Все, что могу... тетя Нина

Мария Купчинова
Начало см. http://www.proza.ru/2015/03/29/2230

                Прошло много лет. Уходили навсегда близкие люди, появлялись другие и неожиданно, непонятно почему,  становились близкими. Многое изменилось в жизни, даже страна, в которой родилась, стала другой. И вдруг, словно загорелся впереди маячок, подтолкнуло что-то в сердце:
- Дочка, поехали в Ленинград.
                Ленинград только что стал Санкт – Петербургом,  он был в другом государстве, и  не был уже «моим». Это еще не осознавалось, не верилось. Но тогда происходило многое из того, во что не верилось, а, хочешь - не хочешь, верить приходилось.  Муж согласился:
- Езжайте, пока не ввели границы, не наставили таможни, чем черт не шутит...

                Питер  1992 года был таким темным, нерадостным, словно его и не было вовсе. Показалось, что почти все исторические здания были зашнурованы в строительные леса, прикрытые рекламными щитами. Возможно, я ошибаюсь,  и это просто причуды памяти, но помнится именно так.

                «- А где же тот ясный огонь? Почему не горит?
                Сто лет подпираю я небо ночное плечом…
                - Фонарщик был должен зажечь, да, наверное, спит.
                Фонарщик-то спит, моя радость, а я ни при чём».

                Огорченные и обиженные на спящих фонарщиков, мы с дочкой поехали  в Пушкин.
                И снова на вокзале нас встретила высокая, немолодая женщина... 
                Несмотря на то, что раньше нам не довелось встречаться, я  узнала ее с первого взгляда, настолько она была похожа на старшую сестру. А у нее была с собой фотография тринадцатилетней девочки.
                К тому времени из всей семьи Гладковых она осталась одна: Нина Сергеевна, тетя Нина. 
                Вроде не было в ней ничего особенного, и женской красотой не привлекала, скорее, наоборот. Но если сохранился тогда в питерцах этот «ясный огонь», то именно вот в таких людях, как моя тетя Нина.  И многих – многих других женщинах и мужчинах этого города,  на которых лежал отблеск старинного воспитания, не позволяющего распускаться и жаловаться; отменного образования – не просто технического или гуманитарного, а образования, ставшего фундаментом  потрясающей духовности  этих людей.  Это не обязательно были люди пожилого возраста, но все же среди старшего поколения их было больше, простите меня нынешние петербуржцы, если я не права.

                Все та же  маленькая однокомнатная квартирка. На колени пристраивается черный ласковый пудель Дерби, дочка  сосредоточенно изучает огромную  книгу о динозаврах  из серии «По путям развития жизни», а мы с тетей Ниной ведем нескончаемые разговоры.
                Оказалось, что книга о динозаврах была нужна тете Нине для работы, как и многие другие, совершенно разноплановые книги о различных областях знания, стоявшие у нее на книжных полках.
                До выхода на пенсию тетя Нина работала художником на Ленинградской Студии документальных фильмов.  Принимала участие в выпуске самых  разных хроникально-документальных лент.  Однажды приемочная комиссия запретила выход в прокат их фильма про космос,  с ужасом обнаружив, что кадры, на которых показан запуск космического корабля, были засняты прямо на Байконуре.  В действительности,  смеясь, рассказывала мне тетя Нина, снимали они взлетающую ракету во дворе студии, используя в качестве топлива, минимальные, имеющиеся под рукой подручные средства, вроде смеси сахарной пудры и селитры.
                На книжной полке тети Нины я нашла и сборник стихов Всеволода Рождественского. Конечно, где же еще ему быть, как не на полках своих земляков. Взяла в руки, и книга сама  открылась на страничке, видимо не раз читанной:

                «Зарастает ромашкою мой городок,
                Прогоняют по улицам стадо.
                На бегущий в сирень паровозный свисток
                У прудов отвечает дриада»...

                Мы с дочкой уезжали, увозя в душе свет этого провинциального городка.  В его парках возле прудов  жили  волшебные нимфы, охраняющие деревья и погибающие вместе с ними, а на улицах росли ромашки.

