Пусть материал вылёживается...

Александр Махнев Москвич
    
/ Размышления у компьютера  /


     Вновь я в Минске, вновь вижу сестренку, мужа её,  Владимира Глебовича, племянника Игорька.
     Не часто в последние годы приходится с ними общаться,  в разных государствах живём,  далековато ездить, да и годы для частых поездок уже не те. Но каждый раз встречи всегда желанны и  интересны. Есть о чём поговорить, что обсудить, вспомнить, над чем посмеяться или поиронизировать. Много общих тем: работа, дети, их интересы и жизнь, внучата, есть что рассказать, ну и вообще, каждой встрече мы всегда рады,  душа поговорить проситься.
     Бывает, и выпиваем. А как по иному, славяне, родные души, если здоровье позволяет и есть повод, почему бы не пригубить по чарочке. И всякий раз, за красивым, обильным столом, аккурат после третьей рюмочки, Глебыч с удовольствием рассказывает свои истории, коих у него в запасе великое множество.
     И начинает рассказ всегда  одной фразой: «Вот когда я  был советским ученым…», а далее идет интересное, поучительное и содержательное повествование. Всё же Советское время, это была эпоха интереснейших событий, кладезь историй для литературных упражнений. Я всегда жду эти рассказы с удовольствием и вниманием. Так было и на сей раз.
     Тема была, ну прямо скажем, «в тему» для «бывшего советского ученого». Дело в том, что накануне моя старшая дочь защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Я был на этой защите, безмерно переживал и, конечно, радовался её успехам. Мне, к большому сожалению, не пришлось жить в науке,  желание  было, честно скажу, но интересы дела, служба, не дали такой возможности, а вот у старшенькой, получилось.
     «Молодец Евгеша, просто молодец, так ей и передай. Хотя в наше время, когда я был ученым…»
     Всё, зять на коне.
     – Как нынче у вас всё просто. Написал, защитил… Вот в наши времена, когда я был ученым, любое исследование должно было вылежаться, и не менее полугода.
     Я перебил Володю.
     – Погоди, а если этот материал уже востребован? Если сама жизнь просит его на публику? А ты – вылеживаться, вылеживаться… Кому он уже нужен будет, залежалый?
     – Я сказал, материал должен вылежаться и точка. Вон у Татьяны, – это Владимир Глебович о жене своей, – у Татьяны почти десять лет диссертация вылёживалась. Ну и что? Защитила, причем весьма успешно. Сейчас весь университет  её методики знает и пользуется. А?
     – Тоже мне сравнил. Её исследования никогда не устареют, это же педагогика, она требует развития, анализа, сравнений и прочая. А если что-либо с наукой, положим, связанной с новыми технологиями в медицине, в производстве новых средств связи и так далее? Здесь любая остановка и всё – опоздал. Я так думаю.
     Глебыч упорно стоял на своем.
     – Диссертация должно вылежаться. Вот послушай…
     Ну, сейчас будет что-то новенькое.
     «Когда я ещё был ученым, довелось мне общаться с Иваном Тихоновичем П-ским.  Человечище! Гений, титан мысли! Не нахожу других эпитетов в его адрес. Так вот. Был Иван Тихонович членом ВАК, Высшей аттестационной комиссии. И вот, как-то, приехав в наш институт, рассказал интересную и поучительную историю.Один из ответственных работником ЦК Компартии одной из союзных республик, не будем называть фамилию, человек достойный и интересный, представил к защите диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук. Работа была объемная, полна исторических фактов, оценок, одним словом, для науки – это интересный, самобытный материал. Иван Тихонович оппонировал соискателю, а потому его рассказу можно было верить.
     Защита прошла блестяще. Как водится, коньячком закрепили, пожелали человеку светлого будущего на научном поприще и отправили материал в ВАК.
ВАК такие материалы рассматривал не сразу, я же говорю, исследование должно было вылежаться, срок не велик, где-то полгода.
     Ждет соискатель.
     Шесть месяцев ждет, семь, восемь.
     Вот уж и звонки пошли. Где, мол, мои документы, почему я ещё не доктор наук?
     В ВАКе легкая паника, ответственный работник ЦК, перспективный сотрудник, резерв аппарата ЦК КПСС…
     Нет диссертации.
     Все загашники обыскали, нет документов. По учету почтовых отправлений должны быть, а  в наличии нет.
     Что делать?
     Ну, соискателя успокоили, дескать, ваш труд настолько интересен, что его в настоящее время изучает специально созданная комиссия.
     Товарищ на какое-то время притих. Однако, лишь на какое-то, ведь и он, как впрочем, любой человек, не лишен тщеславия. И уж с коллегами,  друзьями,  за столом всё отметили, осталось визитки напечатать, а тут какой-то затык.
     Непорядок.
     Снова звонки в комиссию.
     Где, да что?
     А что такое ВАК? Это звучит громко, а на самом деле, обычная советская контора с высоченными потолками и массой кабинетов. А в кабинетах сидят простые смертные.
     И надо же так случиться, при очередном обследовании кабинетов на предмет розыска злосчастной диссертации, на стуле в секретариате приёмного отдела, нашли толстенную папку, прикрытую  седушкой-думкой ручной выделки.
     Это было то, что уже несколько месяцев разыскивает аппарат ВАКа! Это была диссертация ответственного товарища из ЦК КП республики!
     Уф…
     Софья Гавриловна, маленькая, хиленькая старушенция, чьим оказался стул в отделе, чуть ли не на коленях умоляла: «Не виноватая я, стул низковат!»
     На том и порешили.
     Стул выкинули.
     Старушке влепили выговор за «беспорядок на рабочем месте». Гнать нельзя, живая история,  она еще Луначарского лично знала.
     Соискателю направили телеграмму с уведомлением, что диссертация утверждена, материал очень полезен и интересен, а главное, материал «нашел практическое применение в реальной жизни».
     Нет, это они не о том, что папка под задницей в конторе полгода пролежала, нет, а о том, что «исторические оценки и выводы, содержащиеся в диссертации, ценны, актуальны и полезны в наши дни».
     Вот.
     Всё в этом мире должно вы-ле-жа-ться!»
     Посмеялись мы, пошутили, пожелали друг другу здоровья и новых встреч и, поехал я восвояси.

