Старая записка

Тоненька
        Бабушка Соня лежала тихо с закрытыми глазами, сухонькие морщинистые руки, скрещенные на груди, на белой глади пододеяльника казались безжизненными. Темные круги очерченных глазниц выдавали ее плохое самочувствие, но она ни на что не жаловалась,  покорно отдав себя на волю судьбы.

        На прошлой неделе ей исполнилось девяносто лет, гостей приехало  много: все ее дети, внуки и правнуки, которые собрались вместе в такой знаменательный для старушки день – всего сорок восемь человек.
 
        Теперь все разъехались, в доме наступила долгожданная тишина, старому человеку такого рода мероприятия утомительны, несмотря даже на то, что это был ее праздник.

        - Люсенька, ты ли? – услышала я тихий бабушкин голос.

        - Да, бабуль, ты спи, я буду тихо.

        - Да не сплю я, Люсенька, мечтаю.

        - Что ты делаешь? Мечтаешь? – я не смогла скрыть своего удивления, о чем может мечтать человек ее возраста?

        Как наивна молодость! Мы живем своими надеждами, лелеем в себе свои желания, строим планы, думая, что такая жизнь свойственна только молодым. Вот и я тоже удивилась ответу своей престарелой прабабушки, даже не подумав, что могу обидеть ее своим вопросом.

        - Да-да, моя девочка! Я мечтаю о долгожданной встрече с любимым. Люсенька, а не могла бы ты выполнить мою одну необычную просьбу? – баба Соня, как я ее называла, казалась слегка смущенной.

        - Да, сколько угодно! – я улыбнулась, присела у кровати и чмокнула бабушку в нос, чувствуя за собой некоторую вину.

        Я представить себе не могла, какого рода просьбу приготовила старушка, но в нашей семье бабушку уважали все и слушались безоговорочно. К тому же старческим слабоумием моя бабуля не страдала, чему все мы несказанно радовались, потому я изобразила внимательного слушателя, не ожидая услышать ничего странного.

        - Съезди  в Слободу, там, напротив кладбища - роща березовая, справа у самого поля при дороге растет кривая береза, ее ствол в войну осколком снаряда перебило, а она выжила, поднялась, ну ты поймешь, когда увидишь. Возьми с собой лопату, нужно копать с северной стороны ствола. Там, в земле найдешь бутылку, в ней записка, привези мне ее… если она там еще сохранилась…

        - Бабушка, какую бутылку?- мне все же показалось, что у моей бабули какие-то причуды, так я истолковала ее просьбу.

        - Да, простую стеклянную бутылку, что ты непонятливая такая?! – баба Соня начала волноваться, дыхание сбилось, и она закашлялась.

        - Хорошо, хорошо, не волнуйся ты так, я все поняла. Конечно, сегодня же и поеду, с Вовкой на велике, - я не хотела сердить ее еще больше, потому поспешила завершить разговор.

        Вовка – мой друг с самого детства, самый преданный. Нас давно уже поженила людская молва, но ничего такого между нами нет, мы просто друзья. Он откликнулся на мою просьбу составить мне компанию до Слободы, даже не спросив, что я там забыла.

        Слобода - маленькая умирающая деревушка за рекой, была, что называется малой родиной моей бабушки, в ней прошло ее детство и юность, а после она вышла замуж и поселилась на другом берегу реки, в большой деревне Петровщина, где мы и живем по сей день.

        Всю дорогу мы с Вовкой шутили, рассказывали смешные истории, обгоняя друг друга на узкой тропинке. Идти пешком – расстояние приличное, километров восемь, а на велосипедах мы доехали очень быстро, даже не заметив пути.

        - А что мы там делать будем? В деревне ведь уже почти никто не живет, все дома опустели, даже развалились некоторые, - Вова спросить-то спросил, но ответ его почти не интересовал, потому что он уже отвлекся,  направляясь к реке – мы подъехали к мосту через речку.

        - Ты куда?

        - Кажется, рыбу увидел, может, сюда приеду рыбачить, - он быстро сбежал по склону берега, всматриваясь в гладь воды.

        -  У нас другое дело, Вов, давай, ты в следующий раз посмотришь.

        - Ладно, мне показалось, - он послушно уже выбрался на дорогу, поднял брошенный велосипед, и мы поехали в деревню.

        Старое деревенское кладбище утопало в зелени разросшихся по периметру старых вязов, на центральной аллее часть старых деревьев уже пришлось спилить, во время урагана несколько тяжелых веток упали на памятники, разрушив надгробья. Здесь было холодно и страшно, в небе кружили черные вороны, напоминая о бренности бытия.

        Березовая роща через дорогу напротив, стройным рядом белых стволов, наоборот, являла собой продолжение жизни и светлых надежд. Или такое впечатление осталось только у нас.

