Вспоминая Питирима Сорокина 1889-1968

Юрий Сарычев
Как видно угнетённость нашего общества негативными социально-экономическими тенденциями (войны, экономические санкции, дешёвая нефть, дорогие кредиты, сердюковы и хорошавины и подобное)   – это явление всерьёз и надолго. «На два года», - спрогнозировал президент РФ В. Путин. Похоже, он обращался к понятному всем нам бывшим советским людям архетипу перенесения тягот и лишений воинской службы, отражённому в некогда популярной песне Владимира Шаинского «Через две зимы».

По ощущениям же - через два года мы только начнём сознавать истинные масштабы всеобщего мирового заплыва от берегов углеводородной цивилизации, где нефть вокруг ста долларов за баррель, а общественные институты морали и нравственности упрощены до тезисов и концепций американского педагога и психолога Дейла Карнеги (1888 – 1955) в стиле «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей».

На пути такого нелёгкого дрейфа всех без исключения общественных систем (правда, пока может показаться, что североамериканцы и китайцы на здоровенных колёсах своих национальных экономик вполне бодро переваливают эту историческую яму кризиса) наверное, неплохо бы и вспомнить некоторые очень актуальные для нас, сегодняшних, открытия Питирима Сорокина, сделанные в рамках работы Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму (1949 – 1959 гг).
 
Об этих результатах исследований сам Питирим Сорокин пишет в своем автобиографическом романе «Долгий путь», изданном в США в 1963 году. К русскому читателю книга пришла трудами переводчиков и исследователей П. Кротова и А. Липского в 1991-м [1]. Лет десять назад, свежепереизданная второй раз, она лежала фантастическим навалом во всех районных депутатских витринах Республики Коми.

Итак, к некоторым выводам Питирима Сорокина и Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму:

1. О законе поляризации. Если катастрофы и фрустрации постигают большие общности людей (лат: frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов», - здесь, массовые состояния невозможности удовлетворения личностных потребностей, порождающие психологическое состояние угнетённости), то внутри общества начинает срабатывать закон поляризации. Люди реагируют и преодолевают фрустрацию и невзгоды в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий (позитивная поляризация), либо умственными расстройствами, самоубийствами, ожесточением, ростом эгоизма, тупой покорностью судьбе, циническим восприятием окружающего (негативная поляризация).

2. Угнетённое обстоятельствами (фрустрированное) общество, если оно имеет энергию преодолеть назревающий хаос, начинает продуцировать и давать возможность к действию типу созидательного альтруиста (как примеры: св. Франциск Ассизский, Махатма Ганди, св. Сергий Радонежский, есть немало таких личностей и в истории рождения Советской России, и в истории современной РФ). Если энергии для сохранения у общества нет, то в социуме берут верх проявления негативной поляризации.

3. На основании исследований в Гарварде была предложена следующая структура личности:

Сверхсознание;
Социокультурное (общественно-ролевое) сознание;
Биологическое сознание;
Биологически бессознательное (подсознание).


Обоснованная  Гарвардским исследовательским центром по созидательному альтруизму, данная схема структуры личности была существенным элементом для практического объяснения обширного исторического опыта различных общественных систем по преодолению кризисных моментов своего развития путём выхода на историческое поле типа созидательных альтруистов. [ 1 с. 230 - 232]
 
Вот, пожалуй, всё. Изложенные Питиримом Сорокиным результаты исследований работают для общей аналитической оценки переживаемых обществом обстоятельств. Можем их взять за основу в анализе перспектив, хоть наших, хоть американских и европейских общественных реалий, хоть украинских, хоть молдавских.


P.S.

Может быть, для полноты картины следует упомянуть о том, что в последнее время у нас набирает популярность такой подход; «Народ», «страна» и «государство» рассматриваются в некоторой диалектической взаимосвязи, где постулируется безусловная первичная историческая ценность народа (его истории и культуры), обосновывается очень высокое значение территориальной целостности страны для стабильности общества и, наконец, содержится деликатная просьба-напоминание к государству об истинном, конечном предмете его служения  - служению народу и стране.[2]


1. Сорокин П. А. Долгий путь. Автобиографический роман: Пер с англ. Кротов П.П., Липский А.В. – Сыктывкар: СЖ Коми ССР, МП «Шипас», 1991. – 304 с. ISBN 5-8412-0001-1/

2. Сатановский Е.Я. Шла бы ты…Заметки о национальной идее. – Москва: Эксмо 2014. – 512 с. – (Русский путь). ISBN 978-5-699-75495-3