     Об этой истории я бы и не вспомнил.
     Но надо было так случиться, позвонил мне с Украины товарищ. Служили некогда вместе, поддерживали неплохие отношения. Судьба, как и всегда впрочем, у всех военных, разбросала по жизни. Я в Москве, он в Украине, в крупном областном центре, учительствует, преподает географию, как-никак военно-политическая академия за плечами,  и есть желание учить ребятишек.
     Было у моего приятеля устойчивое хобби - неистребимая тяга к познаниям. По-разному она проявлялась, не буду утомлять, одно лишь скажу, уже после увольнения в запас, увлекся мой сослуживец исследованиями в области возникновения и становления Украинского государства. Пенсию свою, да отчасти и зарплату он постоянно тратил на различную литературу, древние манускрипты и прочие.
     Я уж не говорю о времени. Все свободное он просиживал в библиотеках, или посвящал чтению добытых источников.
     Материал постепенно вырисовался в могучее историческое исследование.
     Всё хорошо.
     Всё это интересно.
     Но куда это всё деть?
     Как любой исследователь, мой товарищ искал применение своему труду.
Обратился было на кафедру общественных наук одного из ВУЗов города. Получил отказ в сотрудничестве, да не просто отказ. Отказ с угрозами. Мол, куда лезешь? Ты понимаешь, в какую историю ты лезешь? Что ты о «нашей истории знаешь», куда «свой поганый русский нос суешь»?
     Всё, этого было достаточно, чтобы рот исследователя закрылся.
     Но мозги-то ещё шевелятся, надо что-то с этим делать.
     И вот он звонит мне с просьбой посодействовать в рассмотрении  собранного им исследовательского материала здесь, в Москве.
     Отказать другу никак нельзя.
     Принялся я названивать знакомым, кто близок к ученым кругам в области исторических наук.
     Шуршал где-то с неделю, нет результата. Нет лишь только потому, что не было у меня и моих знакомых достойного посреднического выхода в учёные круги.
     Плохо.
     Хотя, что же там плохого? Подсказали верные люди два варианта.
     Первый.
     Автор исследований идет, к примеру, на кафедру в МГУ (иль какой другой ВУЗ), идет сам и сам борется за свой материал. А это – вполне возможно, тяжело, но возможно, конечно, при условии, что материал интересен. Что я здесь мог? Разве что жильё ему на время беготни по столице предоставить. Это я мог, запросто.
     И второй.
     Садишься к любимому детищу, компьютеру, входишь в интернет. Набираешь в поисковой строке заветное – «диссертация…» и мгновенно получаешь несколько десятков тысяч ответов.
     Вот я и посмотрел, чем в интернете научный мир дышит.

     А теперь…
     Вот они, размышления у компьютера.

