Мудрость Питирима Сорокина

Виталий Шолохов
«Философская мудрость века настоящего становится всеобщим здравым смыслом века последующего.» Г.Бичер

Мудрость – знание и уверенность отличать правду от лжи и справедливость от несправедливости.

Мудрых людей было немного в истории человечества. Один из них Питирим Сорокин. Он человек, который имел интеральный взгляд на мир. Основные идеи П.Сорокина:

i. - рост всемирного кризиса
ii. – ускорение всех социальных процессов
iii. – глобализация

 События в мире за сорок лет после П.Сорокина подтвердили правильность его оценок и прогнозов. Такой успех стал возможным благодаря тому, что П.Сорокин смог предугадать значение успехов в области познания квантовой механики для социологии еще до того, как к таким же выводам пришли философы.
Социологические доктрины всегда были инструментом управления обществом, каналом внедрения культуры, играли определяющую роль в становлении цивилизаций. Исток новых систем ценностей в обществе, процессов в культуре, идеологии, социуме формируется, прежде всего, в науке. В самом простом виде квантово-механический подход рассматривает частицы как основу для возникновения тела, а волны как основу для возникновения души. Человек единство того и другого. Но это же относится к науке, в которой не должно быть крайностей. В результате, классическая наука не могла дать нам целостного подхода к познанию бытия.
 «Создание в первой трети XX века квантовой механики явилось тем рубежом, после которого наука не только может, но и вынуждена иметь дело с проблемами, ранее относимыми к компетенции философии и теологии. Квантовая физика ведет к пересмотру классических естественно ¬научных представлений о реальности.» (Ланцев И. А. Квантовая парадигма как основа формирования новой идеологической доктрины // Бренное и вечное: социально-мифологические и политософские измерения идеологии в «массовых обществах»: Материалы Всерос. науч. конф. В. Новгород, 2007. С. 175)
 «Основным постулатом классической парадигмы является возможность четкого разделения субъекта и объекта познания. С этим связано резкое про¬тивопоставление «материи» и «сознания». Такую фундаментальную мировоззренческую установку часто называют классической или «ньютоновско-картезианской парадигмой. Нравственная оценка знаний в классическом подходе материализуется.»  Однако, противостояние материи и сознания «привело к кризису, связанному с гипертрофированным развитием техносферы, нерациональ¬ной организацией общества, к искусственному разделению «гуманитарной» и «сциентистской» культур.» «Современная теоретическая социология оказалась в довольно ощутимом кризисном состоянии, проявляющемся в отсутствии некоторой цельной теории». (Натарова Е.В., Современная социокультурная динамика в контексте интегральной социологии П.Сорокина.  Самарский государственный университет. 2011)
 Принципы квантовой механики указали на существование такого механизма управления физическими процессами в природе, которые позволяют бороться в ростом энтропии. Этот механизм есть адаптивная поисковая оптимизация, которая осуществляет поиск экстремума функций цели, чаще всего, энергетического характера. Известно, что закон возрастания энтропии за счет рассеивания энергии указывает на эволюцию природы к тепловой смерти. Адаптивная поисковая оптимизация лежит в основе возникновения и развития жизни в Природе. То есть это такой механизм, который позволяет бороться с возрастанием энтропии. Этот механизм обладает несколькими очень полезными свойствами, которые позволяют жизни не только появиться в Природе, но и достигнуть большой сложности при сохранении устойчивости к внешним воздействиям. Именно этот механизм адаптивной поисковой оптимизации оказывается ответственным за существование и развитие человечества на Земле.
В своей монографии «Метаэволюция» С.Н.Гринченко показал, как на основе оптимизации появилась и существует все бытие. Правда, для обеспечения все большей устойчивости и надежности природа использовала так называемые метапереходы, в результате которых наше бытие имеет имеет 52 уровня.
Благодаря свойству абсолютной устойчивости механизм адаптивной поисковой оптимизации оказывается уникальным механизмом борьбы с ростом энтропии. Этот механизм обладает всеми чертами интеральной концепции бытия. А функция энтропии квантового ансамбля, разработанная Планком в начале XX столетия оказывается адекватной моделью, которая находится в фундаменте и существования биологических объектов, и существования человеческого общества. Свойства этой модели организмических систем позволяют нам понять много из того, что происходит в человеческом обществе. Математический анализ поиска функции цели типа «высшего блага» по Аристотелю позволяет получить полную систему физических переменных, которыми описывается воспроизводственная деятельность человеческого общества. Это труд /размерность «время»; примерно пропорционален числу людей на Земле/, ресурс /размерность «масса»; сырье/, продукт /размерность «масса»/, энергия /размерность «энергия»/, инфраструктура /размерность канализации людей и продуктов человеческой деятельности/. Информация об этих переменных есть изменение энтропии /размерность «действие», которое есть произведение энергии на время/.
