Бабочка из прошлого. 44. В гостяху традиционалов

Юрий Лазин
Мари с Петром, Павлом, Джоном и Марком уверенно рассекала на велосипедах по проторенной дорожке. К слову сказать, у Марка получалось намного лучше, чем у остальных. Сказывался  опыт пользования велосипедом. Остальным приходилось туговато, но они героически продолжали движение. Алексей поначалу обогнал всех, а потом стал дожидаться отстающих. Что касается остальных, то они воспользовались привычной гравитацией. Дорога много времени не заняла. До места добрались не более чем за 40 минут. Те, кто перемещались за счёт гравитации, ожидали велосипедистов и Алексея, не доходя до места.
- Я думала, что умру на этой дороге. - Сказала Мари, когда догнала всех, кто её ожидал. А поскольку ожидали её буквально все, то за её героическим перемещением не только наблюдали, но и всячески её подбадривали.
- Мариша, ты главное ногой в спицы не попади, - шутил  её отец.
- А если что, можно ногой отталкиваться от земли.
- Да что там одной ногой. Можно двумями ногами. - Добавил Алексей.
- Главное, спокойствие. Ехать придётся долго.
- Я не думала, что путешествую в компании таких безжалостных циников, - ответила всем Мари.
- Да разве мы безжалостные? - Ответил Павел. - Мы же простые, отзывчивые, весёлые и добрые.
- впервые в жизни сталкиваюсь с добрыми и отзывчивыми циниками. И никому в голову не придёт, что от этого велосипеда у вашего попутчика весь центр тяжести болит.
- Такая уж доля у велосипедистов. А вот если бы вы ехали верхом на лошади, то центр тяжести у вас был бы ещё и в синяках. Смелее, Мари.
Наконец Мари всех догнала, и вся компания двинулась к недоумевающим родителям Марка. Они явно не ожидали такого количества гостей. Впрочем, к ним уже подтягивались соседи. Все радостно поздоровались друг с другом, и пошли в дом к родителям Марка. В их дворе разместилась целая спортивная площадка, по краям которой стояли турник и несколько спортивных снарядов. Когда гости вошли во двор и поздоровались, традиционалы радостно стали знакомиться. После этого отец Марка сказал:
- А ну ка, Марк, покажи нам, что ты умеешь.
Марк, немного стесняясь, вышел на середину площадки, стал в нарисованный в центре круг, не более 100 см в диаметре и сделал несколько сальто назад, не касаясь руками земли. Потом он сделал ещё два сальто вперёд.  При этом, все упражнения были сделаны в нарисованном на земле круге.
- Камрад, сдаётся мне,  вы говорили о том, что наши потомки слишком изнежены?- Спросил тихо Джон Алексея.
- Я жестоко заблуждался. Мне так и в гравитоодежде не сделать.
Тем временем в круг вышла одна из девочек и стала демонстрировать гимнастические упражнения на гибкость. Выступление было потрясающим. После того, как мальчик лет 8 сделал в круге всё то же, что сделал Марк, Джон не выдержал и спросил у Алексея:
- А что, камрад, не показать ли и нам хоть что-нибудь?
- Ну, я ещё могу прыгнуть с первого уровня, но такое сделать... Я пас. Да и если что показывать, то без гравитоодежды. А то неудобно перед детьми-то.
Джон снял верхнюю одежду под которой оказались спортивные трусы и майка. Потом он  вышел в круг и сделал стойку на правой руке.  Когда он показал небольшую программу и закончил её в круге все вокруг зааплодировали.
- Ну, до ваших детей мне далековато, - скромно сказал Джон, - но я не гимнаст. Я баскетболист. Вот на турнике могу подтянуться несколько раз.
- На турнике и я могу, - тут же вставил Алексей и не разогреваясь начал подтягиваться.
Когда он подтянулся 15 раз, все зааплодировали, но Марк подтянулся на 10 раз больше. После Марка на турнике повис Джон. Ему с трудом, но удалось догнать рекорд Марка. Увидев это, все вокруг дружелюбно засмеялись. Джон соскочил с турника и, отдышавшись, сказал:
- И много у вас таких мальчишек?
