наташи... и всё в том же духе. Это был урок Таньке на всю оставшуюся жизнь. Она  не переживала за то, что её вечером  не пустят на улицу. Пустят… Папа всегда говорит, что  Леночка – это Танькина совесть, зато Танька Леночку никогда в обиду не даст. Не пойдёт же Лена одна, а вдруг кто обидит...


25 марта 2015 года