 Рассмотрим, для примера, кризисы. Как показал в своих работах С.Н.Гринченко, этапы исторического развития человечества со временем становились все более короткими и достигли минимальных значений после 1982 года. Эксперимент с моделью оптимизатора показывает, что ускорение процессов поиска сопровождается увеличением «потерь на поиск», которые естественно интерпретировать как усиление кризисных явлений в социально-технических процессах. Отметим, что Питирим Сорокин предугадал возрастание кризисных явлений в XX столетии. Развитие глобальных процессов в условиях кризисной обстановки привело к возникновению угрожающих процессов нв Земле. Это известное потепление климата за счет промышленных выбросов, это сокращение ресурсов полезных ископаемых и энергии, это засорение и отравление Природы. Все в целом, создает угрозу не только для нормальной жизни людей, но может привести вообще к уничтожению цивилизации на Земле.
 Для борьбы с обнаружившимися глобальными проблемами возникла необходимость введения ограничений, запретов, границ. Пока целебные силы Природы позволяют устранить определенной степени угрозы и восстановить некоторые ресурсы до приемлемого уровня. Эта политика требует применения регулирования по принципу жесткой отрицательной обратной связи. Однако, научные исследования показали, что если в некоторой цельной системе применение жесткого управления приводит к неустойчивости, если количество регулируемых переменных становится больше, чем три переменные. Логично предположить, что достижение ограничений и необходимость в регулировании каких то переменных имело место и ранее в истории.
 Сделаем такое предположение, что процессы оптимизации останавливаются на совокупности ограничений и что в будущем всегда будет существовать необходимость осуществлять регулирование по трем ограничениям /как разрешает теория устойчивости управления/. Построим таблицу возможных вариантов организации управления в обществе, к которым вполне применим термин «цивилизации». (Смотри Таблицу)
 Как утверждает П.Сорокин, вся предшествующая история была связана со стремлением человека к «высшему благу». Аристотель в «Этике» описал четыре /4/ цели, типичные для большого количества людей. Это: блаженство, нирвана, власть и богатство. Все эти цели достигаются благодаря производству, торговле или обмену, который осуществляется в соответствие с принципом эквивалентного обмена. Анализ показывает, что торговля/обмен является неустойчивым процессом, приводящим к неравенству, возникновению стратификации в обществе, к появлению классов или групп людей и борьбе между ними.
 Питирим Сорокин полагает, что изменением цели, когда высшим благом окажется Истина, Добро, Красота, удасться получить такую цивилизацию /или несколько подобных цивилизаций/, в которых не будет кризисов. При этом главным действующим лицом П.Сорокин назвал человека, чей разум, нравственность и творчество будут единственным и необходимым условием преодоления негативной поляризации и превращения этой уникальной возможности в подлинную реальность. В приведенной выше таблице планируемой утопии соответствуют с 1 по 6 цивилизации. В этих цивилизациях жесткому регулированию будут подвергнуты, прежде всего, люди. По нашему мнению подведение под жесткое ограничение «разума, нравственности и творчества человека» есть сильно приукрашенное насилие, а фактически это будет довольно изощренное рабство. Элементы регулирования рождаемости, ограничения передвижения некоторых категорий лиц, прецеденты конкурентной борьбы и другие качества «нового мира» конечно сменят лозуги Свободы и Прогресса. Но все таки, такие меры скорей всего потребуются при достижении ситуации коэволюции Природы и Общества, когда количество людей будет ограничено имеющимися ресурсами.
Свои прогнозы П.Сорокин обосновывает тем, что оптимизационный механизм имеет три уровны, которым в обществе соответствует три слоя социокультурных систем, из которых высший оказывается  «идеациональная». С позиции рефлективной философии «идеациональная система» соответствует второму уровню рефлексии. Первый уровень – это «идеалистическая» социокультурная система. «Чувственная» социокультурная система есть исходный, нулевой уровень рефлекси. Из теории рефлексивного управления известно, что рефлексивное взаимодействие можно рассмаривать как «игру», которая в данной конфигурации имеет «решение», то есть устойчивые оценки взаимодействующих сторон, которые соответствуют их возможностям и  ограничениям.

01.13.14
Виталий Шолохов