- Хватает, - ответил отец Марка. -
Вообще то, больше всего времени мы уделяем бегу.
После этого он сам запрыгнул на турник и не останавливаясь подтянулся 35 раз.
- Ну теперь понятно в кого Марк такой талантливый.- Сказал Алексей.- Я в детстве спортом не занимался. Только в армии.
- А я и в детстве и в армии.- добавил Джон.- Но таких тренеров у меня не было.
- Да ничего особенного. - Заметил отец Марка.- Просто свободное время нужно с пользой проводить. Ладно. Пойдёмте в дом.
   Зал в их доме свободно вместил всех присутствующих, которых было не менее 40 человек. Правда, для этого соседи принесли дополнительные стулья. Кроме этого, все стали стаскивать какие-то угощения.
- Вы посмотрите, как в доброй старой коммунальной квартире. - Прокомментировал Алексей. -Альфалея, вам нравится такое дружное гостеприимство?
- Мне любое гостеприимство нравится, а тем более дружное.
- А что такое коммунальная квартира? - спросил кто-то из традиционалистов.
- Вряд ли вы слышали об Октябрьской революции 1917 года.
- Как не слышали? Это в школе изучается. Только у нас его квалифицируют как вооружённый переворот.
- В принципе правильно квалифицируют. Ну так вот. Отобрали у богатеев дворцы, но пока отбирали, много жилья было уничтожено войной. С жильём и до революции проблемы были. Стали во дворцах расселять людей. А поскольку выделялось на семью по одной комнате, то двор, кухня и прочие удобства были общими. Вот в такой двор выставляли общий стол и несли на него у кого что есть. Так праздновались любые праздники.
- Хороший обычай.
- Практически как у вас.
- Нужно подумать о сохранении этого обычая. А какие ещё обычаи приняты в вашем времени?
- А как у вас, например, женятся? - Ответил вопросом на вопрос Алексей.
- У нас принято молодым самим договариваться и организовывать праздник. Раз уж они стали настолько самостоятельными, то пусть подумают, как всё организовать. Возможности для этого есть. Если парень и девушка хотя бы пару лет работают, то им предоставляется номинальный кредит на всё необходимое. Причём, для этих целей средства не ограничиваются. Есть специальные службы, которые помогают с музыкой, танцами, едой. Всё устраивается в лучших залах. В общем, как у всех. Приглашаются не только родственники и друзья, но и все желающие. А как у вас?
- У нас бывает по-разному, но в основном всё должны устроить родители.  Прежде всего потому, что у молодых не может быть накоплений, а зачем тогда родители, если они не помогают своим детям? Сначала девушка приводит парня знакомить со своими родителями. Потом парень делает то же. Это знак родителям парня о том, что нужно идти знакомиться с родителями девушки. Естественно, после того, как сын об этом попросит.  Их поход туда называется смотрины. Это не значит, что люди приходят посмотреть на девушку. Они приходят посмотреть друг на друга. Ведь они могут стать родственниками. Хотя в старину приходили смотреть именно на девушку. Поэтому и смотрины.
- А у нас тоже есть смотрины. Когда молодые начинают организацию свадьбы, родители встречаются для беседы и знакомства.
- С небольшим опозданием.
- Ну да.
- Вы можете себе это позволить.  У нас на  смотринах  назначается сговор. Родители договариваются провести обручение молодых. Иногда смотрины и сговор совмещаются. По-другому, сговор называют ещё обручением. Родители невесты покупают жениху кольцо, а родители жениха, невесте. Можно ещё подарки всякие дарить, причём не только молодым, но и родителям. Их доброе расположение друг к другу, залог хорошей жизни молодых. Во время обручения назначается день свадьбы, обговариваются расходы, место проведения. Молодым даётся срок, для окончательного принятия решения. До свадьбы молодые вместе не живут, сохраняя своё целомудрие. Если всё нормально, то дальше уже свадьба.