        - Посмотри, Люська, выходишь из кладбища, а здесь такая красота, птицы поют, березки шелестят листвой, словно успокаивают того, кто только что потерял родного человека, дают ему надежду, что жизнь продолжается.

        Я, молча, кивнула, думая о том же. Меня нисколько не удивляло, что даже мысли у нас с Вовкой совпадают. Глупая девочка, я еще не понимала, что такая идиллия между людьми – редкость, и отношениями нужно дорожить. Все, что я узнала позже, заставило меня взглянуть на жизнь по-иному.

        Знаменитую бабушкину березу мы увидели сразу.  Дерево представляло собой удивительное чудо природы, от корня на высоту около полуметра оно росло прямо, затем под углом в 90 градусов ствол ложился горизонтально, а через метра два, под таким же углом устремлялся вертикально вверх.  Эти два метра, как ложе, давали возможность путнику отдохнуть в тени дерева, наслаждаясь шумом ветра в кроне.
 
        Мы посидели минут десять, затем приступили к поиску «клада». Раскопав яму в полтора метра диаметром, мы, наконец, вырыли  ту самую бутылку с запиской внутри.
 
        Казалось настоящим чудом, что бутылка цела, потому что по ее форме стало понятно – довоенный раритет, в наше время таких днем с огнем не найти, разве что в коллекциях любителей старины, даже пробка на ней была залита сургучом. Внутри лежала пожелтевшая от времени бумажка со следами чернил. Нам стало ясно – этому «сокровищу» много лет.

        Бабуля, увидев бутылку, прослезилась.

        - Надо же, нашли! А я уже не верила, что она там сохранилась, столько лет прошло…

        - Ба, а что там внутри?

        - Клятва там, деточки, на крови написана.

        - Чья клятва? Почему на крови?

        - Моя клятва и суженого моего. Мы только в любви друг другу признались, а тут война. Мне семнадцать годков, ему двадцать – дети совсем. Он на фронт уходил, а я оставалась. Вот и дали мы друг другу клятву, записали на бумажке этой, он с одной стороны, я – с другой, кровью своей скрепили, друг у друга не читая.

        - Как интересно! – я подпрыгивала от восторга, прикоснувшись к такой тайне. – Давай скорее достанем, я так хочу знать, что вы друг другу обещали.

        - Ну, что я ему обещала, я помню, а вот, что он мне писал, узнать хочу перед смертью.

        - А раньше, почему не прочли, пока дедушка живой был? – на моем языке вертелось тысяча вопросов, ведь это все так интересно.

        Бабушка не ответила, лишь посмотрела на меня долгим взглядом…

        Дедушка Петя, точнее прадедушка, умер уже более десяти лет тому назад. Они с бабушкой Соней прожили вместе почти шестьдесят лет в любви и согласии, в семье отношения эти ставились в пример всем поколениям, как образец преданности и терпения.

        И вот в моих руках старая записка, кое-где размытые чернила, но буквы хорошо видны, узнаю бабушкин почерк. Руки мои дрожат от волнения, голос тоже, но я, взглянув на притихшую в ожидании бабушку Соню, начинаю читать:

        - Коля…, - ничего не понимаю, какой Коля? Дедушку звали Петя. Смотрю на бабушку, но она вся, как натянутая струна –  ждет…

        «Коля, не знаю, как сложится жизнь, будем ли мы с тобой вместе, боюсь даже мечтать об этом, чтобы не сглазить. Я очень тебя люблю и хочу стать твоей женой, когда ты вернешься с войны. Нашу первую доченьку мы назовем Светланкой, ну а кто будет следующий, ты решишь сам. Люблю тебя и целую. Твоя Сонечка»

        Переворачиваю лист, небольшими кругленькими буквами, размеренно и ровно, как в школьной тетрадке выведена клятва сердца незнакомого мне человека: 

        «Дорогая моя девочка, не знаю, вернусь ли я живым, но я клянусь, что где бы я ни был, живой или мертвый, я никогда тебя не забуду, любовь моя вечна, как небо и звезды. Я хочу, чтобы ты прожила долгую счастливую жизнь, и если не я, то пусть кто-то другой сделает тебя счастливой, пусть у вас родятся дети и внуки, пусть ни одна слезинка не упадет из твоих прекрасных глаз. Я знаю, рано или поздно, мы все равно встретимся, чтобы больше никогда не расставаться, потому что я очень сильно тебя люблю и верю, что это взаимно. Твой Николай»

        Со слезами на глазах я дочитала записку, бабуля моя тоже вытирала свои глаза.

        - Знала я, что это он - Ангел мой, берег меня все эти годы, и он знал, что не вернется с войны… Ничего, мой родной, скоро уже встретимся…

        Бабушка Соня умерла во сне в ту же ночь, крепко зажав в кулаке старую записку.