Размышления в пещерах

Виктор Анисимов
(философско-религиозное эссе)



   Утопают в густой зелени высокие берега Днепра у древнего города Киева. После майской грозы острее пахнет каштанами и сиренью. Голубой утренней дымкой подёрнуты равнинные дали левобережья. В этот предрассветный час тихо в Киеве. Не очнулся ещё город ХХI века ото сна, отдыхает от страстей людских, готовится к новым хлопотам зарождающегося буднего дня. А с рассветом заволнуется опять море людское, мир наполнится множеством звуков. Но не тех, которые слышны были в былинные времена первых князей киевских -  стуком топоров, мелодичным пением пастушеских рожков, выкриками уличных торговцев, песнями гребцов на ладьях, что легко скользят по великой реке. Город проснётся от скрежета металла, рёва моторов, гудков автомобилей и других звуков, столь необычных для Киева тех далёких времён. Постепенно улицы города наполнятся людьми, вечно куда-то спешащими со своими страстями и заботами, добрыми и злыми помыслами. Жизнь закрутит, завертит киевлян и приезжих. Муравейник большого города придёт в движение.
 
   Это движение не затронет только тех, кто уже много веков спокойно взирает на всю эту суету из своих выдолбленных в камне пещер. Это - великие старцы-подвижники, нетленные мощи которых покоятся в Ближних и Дальних Пещерах Киево-Печёрской Лавры. Добровольно уйдя в затвор иногда на многие годы до конца своей жизни, они завершили свой земной путь в этих каменных склепах. Их мощи - это сгустки благодатной энергии, которую ощущают те, кто спустился сюда из шумного Киева в удивительный мир подземных пещер.

   Почему и зачем отгораживали себя эти старцы от окружающего мира, заживо замуровывали себя в каменных кельях? Может быть потому, что там и только там они находили необходимое уединение для общения со Спасителем? Или готовили себя к встрече с Ним?  Тогда почему в наше время и уже давно никто из монахов больше не уходит в затвор? Может что-то изменилось в этом мире? Или, быть может, что-то изменилось в самих людях, сейчас его населяющих?

   Некоторые утверждают, что поведенческая психология человека остаётся неизменной с первобытно общинного строя, даже раньше - со времени появления homo sapiens. Эти определяющие поведение человека пружины - жадность и щедрость, корысть и доброта, ревность и злоба, любовь и ненависть - остаются неизменными тысячелетия. Они прошли как шило через масло сквозь все возможные общественные формации, государства и империи, будь то Шумерская цивилизация, Египет фараонов, античная Греция, Древний Рим, Киевская Русь, империя Карла Великого, наполеоновская Франция или современный глобализирующийся мир. Даже попытка воспитания так называемого нового человека коммунистического общества, провозглашённая приоритетной целью Программы КПСС, потерпела полный провал. Человек остался таким же, как был, со всеми присущими ему положительными и отрицательными качествами. Природа человека не изменилась. Может быть, и слава богу?Надо надеяться, что даже назойливые попытки насаждения в современном обществе под предлогом защиты прав человека свободы для участников сексуальных меньшинств не увенчаются успехом и не приведут к чудовищному искажению этой вечной и благословенной природы человека воспроизводить себе подобных.

   Как с позиций человека сегодняшнего дня оценивать самоотречение старцев-затворников в Пещерах Киево-Печёрской Лавры? Именно сознательное самоотречение? Ведь добровольно уйти из этого мира и осознанно обречь себя на затвор - жизнь в каменных кельях в полнейшем одиночестве - дело не шуточное. Любого посетителя Пещер не может не поражать крохотные оконца в стенах келий, через которые другие иноки приносили затворникам свечи, воду и скудную пищу. А если принесённое ими оставалось нетронутым, это означало, что затворник ушёл в мир иной... Хотя он уже как бы наполовину был в этом ином мире, сознательно обрекая себя на затвор!

   Как говорят, по уставу монастыря тело ушедшего к Господу замуровывали в специальной нише, выдолбленной в стене Пещеры - локуле. Только по прошествии трёх лет разрешалось открыть локулу. В некоторых из них совершалось Чудо, и люди обнаруживали там нетленные мощи. Имена основателей Ближних и Дальних Пещер - преподобных Антония и Феодосия - с благоговением произносятся монахами Киево-Печёрской Лавры, многочисленными прихожанами и паломниками. Они приходят сюда молиться, прикоснуться к мощам великих старцев и просить помощи от житейских невзгод, исцеления от болезней.

   В лабиринтах подземных Пещер мирно покоятся нетленные мощи подвижников. Некоторые из них были свидетелями Батыева нашествия, многочисленных волн иноземных захватчиков, захлёстывающих эти днепровские берега в разные периоды истории Киева. Что думали, что чувствовали они при этих набегах? В одном из лабиринтов Пещер покоится Илья Муромец, легендарный защитник Руси. Из-под ткани, в которую обёрнуты мощи Святого, видна огромная нетленная кисть руки былинного Богатыря. И порой кажется, что настанет время, когда встанет Илья со своего ложа и, как прежде, начнёт беспощадно разить этой рукой всех недругов земли Русской...

Киев, май 2012 года