- Как-то несправедливо. Люди готовятся, готовятся, а молодые взяли и расстались. Вот пусть сами и беспокоятся обо всём. Будут лучше ценить.
- Ну, это же не каждый раз так бывает. Но иногда возникают обстоятельства, когда лучше отменить свадьбу, чем всю жизнь мучиться.
- У вас в прошлом, наверное, много бедных?
- Как вам сказать? Если человек честно трудится, то хорошо заработать ему не дадут.
- Кто не даст?
- А руководители, организующие работы. Вот если они видят, что человек начинает зарабатывать больше среднего, то всегда стараются присвоить себе всё, что заработано сверх нормы. Психология у людей такая. Вот и накопи денег на свадьбу. Порой приходится нескольким семьям сообща трудиться для этого.
- А причём здесь целомудрие? Наши молодые бывает и  лет пять живут вместе, прежде чем сыграют свадьбу.
- Это уже не свадьба. Иначе, как формальностью это не назовёшь. Свадьба, это настоящий праздник жизни. В идеале он бывает у человека только один раз. Игнорировать его  нельзя. Это значит безвозвратно потерять единственный праздник. Например, если вдова второй раз выходит за муж, то она венчается без фаты.
- А сохранение целомудрия? Какой в этом смысл?
Алексей улыбнулся. Сколько раз он отвечал на этот вопрос и всегда его задают.
- Каждая влюблённая девушка хочет, чтобы её будущие дети были похожи на её избранника. Каждый парень, хочет, чтобы его будущие дети были похожи на любимую. Этому нет препятствий, если девушка целомудренна. Если же нет, то она считается испорченной.
- Несправедливое понятие.
- Справедливое. Только вы его неправильно понимаете. Речь идёт не об испорченных моральных устоях, хотя и такое встречается, а о генетической чистоте. Для того, чтобы поломать эти патриархальные устои была придумана сексуальная революция. Именно она и развратила многих простых людей. Люди стали наплевательски относиться к генетической чистоте. Об эффекте телегонии слышать приходилось?
- А что это за эффект?
- Приведу пример. В конце 19 века, люди решили вывести новую особо выносливую породу лошадей. Лошади тогда были вместо гравитолётов. Для этого взяли молоденьких породистых кобылиц и запустили к ним в табун жеребцов зебры. Те благополучно покрыли кобылиц, но потомство так и не появилось. Тогда жеребцов зебры  забрали, а кобылиц запустили в обычный табун и те с нормальными жеребцами в положенный срок принесли жеребят. И всё бы ничего, да только масть у жеребят была непонятной. Сквозь шерсть проглядывали еле заметные полоски, как у зебр. Получается, что кобылицы были испорченны в генетическом смысле, хотя потомства от зебр не было. Просто  зебры были их первыми жеребцами. Их семя оставило в кобылицах свою генетическую информацию, поскольку было первым. Так же и у людей. Поженятся двое, а потом рождается ребёнок, например, с той или иной болезнью, несвойственной родителям и всему роду и отца и матери. И все думают, откуда же это?
- Но может же оставаться и положительная информация.
- Думаю, да. Но дело в том, что это будет не дополнительная информация, а информация заменяющая аналогичную от настоящего мужа.
На секунду воцарилось молчание.
- Всё же люди не лошади. Тут, наверное, не всё так просто.
- А кто сказал, что просто? Вы знаете, что у лошадей 8 групп крови, а у людей только 4? Кстати у коров их 9, а у собак 13. Что касается исследований, проведённых леями в изучении языка дельфинов, то здесь вообще всё совсем не просто. Они общаются в смысловом плане не хуже людей. В чём-то даже и лучше.
Кстати, у мусульман, если девушка была женихом украдена у родителей, считалось, что она принадлежит вору, поскольку он её уже испортил и никто другой не захочет её взять себе в жёны.
- А, кстати, как у мусульман  проходили свадьбы?