     Прежде всего, я не прав, это не научный мир дышит, это огромный, четко налаженный и уже практически легальный бизнес дышит. Причем он не просто дышит, он сосёт как огромный мощные пылесос. Засасывает всех, и научную среду, и дельцов от науки, и научных чиновников.
     Посудите сами.
     Конторки, предлагающие свои интеллектуальные услуги, делают всё, и пишут сочинения школьникам, олухам безграмотным, чьи родители лишь субсидируют свои чада деньгами за пятерка в дневниках.
     За приличную мзду кормят рефератами студентов, годами не посещающих занятия в ВУЗах.
     Готовят, так сказать «под ключ» диссертации чиновникам, бизнесменам, прочей братии, которая имеет деньги, но не располагает талантами в науке. А уж тема исследования, это дело второе, пустяк, лишь бы в визитке значимо звучало: «Доктор философии, консультант генерального директора фирмы «Рога и копыта», далее фамилия.
     Причём это кормушка не для одного человека.
     Когда я звонил по предложенным в интернете контактам компаний, я  узнал удивительную вещь.  Люди в этих фирмах даже не берутся  помочь таким «самобытным ботаникам», как мой украинский товарищ. Не берутся по одной  весьма тривиальной причине. Они не владеют предметом, не знают науку, не любят её, у них в глазах только доллары и евро.
     Вот,  к примеру, содержание разговора с сотрудником одной из таких фирм.
     «– Нет, мы не беремся заниматься такого вида помощью.
     – Почему?
     – У нас нет таких специалистов. Точнее они, может быть, и есть, даже наверняка есть, но их надо искать. А это время. Время в наш век,  дорогой товарищ, это деньги. Вот если бы ваш друг глянул на наш «кирпич» (это готовый вариант диссертации), мы бы при условии, что он его устраивает, провели  эту научную работу по всем ступенькам, вплоть до ВАКа».
     Понимаете, как стоит вопрос?
     Сидит у телефона мышь безграмотная, попугаем работает. Если кто клюнет, она дает уже отмашку своему шефу, тот в разработку некому специалисту (таких умниц  в стране масса). За деньги они могут даже маршрут комара от личинки до твоей дачи исследовать.
     И всё.
     Дело сделано.
     Несколько месяцев – и деньги в кармане. А если это всё на потоке, так не просто деньги, а хорошие деньги.
     Чем не бизнес?
     Надо лишь по всей цепи  будущей диссертации иметь людей.
     А как грамотно выглядит их реклама!

     «Диссертации, монографии, дипломные работы – выполнение и консультации по написанию.Команда сотрудников научно-консультационного проекта… (не буду называть фирму), рада приветствовать Вас на своем сайте. Проект работает для Вас с 2000 года. Наша постоянная команда профессионалов окажет качественную, высококвалифицированную помощь каждому аспиранту или студенту, нуждающемуся в этом.Мы выполняем монографии, дипломные и диссертационные проекты «под ключ», готовы оказать редакционную и издательскую помощь.
АКЦИЯ! В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА СКИДКА НА НАШИ УСЛУГИ – 20%!Наш коллектив работает с 2000 года и имеет огромный опыт работы в сфере оказания консультационных услуг и редактирования научных текстов разного уровня сложности, что актуально как для студентов, так и для аспирантов и докторантов. Наши консультанты – опытные специалисты, имеющие ученые степени кандидатов и докторов наук, работающие в МГУ, МГИМО, Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов (СПбГУЭФ), РАГС при Президенте РФ, РЭУ им. Г.В. Плеханова и др. Мы гарантируем профессионализм и высокий уровень оказания консультационно-информационных услуг по редактированию научных исследований в области экономики, юриспруденции, социологии, истории, философии, психологии, педагогики, иностранных языков, информатики и техники.Наши специалисты-консультанты помогут Вам…»

     И не слова о том, что  «мы всё сделаем за вас», только консультации.
     Безобидно и вполне законно.
     Что?
     Не так?
     Да пусть у тебя семь пядей во лбу, ты в одиночку, сам и полшага не сделаешь.
     Допустим, ты провел исследовательскую работу.
     Допустим.
     А кто сделает её экспертизу? А?
     Это же работа целой организации, к ней соискатель должен быть прикреплен.
Ну, допустим, ты нашел такую организацию и ждешь заключение её по материалам.
     А заключение по экспертизе дается в течение двух месяцев.
     Опять жди. Не факт, что оно будет положительным.
     Далее готовишь документы для  защиты в диссертационном Совете. Так его так же надо найти. И у Совета есть еще два месяца на работу с вашим материалом.
     А автореферат. Право его печатать дает диссертационный совет. Так его, этот автореферат, надо написать. Есть к нему требования и по объему, вплоть до строки, и по прочим позициям.
     А оппоненты. Их тоже надо найти, да еще отзывы получить.
     А отзыв ведущей организации. Тоже не короткая песня.
     А процедура защиты, а ВАК…
     Одним словом, как не крути, а без «консультаций» и «не туды и не сюды».
     Позвонил я в Украину своему товарищу, пообщались на тему, как сохранить его исследования,  как лучше использовать накопленный материал, ну и так далее.
     К концу разговора чувствую я, сник мой друг, расстроился, обмяк, и тут вспомнился мне рассказ Владимира Глебовича.
     Рассказал историю в красках, посмешнее старался, и посмеялись вместе.
– Не расстраивайся, друг мой, пусть материал вылежаться, не время еще его огласке предавать. Пока, браток!
     Положил я трубку и сам расстроился.
     Вот трудится человек, трудится, считает свою работу полезной.
     Не за деньги работает, нет, ни в коем случае.
     И на тебе…

     Спустя несколько месяцев звонит мне мой украинский сослуживец.
     – Саня, радость у меня: все же попробовал я самостоятельно с диссертацией пробиться. Получилось. Соискателем теперь на кафедре истории в академии числюсь. Материал понравился, думаю через полгодика-годик, выйду на защиту. А пока пусть вылеживается.
     И мы  рассмеялись.
     Знаем почему.
     Пусть пока вылеживается…