Маленькие рассказы

Нэлли Лабецкая
НЕ ГОВОРИ, КУМА…
Одно время была у меня такая поговорка: «Не говори, кума, - у самой муж пьяница». И употребляла ее довольно-таки часто и возможно, даже при внуке, которому тогда было лет пять. Стоим мы однажды за хлебом, в очереди человек десять. Не помню, о чем я беседовала с внуком, как вдруг он громко и четко произнес: «Не говори, кума, – сама уж пьяница».
Кто откровенно смеется, кто улыбается, кто отворачивается, пряча улыбку.

Я - ЖЕНЩИНА
Случай, о котором я хочу рассказать, произошел в то время, когда в магазинах купить что-нибудь было весьма трудно, да еще в канун Нового года. Уже в конце дня, простояв несколько очередей, запыхавшись, я спешила в магазин «Балык» в надежде купить что-нибудь из рыбы. Входная дверь отворилась, ее придерживал мальчик лет восьми, молча предлагая мне пройти первой. Я же с двумя  сумками в руках ожидала, когда пройдет он, но мальчик ждал, чтобы первой прошла я. Мне надоело, и я раздраженно произнесла: «Ну, проходи же!»

Мальчик поднял на меня глаза и тихо произнес: «Но ведь вы же женщина». Работая
за кульманом, выясняя в цехе свои и не  свои ошибки, бегая по магазинам, крутясь у плиты, стирая, убирая, совсем забыла, что я женщина. Спасибо тебе, малыш!

НЕ ПО АДРЕСУ
Работала в нашем техническом отделе женщина, назовем ее Галина. Боевая, горячая, никому спуску не давала. Однажды лучший друг мужа по секрету c самыми хорошими намерениями поведал ей, что у Сережки завелась подружка. И указал точный адрес: «Второй этаж, первая дверь по коридору направо в доме, где магазин «Подарки». Магазин этот располагался на первом этаже по улице Карла Маркса.

На следующий день приходит Галина вроде как бы не в себе – тихая и молчаливая. Уже потом выяснилось, что нашла Галина свою соперницу и показала ей, кто в доме хозяйка. Но дело в том, что адресом ошиблась: жила Сережкина подружка не в доме, где магазин «Подарки» по улице Карла Маркса, а в доме, где магазин под аркой, что в начале улицы Ленина. Там часто продавали хрусталь из Стерлитамака.

ПУШКИН и ГОГОЛЬ
Слушаю передачу по радио об отношении Пушкина и Гоголя. Ведущий с иронией говорит о том, что Гоголь постоянно забывал отчество жены Пушкина и просил в записке: «Кланяйтесь от меня жене вашей - Наталье Ивановне»,  или Васильевне, или Сергеевне, но только не Николаевне. Вот ведь какая у Гоголя дырявая память!

Мне же кажется, что Гоголь просто-напросто завидовал Пушкину: такому некрасивому досталась молодая жена-красавица. Сам-то он, «худой, маленький и носатенький»  – как выразился о нем ведущий передачи, не пользовался успехом у женщин. Когда наконец-то сделал предложение одной даме – получил отказ. И свое восхищение женой Пушкина тщательно прикрывал своей забывчивостью. Гоголь ну никак не мог забывать ее отчества «Николаевна», потому что сам носил имя «Николай». Чего уж проще!

ВТОРАЯ ПОЕЗДКА
После того как наш завод сдал свои территории предпринимателям, и из всего коллектива  остался директор, секретарь и вахтер, мне пришлось искать другую работу. Страна переживала трудные времена. Цены повышались каждый день и на всё. С величайшим трудом мне удалось устроиться проводницей.

Во вторую поездку меня поставили на местную линию, весьма трудную и непредсказуемую. Осень еще не прошла, а зима не наступила – межсезонье, отапливать вагоны не полагалось.

Вот уже поезд тронулся, я собрала билеты и начала раздавать постельное белье. В конце вагона на нижней полке, возле туалета, сидела молодая женщина, почти девочка, худая с серым не выспавшимся лицом.  На ее руках  спал малыш, закутанный в серое одеяло. Она положила ребенка на матрац, сама примостилась рядом. Я сделала ей замечание, что необходимо приобрести постельное белье.

Надо сказать, что цена на белье повышалась еженедельно, хотя оно оставалось столь же застиранным, серым и неприятным. Мое замечание возмутило женщину, она нагрубила мне, излила душу. Слово за слово…

Поезд шел, а я сидела в своем купе и не могла сдвинуться. Что делать? Эта грубиянка должна извиниться передо мной. Во что бы то ни стало! Иначе я не смогу работать проводницей. Но как ее заставить?! И все же я заставлю её извиниться.

Ночью в вагоне было прохладно. Люди постепенно выходили, вскоре освободилось теплое место недалеко от титана, и я предложила женщине пересесть. Она с испугом посмотрела на меня, но пересела.

Обычно проводникам местных линий на поездку туда – обратно положен один комплект белья. Но я им обычно не пользовалась, а брала свой из дома. Неиспользованный комплект я бесплатно  предложила молодой особе. Тень то ли недоумения, то ли испуга промелькнула на ее лице, но комплект она взяла.