- Я мало об этом знаю. У них свои законы. Просто так девушку за муж не отдавали. В старину отдавали за калым. Это могли быть деньги, скот и многое другое, вплоть до земли. Считалось, что жених покупает жену и после этого вступает во владение ею. Конечно, перед этим проходит свой сговор, и родители договариваются о величине калыма. Соглашаются ждать до того времени, пока жених соберёт его. Ни с кем другим, ни за какие деньги родители уже договариваться не станут, но и жених не имеет права не забрать девушку.
- А если её украдут?
- Вот это и есть главное обстоятельство, которое может расстроить свадьбу. Причём что у мусульман, что у христиан, что у представителей почти всех религий. В наши дни у мусульман России уже не принято платить калым, но во многих мусульманских странах этот обычай ещё существует.
- Жестоко, продавать дочь за деньги. - Высказалась кто-то из женщин.
- Я бы не сказал, что это жестоко.- Ответил Алексей.- Просто, если  жених отдал за свою будущую жену приличные средства, то он должен чувствовать, что она ему не даром досталась. Это очень примитивный способ оценки статуса женщины, но он был и работал.
- То есть, материальные ценности выражали стоимость живого человека?
- Можно и так сказать. Такой образ жизни, обычаи, традиции, которые достались мусульманам от предков по их вере. У христиан в старые времена калым не платили. Но, в принципе, всё было похоже. Статус женщины был незавидным. Только одно я могу сказать на этот счёт. У умного мужика жена в любые времена была в почёте, а у глупого она во все времена в неуважении. Впрочем, всё то же можно сказать и про мужа. У глупой женщины муж всегда за дураках.
- А как в старину выдавали за муж у христиан?
- В старину все верующие были. Без родительского благословения жениться было нельзя. Если родители умерли, то их место занимали крёстные родители. Но благословение получали, а делалось это так: Молодые подходили к родителям невесты и просили их благословения, стоя на коленях. Отец, а если его не было в живых, то мать, должен был взять из домашнего иконостаса икону и ею благословить молодых. С этого момента, эта икона становилась собственностью молодых, причём именно эту икону нужно было хранить особо тщательно. Если говорить проще, при пожаре выносить первой. Ни дарить, ни, тем более, продавать эту икону не разрещалось. Ею можно было только благословить своих детей. Иконой могли благословить родители и не только на свадьбу. На дальнейшую жизнь. И это был дорогой подарок. В старину иконы писались вручную. Делалось это на хорошо высушенных деревянных досках особыми красками, но и это ещё не всё. Без благословения никто писать иконы не мог.
После благословения в деревне начиналась подготовка к свадьбе. Чаще всего по принципу коммунальной квартиры. Все тащили в дом кто что. В деревне родни было много. Брали невест чаще всего из соседних сёл. В своём селе строго следили за тем, чтобы не было женитьбы на родственницах. Когда гости из соседнего села приходили  на свадьбу, то свадьба превращалась в праздник песни и танца. Каждое село имело свои песни, которые веками распевались людьми. И были песни известные всем. На свадьбе молодым принято дарить подарки от каждого присутствующего, но если село бедное, то и подарки дарили формальные. Главное было, присутствие на празднике. Стать свидетелем торжества. Но и этим в деревне всё не заканчивалось. Потом всей деревней строили молодым дом. Избу поднимали дружно за один день. Потом каждая семья несла в дом молодых живность. Родители корову и лошадь, а вся деревня, кто уточку, кто гуся, кто поросёнка. Глядишь и дом становился настоящим. Обжитым. Конечно,  в новом доме вешалась  икона, которой родители благословляли молодых. Ну, это была крестьянская община. Но в городе всё было принято делать тоже с родительского благословения. Если родители не благословят, то брак считался незаконным. Ни один священник не венчал. Если рождался ребёнок вне брака, то его даже и не крестили, соответственно не венчали, и не отпевали после смерти. Такие суровые были законы. Такого ребёнка называли на Руси байстрюком. Поэтому, если случалась добрачная связь у дочери, то родители готовы были всё отдать за то, чтобы отец будущего ребёнка не отказался от беременной дочери, да ещё и женился на ней до того, как всем станет видно, что она беременна. Это считалось позором. В наши дни на это обращают внимание, но в крещении, венчании и других обрядах не отказывают. Крестят всех, пожелавших.   