                Через полгода из Пушкина в Минск пришла бандероль.  В ней оказались, перерисованные тетей Ниной, в подарок дочке, 60 (!) иллюстраций из книги « По путям развития жизни». Книга эта – легендарная, давно ставшая раритетом. У тети Нины было третье издание книги, выпущенное издательством Артия, Прага, в 1961 году. Тот, кто в детстве держал эту книгу в руках (все-таки загадочно, почему мы почти все в детстве увлекаемся динозаврами) – поймет. Автор книги профессор Йозеф Аугуста в очень сжатой форме описывал бесконечно длинную историю развития растений и животных, их постепенного выхода из воды на сушу. Все это сопровождалось изумительными иллюстрациями чешского художника Зденека Буриана. Научная точность  этих картин сочеталась с  удивительным, завораживающим художественным исполнением.
                Тетя Нина перерисовала все иллюстрации из этой книги, с обратной стороны рисунка переписав сопроводительный текст к каждому. Это был поистине титанический труд ради тринадцатилетней девочки, которой нравились книги о динозаврах.
                Восемнадцатилетней девушкой она, голодная и совершенно закоченевшая, несла еду своим близким, шла  ледяной дорогой,  каждую минуту рискуя получить пулю   и приумножить количество  тех жертв войны, кто, застреленный или замерзший, лежал на обочинах  дороги. 
                А  через много лет потратила полгода своей жизни, напрягая уже далеко не блестящее зрение, на повторение иллюстраций знаменитого чешского художника, для того лишь, чтобы  доставить радость приглянувшейся ей девочке.
               Ни в первом, ни во втором случае не было ничего особенно выдающегося. Всего лишь, забота о близких людях, желание доставить радость тому, кто тебе нравится. Для тети Нины это стремление, пронесенное через всю жизнь, жить так, чтобы другим рядом с ней становилось хорошо и тепло, было  естественным и единственно возможным.

                Подросла младшая дочь. Спустя 7 лет, нас опять потянуло в места, память о которых была такой светлой.
                Пушкин нас встретил небольшим дождиком. Это показалось добрым знаком, и мы сразу отправились в Екатерининский парк.  Дождь смеялся над нами и заигрывал: то преставал минут на десять, и сквозь тучи пыталось пробиться солнце; то небо опять темнело, и  с новой силой начинали стучать дождевые капли по зеркальной глади прудов и парковой скульптуре.
                Возле фонтана «Девушка с кувшином»  небольшой дождь превратился почти в ливень,  дочки мои промокли  насквозь.  Зонтик был только у меня, он ни от чего не  спасал, только хлопал под порывами ветра, и  мы его  закрыли. Мокрые пряди волос падали на лицо, когда мы наклонялись, чтобы напиться, зачерпнув в горсти воду из разбитого девой кувшина. Кто его знает, чего было в том напитке больше: воды из фонтана, дождя или строчек Пушкина, но мы были счастливы в те минуты. И, казалось, про нас писал поэт в любимом  стихотворении тети Нины:

                «Здесь навеки меня отразили пруды,
                И горчит на морозе рябина —
                Оттого что я выпил когда-то воды
                Из разбитого девой кувшина».

                Вечером мы опять долго беседовали с тетей Ниной. Она постарела, но по-прежнему ходила в парк писать акварели.   Торопилась к телевизору, чтобы  посмотреть английский сериал «Сага о Форсайтах», который тогда в очередной раз показывали. Старый сериал, который снимался еще в 1966 году, черно-белый, притягивал ее, словно магнит. Как она сама объяснила мне, тем, что в нем проходило время, герои старели, умирали, но «не распадалась связь времен».
                Помню,  меня удивила эта мысль.
                А для тети Нины это было естественно. Ведь и в ней самой «не распадалась связь времен», и  она бережно хранила внутри себя семью Гладковых. Родителей, которые, наверно,  очень любили друг друга, если первую дочку назвали по имени матери, а родившегося следом сына по имени отца; старшую сестру, показавшую пример служения искусству; брата-близнеца, ушедшего так рано и унесшего с собой половину сердца.
                Однажды я набралась смелости и спросила у тети Нины, почему не сложилась личная жизнь ни у нее, ни у тети Лены. Она пожала плечами: «Война. Мы  в семье все были - однолюбы».

                Мне очень больно и стыдно писать об этом, но обстоятельства сложились так, что я не ответила на последнее письмо тети Нины. А потом повиниться уже не было возможности.

                Этот рассказ – моя просьба о прощении. Больше я ничего не могу сделать для трех женщин, каждая из которых оставила след в моей жизни, и в жизни каждой из которых оставила свой жестокий след война
                Все, что могу, мои дорогие, любимые...