К утру потеплело, весело бормотал кипяток в титане, народ зашевелился. Вижу, моя подопечная  кормит малыша из бутылочки, не подогрев смеси. Я наполнила старый чайник теплой водой и предложила подогреть бутылочку. И опять смесь испуга, смятения, недоумения и благодарности выразило лицо молодой женщины.

Уже перед выходом она подошла ко мне, и взволнованно, запинаясь на каждом слове, сказала: «Извините. Я была неправа …» И она рассказала свою историю. Едет с сыном к мужу, который забыл их. Нервничает. Денег нет. Не знает, придет ли встречать. Вижу, по прибытии на станцию к ней подошел такой же юный папа и взял малыша на руки. Я мысленно пожелала им счастья.

Казалось бы, я должна торжествовать, праздновать победу – ведь она извинилась! Но на сердце осталась горечь. Ведь я помогала не из-за доброты, а поставив перед собой определенную цель.
 
Я еще долго работала проводницей, но всегда помнила свою вторую поездку.


ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ

Войну с нами Америка ведёт давно, но без огня и дыма. Зная, что силой Русь не сломить, американцы применили военную хитрость: шерше ля фам называется. В 1959 году выпустили передовым отрядом Барбару Миллисент Робертс (1959) – куклу Барби с её многочисленной родней, друзьями и бойфрендом Кеном Карсоном (1961). Так яркая американская игрушка стала бомбой замедленно действия не только для России. И русские в этой войне проигрывают, неся огромные потери. 

Хорош ли, плох ли был целлулоидный советский пупс, но «ребёнок» требовал заботы. Ему готовилась игрушечная еда в игрушечных кастрюльках, его водили гулять, учили читать и рисовать, его баюкали и  рассказывали  на ночь сказку. Так постепенно у девочек с детства вырабатывались обязанности по отношению к своему «ребенку», к своей семье.

Заморской же игрушке, яркой взрослой тёте, материнской заботы не требовалось, но требовался  постоянно меняющийся модный гардероб и тусовки. Ни к чему не обязывали и отношения с приходяще-уходящим бойфрендом Кеном. Никакой семьи, никаких детей! Жизнь так коротка, и её надо прожить для себя, главное – завести богатого папика.

Уже четвёртое поколение русских девочек воспитывается на морали, которая не требует семейных отношений, ведь Кен так и не женился на своей подружке Барби. А зачем, если и так неплохо?! А затем, что не будет семьи – не будет и государства. Зато маленькие американки знают один большой секрет: надо у куклы-тёти на животике открыть дверцу и вынуть оттуда ребёночка. А как он туда забрался, им объяснят словами, пояснят рисунком.

Многие девочки многих стран, и России в том числе, начали во вред своему здоровью затачивать себя под Барби: не хочу быть русской Варварой, хочу быть американской Барбарой.  Первыми забили тревогу не русские женщины, первыми забили тревогу американки. Во всяком случае, красавицу Барбару Миллисент Робертс американского разлива с её голливудскими размерами спустили с небес на землю: укоротили ей ноги, увеличили объем талии, упростили лицо. Найдут ли Барбе достойную замену? Попытки в России ведутся. Во всяком случае.


САМОЕ ВКУСНОЕ НА СВЕТЕ
Я работала и училась на вечернем отделении авиационного института, а моя дочь Оксана жила с бабушкой, то есть  моей мамой, в районном городе на Украине. Я всегда старалась побыстрее сдать  сессии, чтобы побольше побыть со своими любимыми. Однажды летом во время отпуска я решила узнать, что для моей доченьки самое вкусное на свете. Ей тогда было лет пять.

Оксанка играла  с соседними ребятами, я подозвала её к себе, она выслушала вопрос и молча отошла. Задумалась. К заданию подошла серьёзно  – думала минут 15. Я ждала и тоже усиленно думала, что же самое вкусное на свете может быть для моей  девочки. Перебрала всё: сладкое (конфеты, пряники), мясное (колбаса, пельмени, котлеты, пирожки с разной начинкой), экзотику (мороженое, мандарины), но не буду далее перечислять.

По озабоченном лицу доченьки было видно, как усиленно она думает, перебирает, сравнивает. Наконец, она заговорила: «Когда бабушка нарежет салат из помидоров и огурцов, накрошит туда зелёного укропа, петрушки и немного зелёного лука, сверху польёт сметаной, посыплет мелкой солью и перемешает всё, и я съем этот салат, то то, что останется на дне тарелки, это самое вкусное на свете».

А У НАС ВО ДВОРЕ
Лето. Воскресный день. Утро. Ребятня ещё спит, но вот уже кто-то выкатил детскую коляску на двор; вышла девчушка лет пяти-шести. Смуглая, черноволосая, в нарядном платье, в бантиках и ленточках. Подошла ко мне, внимательно посмотрела на меня. Потом спросила:
- Это что? - и показала пальчиком на дерево.
- Это дерево, - ответила я.
- Это что? - и указала пальчиком на дом.
- Это дом, в котором мы живём.
- Это что?
- Это трава, которая растёт в нашем дворе.
- Это что?
- Это цветочек.
- Это что? И указала на коляску.
- Это тётя Мотя.
- Ты что - дура? - строго спросила меня девочка.
- Я - нет. А ты?
Она как отпрыгнет от меня, засмеялась - и убежала. Весёлый разговор...