 - А как свадьбы проходят в ваше время?
- Свадьбы проходят очень весело. После венчания и регистрации в ЗАГСе, молодые едут гулять по городу и обязательно возлагают цветы к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне воинам, а потом приезжают туда, где играется свадьба. Все гости стоя встречают молодых.
- А ЗАГС, это что?
- У вас браки регистрируются?
- Да, в городской управе.
- А у нас для этого придумали ЗАГС. Запись актов гражданского состояния. Раньше все записи велись в церквях и мечетях, но когда пришла власть коммунистов-безбожников, была придумана специальная организация-ЗАГС. Там все записи и сохраняются.
Алексей долго рассказывал  о различных деталях жизни своего времени, а сам думал: вот если бы всегда  была такая возможность, послушать людей прошлых времён, как много правды бы они рассказали. Ведь простые люди лучше любого историка из будущего знают о своих событиях всю подноготную.
- У нас нет власти поколений. У нас всё построено на семейных отношениях. У нас есть, конечно, нечто подобное вашей власти поколений. Это у нас называется профессиональный союз, но  профсоюзные лидеры частенько спекулируют. Главная надежда всегда на семью.
- А у нас поколения очень сильно помогают, но всё равно семья важнее всего.
- Понятное дело, - отозвался Алексей, - чего бы ты не добился через своё поколение, всего этого ты добиваешься для своей семьи. А иначе тебя твоё поколение не поймёт. Но разве нет опасности, что человек, уделяя много внимания своему поколению, будет делать это за счёт своей семьи?
Люди задумались.
- Нет, наверное, этого не будет, - ответил кто-то из мужчин.- У нас ведь тоже, если семья ответственная, то никакие заботы не отнимут время от родных и близких. А тот, кто много времени уделяет своему поколению, может и не создать семью.
Беседа продолжалась очень долго. Вопросы сыпались отовсюду. Алексей едва успевал на них отвечать.  За это время на столах сменилось несколько перемен блюд. Хором вспомнили несколько популярных  песен. Разучил пару песен из времени Алексея. В зал постоянно подходили разные люди, кто-то выходил. Между столами бегали маленькие дети.
- Я смотрю вы дружным сообществом живёте? - Спросил Алексей.
- Да, - ответил отец Марка, - причём, вероисповедание тут роли не играет. Нас здесь более двухсот семей. Пятнадцать из них мусульманские, остальные христиане.
- То есть вы верующие?
- Да.
- А вера тоже дань традиции?
- Нет, что вы? Вера, это вера. Она нам помогает жить в этом мире. Мы ради традиции занимаемся скотоводством, земледелием и даже ковры ткём из натуральной шерсти вручную. Можно просто взять в счёт номиналов, но это неинтересно. Мы уже видим разницу в том, что сами производим, и что поставляется в магазины. Детей стараемся кормить настоящими продуктами, хотя поставки продуктов очень качественны.

Закончилась беседа, если это можно так назвать, очень поздно. Радушные хозяева предложили остаться переночевать, на что гости с удовольствием согласились.  Просто здесь было хорошо.  Всех гостей разобрали по домам, только Алексей решил остаться с леями. Они ночевали только под открытым небом.
- А когда я ещё высплюсь за сорок минут под воздушным куполом? - Ответил Алексей на молчаливый вопрос Альфалеи. - И потом, вряд ли кто-то скажет мне когда-нибудь "Вэй" на рассвете.
- Я тоже хочу услышать "Вэй" - Сказал Джон.- Алекс так и не рассказал мне, что это.
- Ладно. Будете спать по соседству. Разбужу обоих вовремя.- Ответила Альфалея.
- Одного только очень хочется.- Добавил Алексей.- Чтобы никто из-за нас больше не погиб.
- Если вы о наших погибших,- ответила Альфалея,- то ни один лей не стремится к смерти. Мы не самоубийцы. Но мы не отворачиваемся от своей судьбы.